Экономика

Домики на колесах

Дом со всей необходимой инфраструктурой вдали от цивилизации всего за один день… Это не сон, это самая настоящая реальность. И не где-нибудь в заокеанских странах, а в нашем Восточном Казахстане.

Домики на колесах

В условиях постоянного роста цен на жилье, квартиры и дома становятся все менее доступными. Для некоторых семей отсутствие собственной крыши над головой становится чуть ли не проблемой номер один. Поэтому все больше жителей планеты в вопросе жилья обращаются к старейшему опыту предков… пусть даже и не своих.

Предприимчивый житель Жарминского района воплотил оригинальную идею в жизнь. Имея фирму с широким спектром услуг и умелых мастеров на все руки, Виктор Исабаев организовал производство жилых вагонов для отгонного животноводства. Автономное электричество, вода из скважины или колодца, а при необходимости, еще и биотуалет можно установить прямо в доме. Таким образом, проблемы, связанные с повышением тарифов, споры с соседями, веерные отключения или перебои в водоснабжении проходят мимо обитателей мобильных жилищ.

Жилье, рожденное за три дня

На металлический каркас одеваются жестяные листы. Изнутри эта коробка утепляется минеральной ватой и закрывается вагонкой. Присоединяются все необходимые коммуникации, и комфортное жилище готово!

Даже несмотря на то, что все блага цивилизации находятся далеко от вагончика, его житель на это скорее не обратит внимания. Электричество «мини-дом» добывает сам. На крыше установлена солнечная батарея и ветрогенератор, который в отличие от солнечной батареи может вырабатывать электричество в любое время суток, лишь бы был небольшой ветер.

– Аккумулятора достаточно, чтобы освещать комнаты вагончика и включать на ночь уличное освещение, – сказал мастер Владимир Цапко. – Можно смотреть телевизор, включать электроприборы мощностью не больше двенадцати вольт.

Маленький холодильник тоже может работать от аккумулятора. Но в продемонстрированном нам варианте он «питается» пропан-бутановой смесью. Одного газового баллона достаточно для работы холодильника на два месяца. Газовая двухконфорная плита компактно уместилась рядом с холодильником. Здесь же в прихожей-кухне стоит умывальник. Это все коммуникации, необходимые жителям круглый год.

В жилом вагончике не замерзнешь зимой даже в самый лютый мороз, потому что дровяная печь легко прогревает маленькое помещение. Пол и стены обработаны деревом. Огнеупорная защита здесь жизненно важная необходимость. Асбестовая прослойка вокруг печи предохраняет дом от возгорания.

– Зимой, когда мы выполняли внутреннюю отделку первых вагончиков, нам самим было интересно, как долго эта печка будет согревать комнаты, – рассказал Владимир Цапко. – Мы забросили маленькую охапку дров, и когда они разгорелись, в домике стало жарко. Тепло держится долго. Единственной протопки хватило на весь день.

Печь предпочитает «питаться» топливом растительного происхождения. Это проще, потому что уголь дает очень высокую температуру. Для маленького помещения такой жар не нужен. Уголь приходится периодически закладывать маленькими горстями, много с ним возни, поэтому топить деревом будет лучше, пояснил мастер.

По опыту других

Вышеперечисленные удобства имеются в так называемом стандартном виде продукции. Жилища на заказ могут быть самых разных вариантов комплектации и размеров, пояснили на предприятии.

– В основном мы делаем вагоны на лыжах и с петлями на крыше, чтобы их легко было перевозить и устанавливать, – сказал Владимир Цапко. – Если клиент пожелает, конечно, мы сделаем все, что угодно. Можно поставить биотуалет, сделать трехкомнатный домик или вообще установить душевую кабину. Одно из предприятий заказывало общественную уборную, которую нужно установить на руднике. Они привезли свой контейнер, который мы оборудовали всем необходимым. Вода и электричество там уже есть, конечно. Нам оставалось только встроить сантехнику, бойлер; врезать трубы для холодной воды и канализационного стока.

Такой вид жилья не требует государственного номера, техпаспорта, разрешения от различных ведомств или любого другого документа для ввода в эксплуатацию. Это своего рода «легкое жилье». В Европе и США подобные жилища стали востребованными после волны мирового кризиса 2008 года, отмечается в некоторых СМИ. Подобный формат домов обладает рядом преимуществ над традиционным современным жильем. Например, в Чехии используют юрты в качестве временного пристанища для лесозаготовителей или строителей, а также вместо домов отдыха для туристов. По опыту европейских стран и США приобретать такой вид жилища оказалось менее затратным делом, чем строить гостевые домики. В юрты, находящиеся вблизи водоемов, можно провести воду и установить биотуалеты. А по окончании сезона просто отсоединить все коммуникации и свернуть домик до лучших времен. Так традиции прошлых поколений переплетаются с современными технологиями.

В Восточном Казахстане такого массового использования мобильных домов в туристической сфере пока не наблюдается. Юрты или вагончики используются в основном как временное жилье для людей, занятых в разных сферах: отгонном животноводстве, пчеловодстве, добыче металла и т.д. Тем не менее, на предприятии в Жарминском районе видят большое будущее мобильных жилищ в туристической отрасли.

«Эколасточка»

Строительство первого в Казахстане экодома, имеющего максимум автономных коммуникаций, началось в 2011 году в Астане, об этом сообщил информационный сайт «Kazakhstan Today».

По задумке создателей, коттедж должен быть построен из естественных материалов – прессованной соломы и камыша. Он автономно обеспечивается водой. Отходы жизнедеятельности домочадцев не поступают в общегородскую канализацию, а превращаются в природный компост для огорода.

Экодом питается электроэнергией, главным образом, от солнечных батарей. Фотоэлементы располагаются на двухскатной крыше. Отопление в доме добывается в специальной печи медленного горения, которая потребляет уголь в пять раз меньше. А в солнечный зимний день в помощь угольному теплу добавляется электрокотел.

По словам менеджера проекта, пользование внешними централизованными источникам сокращено в шесть-семь раз. Затраты на экооснащение жители покроют за восемь лет.

Чистый транспорт

Научные достижения постепенно открывают границы «экологически чистых возможностей» человечества. Первый рейс солнечного электропоезда совершен в 2011 году. Это был путь из Парижа в Амстердам, где построили тоннель из солнечных батарей длиной 3,4 километра. 16 тысяч батарей обеспечивают энергией поезда, пролетающие мимо со скоростью 300 километров в час, а остатки энергии используются Антверпеном. Проект обошелся в 15,7 млн евро и позволяет вырабатывать ежегодно 3,3 тысячи мегаватт-часов. Такое количество электроэнергии покрывает потребности почти тысячи семей.

«Живые» крыши – мода и необходимость

В последние годы входит в моду озеленение крыш. Несомненно, этот процесс имеет экологическую составляющую. Как утверждают некоторые ученые, кровельная растительность – это естественный регулятор микроклимата в помещениях. Она защищает от холода зимой и сохраняет прохладу летом. Таким образом, сокращаются расходы на кондиционирование и отопление. Растения увлажняют воздух, очищают его, поглощая пыль и вредные вещества, а также выступают в роли звукоизоляторов, что делает этот вид дизайна особенно популярным в мегаполисах.

Озеленение крыши можно смело назвать одним из древнейших видов ландшафтного дизайна, насчитывающего не одно тысячелетие опыта. Легендарные «Висячие сады Семирамиды», расположенные на высоте 25 метров, – ярчайший тому пример. Они были посажены в 600 году до нашей эры. В семнадцатом веке «верховные» сады также украшали террасы Московского Кремля. Десятки великолепных примеров насчитывает история человечества.

Основываясь на опыте предков, в Германии этот способ используют в борьбе за чистую экологию. При проектировании новых зданий озеленение крыши является одним из обязательных условий, без которого проект не будет одобрен или не получит налоговых льгот. Таким образом «натурализация» строений поддерживается местными властями.

Второе место по озеленению крыш в мире занимает Швейцария, где растительность занимает почти четверть построек страны. Эта новомодная тенденция также постепенно распространяется в Казахстане. В крупных городах можно найти несколько фирм, предлагающих услуги по озеленению крыш.

Гульмира Асипова

Еще новости

Back to top button