Культура

Марочный миллионер Илющенко

Марочный миллионер Илющенко

Вы когда-нибудь встречали марочного миллионера? Мне вот посчастливилось! А хотели бы увидеть стеклянную почтовую марку? Ах, вы и не знали о том, что такая существует? Представьте себе мое удивление, когда в разговоре с филателистом Евгением Илющенко я выяснила, что бывает еще и не такое! Марки из кожи, серебра, шелка, сургуча, пластика и даже инкрустированные кристаллами Сваровски, марки мини-фильмы… Заинтригованы? Тогда обо всем по порядку.

Марка – это не только знак почтовой оплаты. Первая в истории марка стандартного типа была выполнена в черном цвете и имела достоинство в один пенни. Именно она положила начало в 1840 году в Великобритании способу оплаты почтовых услуг. Постепенно марка становилась объектом пристального внимания коллекционеров. Так, в дальнейшем, развилось целое направление – филателия.

Как выяснилось, не всегда марки изготавливались из бумаги. В разных странах прежде для этой цели использовали капрон, дерево, золото и серебро. Часть марок из вышеперечисленных материалов можно увидеть, посетив персональную выставку известного усть-каменогорского коллекционера Евгения Илющенко «Необычные марки», которая проходит в областном архитектурно-этнографическом и природно-ландшафтном музее-заповеднике.

БРАТЬ НЕ КОЛИЧЕСТВОМ, А КАЧЕСТВОМ

Сам Евгений Федорович не оставляет идею о приобретении в коллекцию стеклянной марки.

– В прошлом году в Австрии выпустили такую! – поясняет он. – Узнал, что у одной фрау она имеется. Стеклянная марка – это идея, доведенная до абсурда. Ей же нельзя воспользоваться по прямому назначению! На конверт не наклеишь. Тем она и привлекательна для коллекционера. Хочу в конце всей этой экспозиции, посвященной маркам на необычных материалах, поместить именно ее. Пока только не удалось получить, но надежду не теряю.

Любопытно, что все остальные марки, которые представлены на экспозиции, хоть и выполнены из необычных материалов, но хоть сейчас готовы к применению в качестве оплаты почтовых услуг. Здесь есть швейцарская марка, сделанная на дереве. И рядом с ней размещена традиционная бумажная. Обе они погашены, то есть реально прошли почту.

Эта выставка лишь одно из направлений всей коллекции Илющенко. В ней не более пятидесяти марок. Признается, что их количество никогда не считал, но знает, что миллионером по маркам был точно.

– Но это меня не особо волновало, – улыбается Евгений Федорович. – Тут главное не количество, а качество и тема. Хорошая коллекция может состоять и из пятнадцати марок, если идея интересная. И собирать эти марки будешь долгие годы. А это такой азарт!

Увы, постепенно угасает интерес к филателии. По словам Евгения Федоровича, среди коллекционеров редко встретишь людей даже сорокалетнего возраста. Поэтому появилось желание привлечь внимание молодежи, заинтересовать тем, что существуют почтовые марки из необычных материалов.

– Думаю, это очень эффектный, необычный способ найти сподвижников в будущем, – размышляет Илющенко. – Сегодня это большая проблема не только в Казахстане, России. Во многих странах мира количество коллекционеров сокращается. На смену приходит масса других увлечений. Время не стоит на месте. И все же будет очень жаль, если интерес к маркам угаснет совсем. Поэтому хочется показать подросткам, насколько это хобби увлекательно и познавательно. Вдруг «зацепит», как меня когда-то?

Евгения Федоровича «зацепило» еще в школе, в четвертом классе. С тех пор, с некоторыми перерывами, коллекционирование продолжается.

– В том возрасте мои сверстники собирали все – от конфетных фантиков до винных этикеток, – вспоминает он. – Интерес к окружающему миру в те годы был повышенный. Интернета не было, телевизоры еще только начали появляться. И коллекционирование было одним из способов познания мира. Мы сравнивали, изучали, узнавали какие–то факты, историю разных стран. Это в некотором роде даже способствовало повышению успеваемости.

Евгения Илющенко марки захватили сразу же. Потом, в студенческие годы, был некоторый спад интереса к филателии. В силу каких-то жизненных обстоятельств, другие важные вещи выходили на первый план.

– А вот теперь, – смеется мой собеседник, – пришли самые лучшие годы для занятия коллекционированием.

МАРКИ С БРИЛЛИАНТОВОЙ РОССЫПЬЮ

Коллекционирование – вещь действительно увлекательная. Для коллекционера вопрос – чем я буду заниматься – вообще не стоит. Объектов и направлений – миллион.

– Совершенно случайно открыл для себя такую тему, как победа во Второй мировой войне… на таксофонных картах, – рассказывает Евгений Федорович. – Многие уже даже и не знают, что это такое. Таксофонные карты появились в Казахстане в 1998 году, а теперь постепенно выходят из обихода. Меня это заинтересовало, и коллекция стала оформляться. Сначала на сайте коллекционеров увидел таксофонную карту Дании. Потом мне предложили французские таксофонные карты. Так и пошло. Теперь тоже появилась идея когда-нибудь показать широкому кругу и эту коллекцию.

А вот первая марка, которая положила начало выставке «Необычные марки», как выяснилось, была из сургуча. Ее Евгений Федорович приобрел через всемирную торговую площадку, прислана она была из Индии. Представить, что люди уже креативничали в 1852 году, сложно. Но так было. В то время Индия была колонией Великобритании, найти марки для почтового обращения было трудно. Решили таким образом выйти из положения – сделать их из сургуча.

Теперь повидавшего всякие марки Евгения Федоровича удивить чем-то необычным, пожалуй, трудно. Но свершилось и такое! У многих почтовых служб мира сегодня есть горячее желание поразить воображение и привлечь внимание, поэтому в ход идут самые невообразимые идеи. Так, Австрийская почта и знаменитая компания Сваровски в совместном проекте выпустили марку, инкрустированную псевдо-бриллиантами.

– Это смотрится, конечно, удивительно, – признается Илющенко. – Когда я получил эту марку из Австрии, я испытал приятный шок, поражен был невероятно! Один лишь в ней недостаток – слишком велик риск, что до получателя эта марка не дойдет, – смеется Евгений Федорович.

Кстати, этот шедевр также представлен среди экспонатов выставки «Необычные марки». И, по словам Евгения Федоровича, границ подобному эпатажу в мире марок нет. Сейчас выпускают марки с напылением пыли кометы, суперизвестного теннисного корта, марки и блоки с вулканическим пеплом. И нет предела совершенству!

Появляются новые технологии, а вместе с ними марки с живым изображением – минифильмы длиною в три секунды. Когда ее вращаешь, видно, как забивается гол на каком-нибудь матче или как движется рука и так далее.

– Первые марки были неказистые, – поясняет мой собеседник. – Они были введены в обращение в 60-е годы прошлого века, и тогда это был мировой шок. Объемные изображения – невероятные вещи для тех времен! Теперь новейшие технологии позволяют добиться еще более реалистичного объема, бесподобное зрелище! Думаю, когда-нибудь специально сделаем экспозицию по направлению «Почтовая марка и движение». Уверен, будет здорово!

КАЗАХСТАНСКИЕ «НЕОБЫЧКИ»

Планов на перспективу у Евгения Федоровича много. Есть любопытные казахстанские марки различной тематики. Несмотря на то, что государство наше молодое, в Казахстане уже вышло более одной тысячи марок. Первая появилась 20 марта 1992 года. Они очень интересные, разнообразные, отражают культуру, историю страны.

– Интерес у мира к казахстанским маркам очень большой, – отмечает Евгений Федорович. – Республике есть чем гордиться: природой, космосом, спортивными достижениями. Есть что показать. Мне довелось беседовать с людьми, занимающимися производством почтовых марок. И они поддерживают идею создания в Казахстане «необычки», как я это называю. Это может быть два варианта: древне-архаический – на коже и суперсовременный – на титане. По-моему, очень необычно. И частичку своего вклада во всемирную филателию Казахстан тем самым внесет.

Будем надеяться, что этот проект в скором времени найдет свое воплощение, и следить за дальнейшими обновлениями выставки. Очень хочется, чтобы заветная стеклянная марка в ней все же появилась!

Наталия Ершова
Фото Сергея Сурова

Еще новости

Back to top button