Культура

Ирина Орищенко: «Я просто люблю»

Ирина Орищенко:  «Я просто люблю»

Чтобы разбудить весну, в Усть-Каменогорск приехала автор-исполнитель, лауреат всесоюзных и международных слетов и фестивалей, в их числе Грушинский, «Московские окна», Ирина Орищенко из Горно-Алтайска. Она прибегла к уже проверенному способу: спела свои песни, которые вызывают у слушателей оттепель в душе.

Концерт больше напоминал теплую встречу друзей. Ирину принимали как родного человека, землячку. С Восточным Казахстаном, Зыряновском и Усть-Каменогорском у нее связано много приятных воспоминаний. Здесь происходило ее становление как автора и организатора бардовских мероприятий, активного члена клуба «Зеленая карета». Здесь же Орищенко написала песни, которые заслужили особую любовь среди слушателей.

Последний раз талантливая поэтесса и исполнительница приезжала в Усть-Каменогорск с концертами пять лет назад. Как волнительно было для горожан, почитателей ее творчества ожидание новой встречи. Тем более что Ирина в этот раз привезла презентацию нового альбома «Ветреная весна», представленного ею ранее в городах России: Горно-Алтайске, Бийске, Барнауле, Томске, Вологде, Ярославле, Москве, Санкт-Петербурге.

Чтобы создать доверительную атмосферу вечера, Ирина Орищенко зажгла свечу.

– Вверяю вам свои мысли и чувства. Они заложены в песнях, которых сегодня у меня в репертуаре уже более пятисот, – призналась исполнительница.

Подарок к 8 марта

На протяжении двух часов менялась тональность концерта. Ирина со своей верной подругой и спутницей – гитарой, ласково названной Марусей, была разной на сцене: шутила, исполняла легкие, веселые композиции, потом переходила на философский поэтический монолог и снова перерождалась, неизменно возвращаясь к диалогу со зрителем.

– Кто не будет мне подпевать, заплатит за выход из зала двойную цену, – иронизировала Ирина Орищенко.

Поддавшись задору и обаянию артистки, зрители незаметно раскрепощались и даже становились соучастниками премьер песен, написанных Ириной Валентиновной за несколько дней до концерта. Одна из них посвящена женщинам Усть-Каменогорска и подарена им в преддверии
8 Марта.

– Желаю вам быть смелыми, неотразимыми, неповторимыми и самое главное – не бояться жить для себя. С чистого листа новый день открыть и собою мир украсить! – пожелала она.

Она вспомнила, как во время одного из приездов в Усть-Каменогорск ее попросили спеть песню на весеннюю тематику. Невероятно, но после выступления Орищенко в городе начал таять снег, пошел дождь. Поклонники тогда с юмором заметили, что Ориша, как зовут ее друзья, разбудила весну. На этот раз погода не поддалась на уговоры удивительной гостьи из Горно-Алтайска, но души зрителей пробудились после зимней спячки, мечтали, радовались, грустили под глубокий голос артиста, лирические образы и приятную мелодию композиций. Горожане просили исполнить уже знакомые песни – «Два удава», «Вороненок», «Нетелефонный разговор», «Тет-а-Тет», «Взять до Москвы билет», в которых так или иначе был сокрыт ответ на вопрос: как жить?

– Я просто люблю, – поделилась «рецептом» Ирина Валентиновна. – Пишу стихи с четвертого класса, песни – с седьмого. Просыпаюсь утром – и строки уже рождаются. С ними же и засыпаю. Если хотя бы одно слово, фраза, песня запала в чью-то душу, сердце – значит все не зря.

Ее адрес – не дом и не улица

По завершении двухчасового концерта, раздачи автографов Ирина Орищенко уже в гримерке позволила себе немного расслабиться, закурив тонкую сигарету в мундштуке. Даже после такой эмоциональной и физической нагрузки в конце вечера артистка была полна сил и энергии: «Мы, барды, можем петь по четыре-пять часов кряду, ночи напролет. И хоть бы что», – заметила Ирина Валентиновна, подтвердив тем самым, что авторская песня – это призвание, состояние души.

– Весна, наверное, имеет особое значение в Вашей жизни: взять хотя бы дату рождения – 16 мая, название последнего альбома «Ветреная весна»…

– Весна ассоциируется у меня с ожиданием чего-то нового. Она открывает для меня новый мир, новые краски. Очень часто влюбляюсь именно весной. Поэтому в моем репертуаре много песен об этом чувстве и времени года.

– Каким ветром однажды Вас занесло в Восточный Казахстан?

– Родилась я в Ленинграде, потом мама, строитель по профессии, увезла меня в Кронштадт, после были: Ташкент, Самарканд, Пермь, Ханты-Мансийск… В Тюмени вышла замуж и за супругом приехала в Зыряновск, а еще через какое-то время переехала жить в Усть-Каменогорск. Вообще за свою жизнь сменила много городов. Когда перебиралась на Алтай, заметила его сходство с Восточным Казахстаном. А мне здесь было очень уютно.

– Какие ассоциации у Вас вызывает Усть-Каменогорск? Есть какое-нибудь дорогое сердцу местечко?

– Мы снимали с сыном две комнаты в частном доме в районе Речного вокзала. С тех пор люблю набережную Иртыша. Однажды зимой даже искупалась в реке. Кроме того, у Вороньего камня ежегодно на мой день рождения устраивались слеты туристов, бардов. Усть-Каменогорск подарил мне много любви. Здесь познала настоящее многолетнее чувство, к сожалению, безответное. Вместе с тем этот опыт пригодился мне для того, чтобы в последующем осмысленно писать о любви. Теперь я влюбляюсь гораздо чаще. И каждая новая встреча, знакомство с человеком влечет за собой новую песню.

Вкусно «накормить» зрителя

– В Вашем репертуаре разноплановые песни: и блюз, и вальс, и регтайм. Вместе с тем Вы, пожалуй, единственный автор-исполнитель, поющий для детской аудитории. С чем это связано?

– Когда мой сынишка был маленьким, ходил в садик, потом в школу, в тот период и появились мои первые детские песни: «Два удава», «Песенка про Чиха», «Домовой». Первые же мои концерты для детей проходили также в Усть-Каменогорске, в школах и детсадах. Нагрузка была колоссальной – по пять-семь концертов в день. Сын вырос, а песни остались. И я знаю, что сегодня они разучиваются ребятишками на уроках музыки. С годами у меня сложилось несколько авторских песенно-игровых программ для детей детсадовского возраста. Мне советовали выпустить методическое пособие на их основе. Но терпеть не могу корпеть над какими-то трудами.

А сын Костя поет сегодня сам. В 2008 году он выиграл Гран-при Всероссийского фестиваля авторской песни «Бабье лето».

– Могли бы Вы вспомнить самое значимое свое выступление?

– Наверное, это Грушинский фестиваль в 1996 году, на котором я стала лауреатом. Помню, как ощущала мандраж жуткий, ответственность, волнение. После этого все у меня в жизни кардинально поменялось. Меня стали приглашать в жюри, вести творческие мастерские.
Во время одного из фестивалей заметила как-то парнишку из Казахстана. У него был потрясающий язык, классные песни, но он не прошел первый тур. А у меня было право сразу выпустить во второй… Спросила его: «Как ты, казах по национальности, так хорошо и грамотно пишешь на русском?» На что он мне ответил: «А нам нельзя иностранным языком плохо владеть» Я мысленно поаплодировала ему за ответ.

– Вы выступали не только в концертных залах, но и на заводах, в детских домах, местах заключения. Перед какой публикой сложнее петь?
– У моих песен нет возрастных ограничений. Мне всегда есть что сказать и ребенку и старику. Самые эмоционально тяжелые концерты – в местах особого режима, где замкнутое пространство, пронизывающие взгляды и пробирающая тишина. Не люблю выступать в Москве. Там каждый день проходит множество концертов. И в мегаполисе я не собираю такую многочисленную публику, как в Усть-Каменогорске. Люблю выступать в Томске. Там потрясающий зритель. Он слышит каждое мое слово, ощущает его вкус. Мне доставляет удовольствие вкусно «накормить» зрителя.

Песни для размышлений

– С годами бардовская песня как-то меняется по содержанию, форме? Есть ли различия у авторской песни Казахстана и России?

– По регионам авторская песня не особо различается. Хотя есть какие-то нюансы. В Томске – блюзовые вариации, в Караганде – ковбойские мотивы. Бардовская песня по природе своей индивидуальна. Каждый исполнитель пропускает произведение через себя и старается быть не похожим ни на кого.

Давно уже нет классической авторской песни: джаз, рок, блюз, кантри – какие только направления не вбирает сегодня в себя песня. Молодые исполнители необычайно многообразны музыкально и поэтически. В их песнях присутствует больше символизма. Они такие фантазеры, что хочется поучиться у них.

– У авторской песни есть будущее?

– Пока люди мыслят, создаются новые песни, которые просятся чтобы их спели. Раз есть исполнители, будут и слушатели. Пока есть слушатели, авторская песня будет жить. Почему поп-артисты сегодня не поют наши творения? Они боятся, что зрители задумаются, а их песни преимущественно для ног.

Дарья Волкоедова

Еще новости

Back to top button