Образование

Два крыла профессионального образования

Развитие моногородов тесно увязано с реконструкцией производственных мощностей, появлением новых рабочих мест, объектов малого и среднего бизнеса, о приоритетном развитии которых сейчас говорят на различных уровнях. Однако воплощение всех замыслов и задумок может стать «холостым выстрелом» без обеспечения их высококвалифицированными специалистами.

Два крыла профессионального образования

Как увязать в единый комплекс процесс обучения молодежи с профессиональными навыками, решали в Риддере на заседании отраслевого совета по подготовке кадров для горно-металлургической отрасли.

Местом его проведения стал Риддерский аграрно-технический колледж. Участие в обсуждении приняли не только представители предприятий и учебных заведений области, но и гости из столицы. Марлен Сихаев выступал от имени центра HR-проектов Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий, сделав упор на том, как определиться в едином подходе к сертификации специалистов, избегая разночтений не только с иностранными партнерами, но и казахстанскими фирмами.

На образных правах хозяев опытом внедрения элементов дуальной системы обучения для предприятий ТОО «Казцинк» поделились директор колледжа Александр Самойленко и его заместитель Зайра Зейнешева.

– На начальном этапе работы, – поведали они, – был проведен круглый стол совместно с социальными партнерами. Определены перспективы развития колледжа в условиях модернизации и участие социальных партнеров в разработке учебной документации, модернизации материально-технической базы, профориентационной работе и трудоустройстве.

На следующем этапе при участии социальных партнеров проведено исследование рынка труда, в итоге определена перспективная потребность в кадрах предприятий до 2020 года специалистов с высшим, среднетехническим и начальным профессиональным образованием. Заключены договоры о сотрудничестве, ежегодно проводится анализ трудоустройства. Государственный образовательный заказ с 2011 года формируется на основании заявок работодателей, утвержденных региональным и отраслевым советами по подготовке кадров.

Третий этап работы – разработка рабочих учебных планов, программ при тесном участии работодателей, с учетом особенностей производства и регионального компонента. Совместно с социальными партнерами разработаны рабочие учебные планы по пяти специальностям, доработаны 43 учебные программы, тематика курсовых и дипломных проектов. В разработанную модель специалиста внесены изменения с учетом предложений социальных партнеров. Процесс реализации дуальной системы обучения потребовал корректировки учебных планов с точки зрения организации концентрированного практического обучения.

Совместная работа с применением элементов дуального обучения прослеживается при курсовой подготовке и переподготовке кадров: теоретические занятия проводятся на базе колледжа, практические – на предприятиях. Так в колледже по заявке социальных партнеров и отдела занятости в рамках курсовой подготовки за последние три года было обучено более 500 работников подразделений ТОО «Казцинк» и более 150 человек – по программе занятости.

Вовлечение работодателей в учебный процесс заинтересовывает их в повышении качества подготовки специалистов и является стимулом для совершенствования материально-технической базы. За последние три года ТОО «Казцинк» передал 30 единиц действующего оборудования, смонтировано оборудование лаборатории обогащения полезных ископаемых, автоматизации производства и учебного горного полигона. Особое внимание уделяется электронному обеспечению учебного процесса. Колледжу переданы учебные фильмы, пособия и электронные учебники, разработчиками которых являются специалисты ТОО «Казцинк».

В рамках реализации пилотного проекта акимата ВКО «Модернизация системы технического и профессионального образования» Риддерский колледж определен базовым. В 2012 году здесь организованы и проведены курсы повышения квалификации преподавателей специального цикла дисциплин горного профиля. К процессу обучения были привлечены специалисты ТОО «Казцинк» и ТОО «Altyntau Vostok». На средства областного бюджета приобретено учебное и лабораторное оборудование на сумму 40 миллионов тенге для улучшения материально-технической базы кабинетов и лабораторий опорного колледжа.

В целом использование элементов дуального обучения позволило улучшить показатели качества теоретических знаний, практического обучения и трудоустройства выпускников. Результаты независимой оценки – квалификации по итогам теоретического тестирования получили более 65 процентов учащихся. Практического – 100 процентов. Трудоустроено в среднем 86 процентов выпускников. По специальности – 83,8 процента.

С предложениями, которые, вне всякого сомнения, будут содействовать появлению на предприятиях молодых специалистов, также выступили консультант-эксперт профобразования филиала «Союз «Атамекен» по ВКО Роза Бисикенова, заместитель акима Риддера Раиса Дюсебаева, педагоги из областного центра, Зыряновска, Шемонаихи.

Леонид Троценко
Риддер

Еще новости

Back to top button