Экономика

Индустриальные пустышки никому не нужны

Вчера состоялось заседание Координационного совета по форсированному индустриально-инновационному развитию под председательством акима Восточного Казахстана Бердыбека САПАРБАЕВА.

Индустриальные пустышки никому не нужныС общей информацией о текущем состоянии дел по формированию и дополнению областной Карты индустриализации выступил начальник областного управления предпринимательства и промышленности Шакарым Буктугутов.

По его словам, в разработке находятся 53 инвестиционных проекта общей стоимостью более 651 млрд тенге.

В нынешнем году с учетом проведенной актуализации планируется реализовать восемь проектов (13,5 млрд тенге), при этом будет создано более тысячи новых рабочих мест.

Проекты разные по тематике и объемам финансирования, но в целом все это новое строительство. В первом полугодии планируется сдать в эксплуатацию завод по производству продуктов из мяса скота и мяса домашней птицы (ТОО «Айтас МП», Уланский район, 1,5 млрд тенге); завод по расширению производства тонкомолотых наполнителей (ТОО «Alina Pro», Семей, 203 млн тенге); базу отдыха (ТОО «Мелада», Зыряновский район, 600 млн тенге); предприятие по изготовлению крышек люков полувагонов (ТОО «Камкор Локомотив», Аягозский район, 117 млн тенге).

В августе-декабре пла-нируется запустить в работу новый завод по производству титановых слябов на территории АО «УК ТМК» (ТОО «ПОСУК Титаниум», Усть-Каменогорск, 9,1 млрд тенге); Таскоринскую золотоизвлекательную фабрику (ТОО «Таскара», Аягозский район, 669 млн тенге); комбинат индустриального строительства (ТОО «Сәт Транс», Семей, 690 млн тенге), а также реконструировать имеющиеся производственные площади под организацию фабрики по выпуску строительных перчаток (ТОО «Технология комфорта», Семей, 900 млн тенге).

Кроме этих проектов, которые находятся в разной степени готовности (первые четыре из них на уровне 75-90 процентов), в Министерство индустрии и новых технологий РК направлены материалы по 32 инвестиционным проектам, в том числе 17 из них со сроками реализации в 2013 году. Десять проектов одобрены для включения в региональную Карту индустриализации, а вот по остальным возникли вопросы.

Аутсайдеры программы

Семь проектов вполне жизнеспособны (их только нужно доработать), остальные пятнадцать отклонены по причине несоответствия целям Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития или из-за низкой степени проработки.

Как отметил в своем выступлении Шакарым Буктугутов, с чиновниками из Астаны спорить трудно, но… можно и нужно, однако многие руководители отраслевых управлений нашей области и не пытались этого делать, ограничившись лишь подготовкой и пересылкой проектной документации в министерства.

Более того, акимы некоторых районов, работники акиматов и областных управлений почему-то считают, что если подготовленные ими проекты утверждены на Координационном совете, они автоматически будут включены в Карту индустриализации. Забывая о том, что на республиканском уровне проводится жесткий отбор проектов, они предварительно проходят экспертную оценку в отраслевых министерствах и только после этого могут получить «добро» на финансирование.

В результате мы имеем то, что имеем. Слабая защита собственных проектов, в большинстве своем очень даже неплохих, ведет к их возвращению на доработку или полному отклонению.

Кстати, управлениями энергетики и коммунального хозяйства, строительства, физической культуры и спорта вообще никакой работы по защите проектов в Астане не проводится. Другие администраторы программ пытаются что-то сделать, но аргументы и доказательства у них при защите проектов слабые и неубедительные. В этом плане исключение составляет разве что только управление сельского хозяйства.

Ну а такие районы нашей области, как Абайский, Бескарагайский, Бородулихинский, Глубоковский, Катон-Карагайский и вовсе не утруждают себя подготовкой солидных инвестиционных проектов. По крайней мере, до сих пор в региональной Карте индустриализации они не представлены.

От задумчивости до медлительности

Далее были заслушаны руководители всех районов и городов, представители предприятий и хозяйств, администраторы программ по поводу доработки конкретных проектов, которые они курируют. К руководителям Семея, Зыряновского, Уланского, Аягозского районов, начальнику управления сельского хозяйства особых претензий не было, работа здесь идет, серьезных проектов много, есть определенные неясности и задержки, но они устранимы.
А вот «задумчивость и медлительность» руководителей Усть-Каменогорска, Бородулихинского района, начальников управления строительства, энергетики и коммунального хозяйства, физической культуры и спорта и некоторых других настораживает.

– Ваше спокойствие и бездействие меня удивляет, – отметил аким области, – зачем вы там сидите, что делаете, чем занимаетесь – непонятно. Взять, к примеру, Усть-Каменогорск. Его промышленный потенциал несравним с потенциалом Семея, а между тем в областном центре всего два проекта. Про завод титановых слябов вообще не говорю, заслуги городских властей в его продвижении нет, там руководство ТМК все само двигает, к тому же через областной, а не городской акимат. А вот возвращение на доработку проекта по расширению и модернизации производства энергосберегающего оборудования на Усть-Каменогорском конденсаторном заводе – это ваш прокол. И полное бездействие работников управления энергетики и коммунального хозяйства.
Плохо работаете и те, и другие, нет у вас тесных контактов с руководителями предприятий, нет заинтересованности в развитии важных для экономики области проектов.

А ведь вопрос энергосбережения, разработка и выпуск оборудования, которое способствует снижению энергоемкости производства, экономии электроэнергии – архиважная задача для нашего региона. А мы в республике даже по установке электросчетчиков (в Усть-Каменогорске в том числе) занимаем чуть ли не последнее место. Так дело не пойдет – или трудиться надо в полную силу, или освобождать свои кресла другим людям, которые умеют и хотят работать.

Также были высказаны претензии и в адрес сотрудников аппарата акима области.

– Что за дела, начинаем проводить селектор, а на местах нет нужных людей, в том числе и акимов районов. Задаешь вопрос – не в курсе, спрашиваешь – где аким или замакима, который курирует эту сферу, в ответ – не знаю! Более того, сейчас в зале нет некоторых начальников управлений (в частности управления строительства, управления физической культуры и спорта). Где они, почему игнорируют совещания? Неужели так трудно заранее всех оповестить и проверить, как выполняется ваша команда? Предлагаю занести в протокол замечание руководителю аппарата акима за недобросовестное выполнение своих обязанностей…

Подводя итоги заседания Координационного совета, Бердыбек САПАРБАЕВ был краток.

– Все проекты, которые возвращены на доработку, – подчеркнул он, – к 1 июля должны снова быть в Астане. Все замечания и недостатки должны быть устранены в кратчайшие сроки. По тем проектам, которые Министерством индустрии и новых технологий отклонены по разным причинам, тоже нужно посидеть, подумать, как их сделать актуальными и привлекательными для нашей экономики. При этом формализм здесь неуместен, не нужно обманывать самих себя, «пустые» проекты ни нам, ни государству не нужны.

Владимир Минченко

Еще новости

Back to top button