Образование

Что информатика, если нет языка?

В системе школьного обучения произошли метаморфозы: сравнительно недавно существовали проблемы с преподавателями информатики, иностранных языков, физики, химии, но только не казахского языка для школ как с казахским, так и русским языками обучения Сейчас ситуация изменилась с точностью до наоборот.

Что информатика, если нет языка?

Сленг вместо языка

По мнению заместителя начальника областного управления образования Думангазы Аргынгазина, скоро со специалистами, ведущими казахский язык в школах, может сложиться катастрофическое положение. Об этом было сообщено на заседании координационного совета, работу которого вел заместитель акима области Ермек Кошербаев.

Возник вопрос: почему происходит так, что на глазах меняются и совершенствуются образовательные технологии, выдерживаются государственные стандарты, у нас есть признанный в стране опыт обучения языкам. Конкурсы, фестивали, олимпиады показывают, что талантами область не обделена. А в целом, в общей массе растет безъязыкое поколение. Как на казахском, так и на русском языках пишут с ошибками, говорят на каком-то сленге, выразить мысль четко и ясно мало кто умеет.

Вернуться к чтению

Может быть, повинно в этом, даже в значительной степени, Единое национальное тестирование, приучающее школьников к заучиванию текста без осмысления и вникания в суть. В принципе согласившись с этим, Ермек Кошербаев затронул проблему возрождения всеобщего культа чтения, который у нашего народа всегда был в крови. «Застрельщиками» в этом деле должны быть, по его мнению, именно педагоги-языковеды.

Жизнь на месте не стоит, где-то входит в нее практика коллективного чтения художественной литературы, где-то индивидуального под контролем педагога. Как было сообщено, есть, например, русскоговорящие студенты, будущие медики, которые по мере своих возможностей осуществляют перевод методической литературы на казахский, адаптируя его к будущей своей профессии.

Учись, учитель!

Такие островки инициативы, скажем больше – энтузиазма, существуют везде. Но вопрос ставится так, чтобы стали они массовыми, всеобщими. Во главе этого движения должны находиться именно учителя языков, в первую очередь – казахского. Не случайно поэтому, в повестку совещания был внесен вопрос о повышении квалификации преподавателей казахского и русского языков.

Армия школьных учителей стала подкрепляться молодыми кадрами. По данным управления образования, за 2009 – 2011 годы на призыв «С дипломом – в село» отозвались 1800 молодых специалистов. Одновременно к системе повышения квалификации учителей предъявляются новые повышенные требования. Они включают в себя умение применять на практике новые образовательные и информационные технологии, использовать региональные компоненты, вовлечение школьников в научно-практические, исследовательские работы, приучение их к работе с интернетом.

Филиалы, центры и курсы

Как было сообщено, в начале года под эгидой Министерства образования и науки образован республиканский национальный центр «Өрлеу». На трехмесячных курсах в его областном филиале, созданном на базе прежнего института повышения квалификации учителей, пройдут обучение 318 учителей.

Составляется список педагогов, которые поедут повышать квалификацию в национальный центр, где будут читать лекции и зарубежные специалисты. Филиал планирует проведение двухнедельных курсов для учителей первой и второй категорий. Кроме того, в центрах педагогического мастерства, действующих при Назарбаев школах в Семее и Усть-Каменогорске, будут обучаться 160 учителей. Проводятся работы по открытию таких курсов на базе педагогических вузов области.

Точки приложения сил

Примечательно: 19 процентов детей казахской национальности выбрали обучение в школах с русским языком обучения. В свою очередь, растет, за последний год на четыре процента, число школьников неказахской национальности, отдавших предпочтение обучению на государственном языке. Такая тенденция наблюдается в Семее, Усть-Каменогорске, Риддере.

Названы точки, которые требуют приложения усилий. ЕНТ «сигнализирует» о более чем скромных достижениях выпускников школ в знании казахского языка. Не то что школ, даже нет класса с русским языком обучения, где бы казахский язык изучался углубленно.

Управление ставит вопрос о создании до нового учебного года учебно-методического кабинета с привлечением к работе в нем высококвалифицированных кадров и созданием для него соответствующей базы. Здесь нужно налаживать систему конкурсов, смотров, открытых уроков, форм дистанционного обучения.

Непрерывно и основательно

О модели непрерывного обучения казахскому языку в Усть-Каменогорске, которая начинается в детском садике, продолжается в школе, профессиональных и высших учебных заведениях, также среди взрослых, сделал сообщение заместитель акима города Аскар Нургазиев.
– Для этого в городе принимаются все меры, – сказал докладчик.

Например, открытие новых, возвращение других детских садиков, мини-центры дали тот скачок, когда охват ими детей дошкольного возраста за последние три года возрос более чем в три раза. Тем самым проложен путь к внедомашнему целенаправленному обучению их казахскому и другим языкам.
Позитивные перемены происходят в системе школьного образования. Открываются новые учебные заведения с казахским языком обучения. На следующий год планируется открытие такой же школы на 700 мест в микрорайоне КШТ. В школе «Возрождение», которой придается статус городского центра интенсивного изучения государственного и других языков, упор прежде всего делается на навыки устной разговорной речи.

Там сегодня изучают разные языки более 1000 человек. По наметкам, в скором будущем центр будет иметь филиалы на базе 10 общеобразовательных школ.

Красной нитью прошла мысль о том, что речь идет о знании нашими людьми не только государственного, но и других языков, умении свободно пользоваться ими в любых жизненных ситуациях.

Шакерхан Азмухамбетов

Еще новости

Back to top button