Экономика

Двери, деньги, три ключа, или Правда о домофонах

Платить или не платить? Такой вопрос возникает у всех, кто сталкивается с некачественным предоставлением услуг. Если с волосом в ресторанной котлете все понятно, так сказать, результат на тарелке, то с домофонными компаниями дела обстоят совсем не просто.

Двери, деньги, три ключа,  или Правда о домофонах– С нового года к нам в квартиру не могут дозвониться, потому что наш домофон сломан. Мы сначала думали, что это из-за неуплаты нас отключили. Обычно вносим деньги за обслуживание сразу за полгода вперед или за весь год, а когда последний раз платили, не помню, – начала рассказ Гаухар Накенова. – Приехали в марте платить. Оказывается, с оплатой все в порядке, долг только за месяц был, а домофон не работал с начала января. В последние две недели наш домофон вообще «молчал», всем подъездом на него жаловались. Но фирма долго не бралась за ремонт.

Это одно из сотен возмущений работой домофонных компаний. Возможно, их было бы гораздо меньше, если бы не отсутствие выбора. Фирмы поставили условия, которые буквально загнали пользователей в угол.

Де-юре и де-факто

Полтора года назад несколько домофонных компаний были привлечены к административной ответственности за недоб-
росовестную конкуренцию и нарушение прав потребителей. Тогда специалисты инспекций по ВКО и Алматы провели 14 расследований в отношении 43 субъектов рынка. Как выяснилось, вместе с установкой домофонных систем фирмы также навязывали заключение договора на техническое обслуживание. Таким образом, жильцы домов были лишены права выбора. Хотя на самом деле они вовсе не обязаны заключать договор на техобслуживание с той же самой фирмой, которая установила оборудование – все на вкус и желание потребителей.

– Они, конечно же, имеют право выбрать любую домофонную компанию, которая предложит им лучшие условия, – пояснила начальник антимонопольной инспекции по ВКО Агентства по защите конкуренции (АЗК) Людмила Устьянцева.
– Эта среда конкурентная. На рынке работает большое количество субъектов. Никто не вправе навязывать потребителю заключение договора. В этом он должен быть свободен.

За недобросовестную конкуренцию несколько домофонных компаний уже понесли наказание в виде штрафа. Бюджет области пополнился более чем на миллион тенге. Конфискация монопольного дохода за необоснованное поднятие цен составила три млн тенге. Однако не все компании решились поменять свою политику.

– Поменять фирму, которая занимается техобслуживанием вашего домофона, нельзя, – дали однозначный ответ в одной из компаний.

В другой фирме к вопросу о смене поставщика услуг отнеслись с осторожностью, вежливо предложили оставить свои контакты, чтобы директор смог связаться с нами и лично обговорить ситуацию.

Читать поленились – сами провинились

Вероятно, не у каждого владельца домофонной системы есть привычка читать договор «от корки до корки». Иначе пот-
ребители бы обратили внимание на обилие условий «не в пользу клиента».

Вот выдержка из документа одной из домофонных компаний: «Договор действует в течение семи лет. Если ни одна из сторон не заявила о расторжении договора письменно за один месяц до окончания срока, то последний считается пролонгированным на тот же период, на тех же условиях. Досрочное расторжение возможно в случае коллективного отказа всех собственников квартир подъезда. При этом ими выплачивается неустойка за досрочное расторжение в размере 70 процентов от стоимости устройств, а также стоимость материалов, оборудования и услуг, затраченных «исполнителем» в процессе обслуживания, согласно принятым заявкам, по прайсу на момент расторжения договора». И это несмотря на то, что потребители уже оплатили все ремонты и материалы посредством абонентской платы!

А многим ли выдаются акты выполненных работ на руки, где указывается стоимость затрат на материалы и ремонт? Этот вопрос, скорее всего, останется открытым. К солидной стоимости оборудования добавим счет, который компания может выставить за обслуживание, и «вынужденным» клиентам приходится мириться с условиями и ждать истечения срока.
Ведь только тогда можно расстаться с фирмой без потерь.

Дорогущее «ничье»

Есть еще один интересный факт. Установленное на двери оборудование потребителям не принадлежит. Зачастую жильцы узнают об этом только тогда, когда решаются поменять компанию и наталкиваются на «условия договора».

– Я знаю только один случай, когда в договоре было четко прописано, что домофонная система принадлежит жильцам. Одна женщина, старшая по дому, обратила внимание на то, что в документе не было указано, что это собственность жильцов, хотя они полностью оплатили ее стоимость. Ей исправили договор, – сказала Людмила Устьянцева. – У других же людей в документах написано, что в собственности потребителя находится только дверь и трубка в квартире. Мы проверили документы в рамках расследований. Ни у одной из проверенных домофонных компаний на балансе установленные системы не числятся. Они сразу же по бухгалтерским документам списаны.

Правила – грибы после дождя

Потребительница услуг домофонной компании Гаухар Накенова после нескольких попыток достучаться до руководства своей фирмы вдруг обнаружила новое правило обслуживания. На вопрос, почему уже неделю нет реакции на сообщение о поломке, ей ответили: «Ваш район мы обслуживаем только по четвергам». В обещанный день сломанное устройство сняли с двери. Прошла неделя. Но его не спешат водворять на место. Хотя в договоре написано, что «исполнитель» (обслуживающая компания) обязан устранять неисправности в течение от двух до пяти рабочих дней».

Если раньше домофон как-то защищал подъезд от вечерних «подростковых тусовок», то теперь двери открыты разве что не настежь. Мытье этажей стало бессмысленным делом. Ведь за ночь количество окурков, мусора, плевков на полу (и даже стенах!) стремится к вчерашнему показателю.

– В этом случае нужно смотреть условия договора. Требовать их соблюдения или перерасчета за оплату «нерабочих» дней можно либо мирным путем, либо через суд, – пояснила юрист Мейрамгуль Еркын. – Но перед подачей заявления в суд нужно внимательно изучить договор. Возможно, в нем есть оговорки по определенным видам поломок или эти обязательства не распространяются, например, на случаи, когда устройство перестало работать в результате вандализма или по вине самого потребителя, на что фирма-ответчик может сослаться в суде. В таких случаях правда будет не на вашей стороне. Ведь, подписывая договор, вы соглашаетесь на все его условия, какими бы хищническими они не были. То есть надо заранее смотреть, что именно вы подписываете или не подписывать вовсе.

А потребители и не знали

…или очень мало кто знал, что для открытия двери ключ от домофона не обязателен.

– При установке домофонной системы жильцам навязывается покупка электронных ключей. В то время как открыть можно не только ключом, а также с помощью кода, – рассказала Людмила Устьянцева. – Домофон должен поставляться с кодовой таблицей, в которой указывается четырехзначный код – свой для каждой квартиры. Поэтому потребители имеют право при заключении договоров на установку домофонов требовать прописывания индивидуальных кодов для каждой квартиры.

Мы обзвонили несколько фирм с вопросом об открывании дверей без специальных «отмычек». Везде нам ответили, что индивидуальных кодов на системах нет.

– Дверь открывается только ключом. Его можно изготовить либо в офисе компании, либо сделать дубликат в мастерской по изготовлению ключей, – ответили нам в офисе одной из фирм.

Как пояснил начальник антимонопольной инспекции по ВКО АЗК, представители домофонных компаний якобы стерли коды в интересах потребителей, чтобы их не узнали посторонние. Но пользователи вправе их потребовать.

Нужно быть очень внимательными с выбором домофонной компании, знакомиться с договором до его подписания, потому что, возможно, само подписание может и не состояться. Следует обращать внимание на все детали, даже прописанные мелким шрифтом. Ведь там может скрываться главный козырь компании, который в свое время сыграет не в вашу пользу. Потребителям нужно знать свои права: требовать акты о выполненных работах, гарантийный срок обслуживания и только после его истечения заключать договор на техническое обслуживание с любой фирмой.

– Потребитель, уведомив домофонную компанию, в любое время может расторгнуть договор и перейти на обслуживание в другую, которая предлагает наиболее выгодные условия, – сказала Людмила Устьянцева. – Добавим, что в случае нарушения прав и необоснованного повышения цен на услуги потребитель может обратиться с жалобой в агентство по защите конкуренции.

А можно обойтись и вовсе без договора на техническое обслуживание. По мнению специалистов, экономически выгоднее вызывать мастера только в случае возникновения неполадок в домофонной системе. Потому что не все работы выполняются компаниями в счет абонентской платы. Некоторые виды ремонта оплачиваются жильцами отдельно. Но «бездоговорной» вид существования домофонной системы подходит лишь для дружных соседей, которые без лишних споров могут собрать деньги на ремонт.

Гульмира Цой

Еще новости

Back to top button