Общество

Ключ к познанию души народа

В Усть-Каменогорске состоялся областной конкурс знатоков казахского языка среди молодежи русской национальности в возрасте 14-22 лет. Для него выбрана тема «Язык – ключ к познанию души народа». Участниками его стали победители отборочных туров, проведенных в тринадцати районах и городах Восточного Казахстана.

Ключ к познанию души народаНельзя не заметить, что конкурсные задания с каждым годом становятся сложнее, соответственно языковые навыки конкурсантов не стоят на месте. Ныне, скажем, требовалось написать эссе на заданную тему, выполнить тестовое задание, включающее 45 вопросов, почти экспромтом составить монолог, стараясь раскрыть как можно шире тему, выпавшую по воле «жребия».

Кому-то предстояло рассказать о значении выставки «ЭКСПО-2017» или о языке (не только государственном) как о семейной ценности. Надо думать, что при этом ставилось целью не только выявление уровня знаний по грамматике и лексике казахского языка, но и кругозора конкурсантов, информированности о происходящих вокруг событиях.

С задачей конкурсанты справились по-разному. Но в целом именно в этом компоненте у жюри были серьезные, надо сказать, вполне обоснованные претензии к участникам. Кто-то не сумел назвать имя спортсмена, прославившего нашу область на весь мир на Олимпийских играх, кто-то – хоть одну книгу о Великой Отечественной войне, годовщину которой только что отметили. Заметим, не только казахских писателей и на казахском языке.

Момент был острым настолько, что на какое-то время оказалось под вопросом присуждение Гран-при.

Все же оно было присуждено. Его обладательницей стала ученица 10-го класса из Курчумского района Настя Смольцаренко, которой предстоит теперь защищать честь Восточного Казахстана на республиканском конкурсе.

Следующие призовые места распределились таким образом: Ксения Бердюгина из Урджарского района на первом, Анна Раздомина из Кокпектинского на втором и Виктория Гусева из города Зыряновска на третьем.

Некоторые наставники в беседе с корреспондентом высказали мнение о том, что участники конкурса из городов и районов, где нет среды общения на казахском языке, оказываются в неравных условиях с другими. Приводили конкретную школу, где из 528 учеников только 11 являются детьми казахской национальности. Следовательно, пока что нет класса с обучением на государственном языке и во внеурочное время пообщаться на казахском не с кем.

В то же время, в Зыряновске, чтобы решить эту проблему, отдают детей в садики с казахским языком обучения, а в школы – с русским. До школьного возраста они успевают овладеть азами государственного языка настолько, что в дальнейшем с ним не возникает никаких проблем. Не благодаря ли этому среди призеров традиционного конкурса нередко видим посланцев этого района?

Шакерхан Азмухамбетов

Еще новости

Образование

Ключ к познанию души народа

Состоялся областной конкурс среди этнической молодежи на знание государственного языка. Тему его организаторы, управление по развитию языков, обозначили многообещающе. При переводе на русский она звучит примерно так: «Язык – ключ к познанию души народа».

Ключ к познанию души народа

Организаторы конкурса и специалисты-языковеды, приглашенные в жюри, обратили внимание на то, что в этом году формат его проведения претерпел существенные изменения в сторону усложнения заданий. Конкурсанты, к примеру, впервые за пятнадцать лет проведения таких мероприятий были обязаны написать эссе на одну из трех тем, предложенных им.

Ноу-хау

Судя по всему, именно это требование стало для кого-то настоящим камнем преткновения. Но те, кто был наиболее подготовлен, по мнению членов жюри, и с этим «ноу-хау» справились хорошо. Тест же на знание грамматики казахского языка, последовавший за этим, не представил трудностей для абсолютного большинства участников.

– Это, по существу, задание из школьной программы, – говорили за кулисами наставники, которые готовили своих учеников к смотру и составляли для них группу поддержки.

Заметим, эти работы были проведены конкурсантами за закрытыми дверьми, жюри оценивало переданные им готовые письменные работы. Поэтому автор этих строк не имеет возможности высказать свое мнение о качественном уровне выполненных работ.

А вот два последующих этапа – составление монолога на тему, доставшуюся из скрытой «ячейки», и декламация текста в любом жанре в исполнении участников конкурса по ходу дела переросли в самое настоящее творческое состязание.

Хотя и нет среды общения

Тут впору рассказать об одной участнице, которая не вышла в призеры, но произвела своим выступлением очень приятное впечатление и заслужила симпатии всей аудитории. Это – Алеся Филимонова, ученица 10 класса средней школы села Верх-Убы Шемонаихинского района.

Алеся свой монолог на тему «Молодежь – будущее страны» сымпровизировала на вполне хорошем уровне и «молодежное» стихотворение «Алматы – столица влюбленных» Марфуги Айтхожиной, отнюдь непростое по композиции, прочла четко и эмоционально. «У нас нет среды общения», – ответила Алеся на вопрос, разговаривает ли она на государственном языке дома или с друзьями.

Ее наставники в беседе с корреспондентом подтвердили, что действительно Алеся овладела языком благодаря исключительно своим стараниям. Помимо занятий в школе, помогают ей постоянное чтение художественной литературы, работа с обучающими программами в электронных средствах информации.

Вот так репертуар!

Организаторы и члены жюри конкурса единогласно сошлись на целесообразности, как было сказано выше, усложнения программы с учетом возросшего уровня подготовки нынешних его участников.

«Не говоря о 15-летней давности, в недавнем прошлом не приходилось говорить о выступлениях этнической молодежью с собственными монологами на заданную тему, письменной грамотности на государственном языке», – говорили они.

Надо сказать, темы для монологов были отнюдь не простыми. Занявший первое место студент первого курса Семейского государственного университета им. Шакарима Андрей Остапенко на приличном уровне сумел раскрыть тему «Я – патриот страны». Юлия Гладышева (второе место) из Усть-Каменогорского экономического колледжа убедительно презентовала свою будущую профессию маркетолога.

Школьница из Глубоковского района Лариса Раевская не просто раскрыла, но и развернула в содержательный рассказ тему «Моя Родина», более того, подтвердила свою дочернюю любовь к ней пронзительными стихами Касыма Аманжолова «Туган жер» (Родной край), которые полвека назад были на устах у всей молодежи. Этим содержательным репертуаром Лариса вполне заслужила свое призовое третье место.

А главный приз получила ученица 11-го класса из Урджарского района Валентина Сергунина, которая прошла все три этапа конкурса, показывая хороший уровень базовых знаний по государственному языку. Она будет представлять нашу область на республиканских интеллектуальных состязаниях.
Нам остается сказать, что на конкурс приехали девять участников из четырех городов области и пяти районов. Из ряда регионов, участие посланцев которых на этом мероприятии было бы резонно, не дождались никого. И еще. Обращено внимание на то, что кое-где не были проведены отборочные районные и городские конкурсы, что требовалось положением, а просто направили на областной конкурс тех, кто ранее отличился на абаевских чтениях. В результате многие участники оказались не готовыми к видоизмененной программе конкурса.

Шакерхан Азмухамбетов

Еще новости

Back to top button