Гость номера

Книжный поход: от Санкт-Петербурга до Усть-Каменогорска

Как домашние питомцы одновременно помогают и мешают создавать художественные произведения, рассказал писатель из Санкт-Петербурга Евгений Рудашевский.

Книжный поход:  от Санкт-Петербурга до Усть-КаменогорскаО нашем герое смело можно сказать – «человек и пароход». Дрессировщик, коммивояжёр, журналист, путешественник, писатель… Евгений Рудашевский попробовал себя во многих ипостасях, но истинным призванием считает литературу.

Я – первый гуманитарий в семье преподавателей технических специальностей, – отмечает он. – Родные до сих пор не понимают, почему я выбрал именно это направление.

– В каком возрасте в Вас проявилась писательская жилка?

В детстве из-за частых переездов у меня не было полноценного общения со сверстниками и это нужно было как-то компенсировать. Я создавал свои миры, истории и отражал их на бумаге.  В пятом классе написал первый рассказ о кошке.  И затем уже так любое событие, переживание фиксировал на бумаге. С тех пор это стало моей привычкой.

– Какие факторы повлияли на выбор профессии журналиста?

– Изначально учился на юриста. К счастью, вовремя сбежал из университета (смеется). Путешествовал по Европе, России, Азии автостопом, пешими походами. Понял, что хочу работать с текстами. Опубликовал свои первые рассказы в журналах. Меня одновременно пригласили в Литературный институт и Университет печати на факультет журналистики. В итоге я пошел учиться в МГУП им. И. Федорова, чтобы освоить академическую языковую базу. Шесть лет работал корреспондентом в журнале «Русская мысль», одновременно пробуя себя на литературном поприще.

– Какое влияние оказала журналистика на Вашу писательскую деятельность?

– Журналистика мне дала умение работать с материалами в архивах, музеях. Это именно та фактология, которая неизбежно есть в любом произведении.

– Как проходит Ваш день?

– У меня вахтовая жизнь. Одна половина – это поездки, сбор материалов. А в поездках никакого графика быть не может, потому что для полноты картины нужно увидеть все. Когда соберу весь материал, то перехожу на строгий режим – встаю в 4:50 и ложусь в 22:00. Такой график помогает сконцентрироваться.

Расскажите, в каких странах Вы побывали?

– Сейчас выходит приключенческая тетралогия «Город Солнца». События начинают развиваться в России, затем переходят в Индию, а в финале – Перу, Южная Америка, Амазония. Вся работа над содержанием, естественно, велась в этих странах. Также в список входят местности, которые описаны в других книгах – «Здравствуй, брат мой Бзоу!» (Абхазия), «Солонго. Тайна пропавшей экспедиции» (Сибирь).

– Входит ли в Ваш список Казахстан, в частности наша область?

– Лет семь назад был проездом в Казахстане, когда из Омска добирался до Иссык-Куля. В Восточно-Казахстанской области впервые.

– В своих книгах Вы описываете реальные истории, облекая их в художественную форму. Как это происходит?

– За основу берутся реальные события, но это не значит, что я просто пересказываю. Все «переплавляется», а иногда изменяется до неузнаваемости. Это называется художественная правда.

– Какое значение имеют Ваши произведения?

– Никогда не возьмусь сказать, что они несут в себе. Я рассказываю истории, помогаю взглянуть на мир глазами младенца, старика-эвенка, женщины из Абхазии, то есть увидеть мир иначе и лучше понять самого себя на этом контрасте. Каждый из героев – это тот, кем бы ты мог быть, если бы твоя жизнь сложилась по-другому.

– Согласны с трактовкой, что Вы писатель для подростковой категории читателей?

– Никогда не ограничивал свою возрастную категорию читателей. И для меня было новостью, что мою книгу «Здравствуй, брат мой Бзоу!» отнесли к подростковому издательству. Мне кажется, что настоящая история может привлечь любого читателя независимо от возраста.

– Назовите пять притягательных моментов писательской деятельности.

– Главным для меня является свобода. Работал в разных сферах: уборщиком, коммивояжёром, таёжным провод-
ником, дрессировщиком и т. д. Но я не чувствовал себя свободным. Писательская деятельность, которой я сейчас занимаюсь, позволила ощутить эту независимость. Для меня нет разграничений между работой и личной жизнью. Это непрерывный процесс, за каждую новую историю я берусь с большим воодушевлением. Также для меня важно видеть светлые лица читателей, улыбки библиотекарей, посещать разные города и страны в рамках рабочих поездок и замечать свои книги на полках в книжном магазине.

– Интересно, а чем Вас привлекла дрессура?

– Это произошло случайно. Работал администратором в интернет-магазине и в какой-то момент понял, что это не совсем то, что мне нужно. Во время обеда я вышел на Ленинградское шоссе и сам себе сказал: «Сейчас ты поднимаешь руку, и если в течение пяти минут кто-нибудь останавливается, то ты исчезаешь, если нет – работаешь еще месяц на этом месте». Я так и сделал, через три минуты остановился «КамАЗ» и мне пришлось исчезнуть (улыбается). При этом я не забрал вещи и документы. В Иркутске в газете нашел объявление, в котором предлагали  поработать с животными – нерпами и дельфинами. Вместо запланированных двух недель проработал два года – от помощника дворника до старшего дрессировщика.

– Какое место занимают питомцы в Вашей семье?

– Лохматые бандиты – кошки – мешают, когда работаешь, и приходится от них всегда откупаться. Когда меня спрашивают: «Какая самая главная трудность в работе автора?», всегда отвечаю: «На даче мой рабочий кабинет весь заложен бумагами и стоит мне отвлечься, как врывается кот и рушит все сюжетные линии. Не удивлюсь, что некоторые моменты я так и не смог восстановить и свою лепту в развитие сюжета внес кот». С другой стороны, они помогают выпустить пар, есть на кого поворчать – если что-то не получается, то виноваты кошки. Шучу, конечно! Они поддерживают своим лохматым боком. У них есть самое главное отличие от людей – они не умеют говорить, поэтому в их компании приятно находиться всегда.

– Вам приходилось сталкиваться с творческим кризисом?

– Творческий кризис – это как?! Не бывает такого, что не пишется совсем. Иногда возникает то, что тяжело выстроить конструкцию, сформулировать, описать и т. д. А так, чтобы сидеть перед открытым листом и не знать, что написать – такого нет.

– Какое напутствие Вы бы дали начинающим журналистам и писателям?

Не слушать никаких напутствий. Самое главное – изучая серьезный предмет, не относиться к нему слишком серьезно. Никогда не стоит забывать, что язык свободен и может существовать в разных формах.

Титулы, награды и премии Евгения Рудашевского

– «Книгуру» (лауреат IV Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества, 2013 год, за книгу «Здравствуй, брат мой Бзоу!»).

– «Золотой Дельвиг» (лауреат литературной премии в номинации «Молодой Дельвиг» – «За новизну подхода к жанру путевых очерков» за путевые заметки из Индии, 2014 год).

– Южно-Уральская литературная премия (победитель IV сезона, 2015 год, за книгу «Здравствуй, брат мой Бзоу!»).

– «Новая детская книга» (призёр VII сезона, 2016 год, за первую книгу из цикла «Эрхегорд. Сумеречный город»).

– Литературная премия им. В. П. Крапивина (лауреат 2017 года за книгу «Ворон»).

– Знак «Нравится детям Ленинградской области» (2018 год, за книгу «Бессонница»).

Татьяна Кравченко

Еще новости

Back to top button