Ключ к познанию души народа
В Усть-Каменогорске состоялся областной конкурс знатоков казахского языка среди молодежи русской национальности в возрасте 14-22 лет. Для него выбрана тема «Язык – ключ к познанию души народа». Участниками его стали победители отборочных туров, проведенных в тринадцати районах и городах Восточного Казахстана.
Нельзя не заметить, что конкурсные задания с каждым годом становятся сложнее, соответственно языковые навыки конкурсантов не стоят на месте. Ныне, скажем, требовалось написать эссе на заданную тему, выполнить тестовое задание, включающее 45 вопросов, почти экспромтом составить монолог, стараясь раскрыть как можно шире тему, выпавшую по воле «жребия».
Кому-то предстояло рассказать о значении выставки «ЭКСПО-2017» или о языке (не только государственном) как о семейной ценности. Надо думать, что при этом ставилось целью не только выявление уровня знаний по грамматике и лексике казахского языка, но и кругозора конкурсантов, информированности о происходящих вокруг событиях.
С задачей конкурсанты справились по-разному. Но в целом именно в этом компоненте у жюри были серьезные, надо сказать, вполне обоснованные претензии к участникам. Кто-то не сумел назвать имя спортсмена, прославившего нашу область на весь мир на Олимпийских играх, кто-то – хоть одну книгу о Великой Отечественной войне, годовщину которой только что отметили. Заметим, не только казахских писателей и на казахском языке.
Момент был острым настолько, что на какое-то время оказалось под вопросом присуждение Гран-при.
Все же оно было присуждено. Его обладательницей стала ученица 10-го класса из Курчумского района Настя Смольцаренко, которой предстоит теперь защищать честь Восточного Казахстана на республиканском конкурсе.
Следующие призовые места распределились таким образом: Ксения Бердюгина из Урджарского района на первом, Анна Раздомина из Кокпектинского на втором и Виктория Гусева из города Зыряновска на третьем.
Некоторые наставники в беседе с корреспондентом высказали мнение о том, что участники конкурса из городов и районов, где нет среды общения на казахском языке, оказываются в неравных условиях с другими. Приводили конкретную школу, где из 528 учеников только 11 являются детьми казахской национальности. Следовательно, пока что нет класса с обучением на государственном языке и во внеурочное время пообщаться на казахском не с кем.
В то же время, в Зыряновске, чтобы решить эту проблему, отдают детей в садики с казахским языком обучения, а в школы – с русским. До школьного возраста они успевают овладеть азами государственного языка настолько, что в дальнейшем с ним не возникает никаких проблем. Не благодаря ли этому среди призеров традиционного конкурса нередко видим посланцев этого района?