Здравоохранение

Гарантированное право на здоровье

Как избавиться от очередей в больницах? Почему в службе «Скорой помощи» не хватает санитаров? Куда можно обратиться пострадавшим от неправомерных действий врачей? На эти и другие вопросы отвечали участники круглого стола под председательством заместителя руководителя департамента по защите прав потребителей Восточно-Казахстанской области Михаила Дерябина.

Гарантированное право на здоровье– Мы постоянно проводим разъяснительную работу с населением в отношении вопроса гарантированной бесплатной медицинской помощи, – рассказала начальник лечебного отдела управления здравоохранения Восточно-Казахстанской области Алия Бегалина. – Право на экстренную бесплатную помощь имеет каждый гражданин РК, а тот, кто стоит в очереди на гарантированную бесплатную помощь, относится к социально незащищенным слоям населения – ветераны ВОВ, матери-героини и т.д. Есть и дорогостоящие услуги, такие, к примеру, как магнитно-резонансная томография, которые также предоставляются в бесплатном порядке нуждающимся слоям населения. Мы планируем распределение бесплатных медуслуг таким образом, чтобы хватило на всех очередников, но не всегда это получается. Так, операцию по протезированию тазобедренных суставов бесплатно могут сделать ста устькаменогорцам и 30 жителям Семея, а в очередь записана уже тысяча человек.

Были заданы и другие актуальные вопросы. Почему в больницах до сих пор очереди, хотя ввели компьютеризированную систему, по которой талоны можно брать через интернет, записываться заранее? По словам Алии Бегалиной, даже за рубежом существуют очереди, так как хороший специалист привлекает всех желающих, оттого и скапливается большое количество людей. Также все зависит от компетенции терапевта, который обслуживает большое количество больных и не всегда справляется со своими обязанностями. Чтобы предупредить такие случаи, нужно каждому главврачу контролировать, как проходит обучение персонала нововведениям.

– Введен комплексно-подушевой тариф, – рассказала Алия Бегалина. – Это значит, что если в СВА не хватает направлений, то ваш терапевт может отправить вас в диагностический центр, так как система достаточно финансируется, чтобы обеспечить вас гарантированной бесплатной помощью. Что касается жалоб на фиктивные скрининги, то хочется отметить: мы слышали об этом, и по этому поводу были проведены проверки. По результатам проверок не выявлено фактов фиктивного скрининга. Я подчеркну, что роль скринингов очень важна, так как в ходе них выявляется большое количество болезней, о которых человек не подозревал, в том числе очень опасных – заболевания в системе кровообращения. Таких больных мы выявляем в год 45-50 тысяч. Задумайтесь о цифре. И мы можем прийти на помощь на ранней стадии, когда человека еще реально вылечить лекарствами.

Поделились своей информацией и представители неправительственного сектора, обществ защиты прав потребителей, председатель общественного совета ВКО Владимир Лопаткин и другие. По их словам, жители, которые обращаются к ним ежедневно с жалобами, зачастую не желают письменно выражать свои вопросы, регистрировать. Это происходит по разным причинам, но специалисты призывают людей быть более активными в защите своих прав и усовершенствовании системы в целом.

– У нас много обращений, – рассказала председатель правления общественного объединения по защите прав потребителей «Аманат» Гульнар Оразаева. – В основном сетуют на качество обслуживания. До суда дела не доводятся. За последнее время вопиющих случаев не было. Однако вспоминается инцидент, когда девушка решила сделать себе пластическую операцию по изменению носа. В результате ей стало трудно дышать. Она обратилась в суд, и даже там врачи говорили, что все было сделано правильно. Ей пришлось прибегнуть к помощи специалиста из Алматы, который смог профессионально проконсультировать судебные органы, чтобы доказать вину врача. В итоге девушка выиграла суд, ей оплатили моральный ущерб, восстановительные операции и т.д.

По словам представителя общественного объединения по защите прав потребителей «Ваше право» Елены Жериховой, жители часто жалуются на то, что в больницах отказываются предоставлять помощь пожилым людям 70-80 лет. Но опять же, эти жалобы не являются зарегистрированными. Также в «Скорой помощи» не всегда хватает медперсонала, который бы мог донести больного до каталки.

– Медицинские работники не могут отказать в помощи, у нас каждый пятый пациент старше 65 лет, – сообщила Алия Бегалина.
– Возможно, что не каждого кладут на госпитализацию, но там все должно соответствовать медицинским показателям.

По информации исполняющей обязанности главного врача станции скорой неотложной медицинской помощи Усть-Каменогорска Гульнар Текимановой, Министерство здравоохранения РК утверждает количество штатных единиц. В результате получается, что в бригаде «скорой» попросту нет санитаров, которые должны были бы носить пациентов. Как и везде не обходится без проблем – обращений и просьб жителей. Во-первых, дополнительные специалисты просто не вошли бы в машину, так как она не вместит медработников, пациента и спецоборудование. Во-вторых, помочь ближнему, которому стало плохо и нужно донести до каталки, могут друзья, родственники, соседи. Что касается скорости приезда, то существует несколько категорий, согласно которым есть больные, до которых нужно во чтобы то ни стало доехать за 15 минут, и есть другие, к которым можно ехать от 30 минут до часа. Это тоже не выдумка самих докторов, а распоряжение, которое утверждается министерством. Самих бригад «Скорой помощи» тоже не хватает – всего 32 на город. То есть одна бригада на десять тысяч человек. Также обслуживаются прилегающие к Усть-Каменогорску села – Новоявленка, Новотроицкое, Боб-ровка, Шмелев лог.

– Но с машинами становится лучше, в этом году мы получили пять «Газелей», которые оснащены современным оборудованием, – говорит Гульнар Текиманова. – В кардиологической бригаде должен быть, например, кардиомонитор. Десять машин у нас полностью укомплектованы. В этом году мы закупили оборудования на 51 миллион тенге.

Подводя итог встречи, Михаил Дерябин поблагодарил врачей и представителей обществ по защите прав потребителей за активное сотрудничество с департаментом и призвал к дальнейшей совместной работе, так как проблем в сфере здравоохранения масса, и их обсуждению можно посвятить еще не одно заседание.

Анна Маципуло

Еще новости

Back to top button