Ракурс

Болевые точки ветеринарной службы

О ветеринарии говорят, что она лечит всё человечество. И с этим трудно поспорить. Как сегодня организована подготовка кадров для нужд ветеринарной службы? Какие проблемы назрели в этой области и требуют немедленного решения? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью «Рудному Алтаю» рассказал доктор ветеринарных наук, профессор, Почётный работник образования РК, академик Национальной академии естественных наук Казахстана, кавалер ордена «Құрмет» Зейнолла Токаев.

– Зейнолла Калымбекович, какие проблемы сегодня беспокоят ветеринарию? Какие необходимы реформы для возрождения и развития этой службы?

– Образно говоря, ветеринария очень нуждается в скорой помощи. Недаром говорят: если медицинский врач лечит человека, то ветеринарный – человечество. Спрашивается – почему? Да потому что врач изучает только организм человека и соответственно устанавливает диагноз, проводит лечение и профилактику в отношении болезней, присущих человеку. А ветеринар охватывает не только изучение организмов и болезней домашних животных. В области его компетенции лечение и профилактика заболеваний среди всех диких животных, птиц и даже насекомых. Ветеринар должен уметь лечить всё живое, что есть на земле.

На начальном этапе, в 1992 году, существовало 57 государственных вузов, из которых 9 – сельскохозяйственных. И, надо сказать, они вполне справлялись с обеспечением кадрами по всем направлениям деятельности сельского хозяйства и ветеринарии в тот период. Секрет прост: подготовка кадров осуществлялась на строго научной основе в тесном сотрудничестве с Министерством сельского хозяйства. Постоянно велась работа по планированию подготовки специалистов по разным направлениям. Например, шёл учёт по сотрудникам, которые в скором времени должны уйти на пенсию, учитывалось и естественное движение кадров. То есть в любой момент вуз мог предоставить своего выпускника на высвободившуюся вакансию. И выпускник был полностью подготовленным молодым специалистом, готовым работать в любых полевых условиях.

По крайне мере, Семипалатинский зооветеринарный институт ежегодно вёл набор на подготовку 225 первокурсников по ветеринарии и 150 – на зооинженерный факультет. Ещё 100 человек поступали на подготовительное отделение. Это помогало частично решить и проблему занятости молодёжи, которая занималась в качестве вольнослушателей, а не бродила по улицам без дела. Кроме того, из этого резерва брали ребят, если в основном составе студентов были не справившиеся с учёбой. Безусловно, эти меры способствовали более качественной подготовке будущих специалистов.

Немаловажным фактором является организация практики студентов ветеринарных факультетов. В бытность подчинения вузов Министерству сельского хозяйства этот вопрос решался централизованно. Для прохождения практики выбирались лучшие хозяйства республики, где занятия со студентами проводили лучшие специалисты страны.

Все новые технологии, новейшее оборудование, лаборатории, методики, в обязательном порядке в первую очередь внедрялись в вузах.

Сейчас сложилась парадоксальная ситуация: практику студенты проходят, где придётся, вплоть до подворья собственных родителей. А чаще всего, вообще не утруждаются поиском площадки для практических занятий.

И это сказывается на результатах подготовки кадров. Два года назад в Восточно-Казахстанской области в районах усиленно строили модульные ветеринарные лаборатории. Дело, безусловно, важное и нужное. Но вот работать в этих лабораториях поначалу было некому. Наши выпускники даже не знают, как подступиться к этому оборудованию. По сути, они впервые его увидели. На мой взгляд, это просто недопустимо.

– Как вы думаете, что послужило отправной точкой для возникновения подобных проблем в вопросе подготовке кадров для ветеринарной службы?

– Факторов немало. Но одним из главных, я считаю, является подчинение сельскохозяйственных вузов Министерству образования и науки РК, где наши специальности финансируются по остаточному принципу. Нет должного внимания развитию вуза, его оснащению. Как нет и научного подхода к самому вопросу подготовки кадров для нужд сельского хозяйства. Сегодня никто не вспоминает, что ветеринарный врач лечит человечество.

– Расскажите, пожалуйста, как на практике осуществлялась совместная работа ветеринарных врачей и медиков?

– Медицина и ветеринария, по сути, родные сёстры, которые помогают друг другу в лечении людей и животных.

В Семипалатинске существовала практика ежеквартального проведения исследований и анализа по текущей эпизоотической ситуации в области совместно со специалистами кафедр зооветеринарного и медицинского институтов. Мы собирались вместе и проводили подробный мониторинг по каждому случаю инфекционного заболевания больных, поступивших в больницы за этот период. Мониторингу подвергалось всё: причины заболевания, источники заражения, район распространения инфекции, зона возможного распространения. Когда на эти вопросы находили ответы, мы разрабатывали рекомендации по устранению причин возникновения инфекции, уничтожали источники распространения заболевания, проводили массовые профилактические мероприятия. Иногда серьёзность ситуации была такова, что требовалось вмешательство ректоров обоих институтов и даже Министерства сельского хозяйства для организации карантинных мероприятий в районе очага заболевания. Все эти меры противодействия, в конечном итоге, работали на результат – сохранение здоровья нации. Была налажена эффективная работа по борьбе с инфекционными заболеваниями, характерными как для человека, так и для животных.

– Например?

– Тот же туберкулёз. В 1987 году зооветеринарный институт в Семипалатинске стал научным центром координации по проблемам туберкулеза в масштабах всей страны. В нашем регионе долгое время работал профессор Виктор Федосеев. Так вот он, исследуя состояние здоровья людей, животных, птиц и даже маралов в ряде районов области, установил у них наличие так называемой L-формы. Это и есть возбудитель туберкулёза. То есть врачи, не зная источников возбудителя, лечили больных от туберкулёза, возвращая их в ту же среду, где они и заразились при постоянном контакте с животными-носителями возбудителя инфекции. При этом ещё и выяснилось, что лечили больных от другого возбудителя малоэффективными препаратами, которые слабо реагировали на истинную причину болезни. Таким образом, полностью вылечить людей было просто невозможно.

На основе исследований, проведённых профессором и его командой, была разработана новая методика лечения и профилактики туберкулёза. Лечили одновременно и людей, и животных. В результате были достигнуты поразительные результаты: очаг заболевания удалось полностью ликвидировать.

Вы видите, насколько это важная работа. Напомню для справки, что по данным Всемирной организации здравоохранения, установлено более 150 заболеваний, общих для человека и животных. При этом 127 болезней из этого списка сегодня обнаружены на территории Республики Казахстан. И любой здравомыслящий человек спросит: «Не вылечив животных, можно ли оздоровить человека?». Конечно, нет. То есть пока к ветеринарии не будет такого же серьёзного отношения, как  к медицине, большого эффекта ждать не приходится.

При этом никто не задумывается, какую роль в ликвидации пандемии сыграли ветеринарные врачи в нашей стране. В одной из закрытых лабораторий наша выпускница, научный работник, принимала самое непосредственное участие в разработке казахстанской вакцины против коронавирусной инфекции. Так что в разработке вакцины есть и доля участия нашего института.

– Что же, на Ваш взгляд, нужно сделать, чтобы изменить ситуацию?

– Прежде всего, поменять подход к вузам аграрного профиля. Америку открывать не надо, нужно просто выстроить эффективную стратегию подготовки кадров. В начале нашей беседы я говорил, что на заре независимости в Казахстане подготовкой кадров для сельского хозяйства занимались девять вузов. Сегодня их число достигло 38! Зачем столько? Опыт показывает, для того чтобы обеспечить страну необходимым количеством кадров, нужен один крупный аграрный вуз на пять областей. При этом он будет ориентироваться на нужды своего региона. То есть, с учетом создания трёх дополнительных областей, можно оставить в Казахстане пять вузов с подчинением Министерству сельского хозяйства. Зато эти вузы будут точно знать, кого им готовить и сколько потребуется специалистов в ближайшие годы для хозяйств в этих областях.

Государственный подход нужен в этом деле. И в этом направлении есть опыт ведущих европейских стран. Например, я лично был свидетелем, как в одном городе Германии распределяли выпускников школ текущего года. Допустим, их было около тысячи человек. Так вот, 20-30% из них будут поступать в университеты. Примерно столько же – в колледжи. Остальная же масса абитуриентов направлялась в профучилища. Здесь готовят рабочие кадры. Именно их нашему обществу сейчас очень не хватает. При этом есть высокий процент безработицы среди молодёжи. Думаю, в условиях Нового Казахстана нужно как никогда задуматься над вопросом занятости молодых людей, над качественной подготовкой специалистов.

– Как можно повысить качество подготовки специалистов для сельскохозяйственной отрасли?

– Не надо придумывать велосипед. Все наработки давно есть и опробованы на практике. Как говорят, всё новое – это хорошо забытое старое. Нужно просто вернуть эффективные методики в учебный процесс, адаптируя под современные условия.

Приведу пример из собственного опыта. Мне довелось руководить зооветинститутом в течение 15 лет. И все эти годы у вуза была собственная ветеринарная клиника на 200 голов животных – коровы, овцы, даже свиньи, не считая кроликов, куриц, уток и другой сельскохозяйственной и домашней живности.

За всеми животными велось круглосуточное наблюдение, как в любой клинике. Занимались этим студенты под руководством преподавателей. Они регулярно измеряли температуру, брали анализы, выявляли источники заболевания, ставили диагноз, выстраивали стратегию лечения и профилактических мероприятий.

Да, классы манипуляции, которые сейчас широко применяют в качестве практики для врачей и ветеринаров, это отличный вариант. Но только на самом начальном этапе обучения. Студенты старших курсов должны уметь работать с живыми животными. Понимать их, знать, как с ними обращаться. Ведь потом на это времени уже не будет. Нужно будет в кратчайшие сроки провести диагностику и лечить.

Поэтому для проведения государственных экзаменов я договаривался с хозяйствами, откуда привозили совершенно незнакомых животных, чтобы наши выпускники могли определить состояние здоровья животного с чистого листа. Эти методы очень помогали добиваться высокого качества знаний у наших студентов и приобретения ими опыта.

– Как сейчас организуется практика для студентов?

– Скажу одно: практика должна быть на каждом курсе. Даже первокурсникам нужна практика по анатомии животных. Студент обязан знать строение тела животного как свои пять пальцев. Потому что уже завтра ему предстоит стать хирургом, делать операции.

Меня удивляет, что сроки обучения в высших учебных заведениях сокращаются. В том числе по специальности ветеринарии. В тех же развитых странах обычных зоотехников готовят не менее четырёх лет, а ветеринарных врачей – и вовсе шесть лет, как и других врачей. А у нас ветврачей учат 3,5–4 года. Наоборот, нужно учить ветврачей 6–7 лет, значительно увеличив количество часов для практических занятий, да и теория должна быть усвоена на зубок.

Сегодня, когда налаженные связи с медицинским университетом были прерваны, не все осознают важность сотрудничества медицины и ветеринарии для профилактики инфекционных заболеваний. А ведь результаты были замечательные. В первую очередь, мы добивались значительного сокращения больных с инфекционными заболеваниями.

– Как же обстоят дела сегодня на этом «фронте»?

– Цифры отчётов отделов сельского хозяйства и ветеринарии говорят сами за себя. Вот, в одном из них я встретил такие данные: ежегодно убыток от болезней животных составляет в животноводческих хозяйствах области от 15 до 40%. Это же огромные деньги!

Глядя на эти результаты, можно с уверенностью сказать о больших проблемах, существующих в организации профилактики и лечения сельскохозяйственных животных. И здесь есть несколько объективных причин. Это тендерная основа для проведения вакцинации. Во-первых, из-за затянутых конкурсных процедур не всегда удаётся вовремя закупить необходимые препараты для вакцинации животных. А эти сроки пропускать просто недопустимо. Животные должны получать вакцину и сыворотку в строго определённые сроки, иначе все профилактические мероприятия не имеют смысла. Это первое.

Второе – проведение конкурсов среди тех компаний, которые должны осуществлять профилактические мероприятия. Здесь опять-таки многое зависит от сроков проведения конкурса и волокиты, с этим связанной.

Убеждён, к профилактической работе необходимо в обязательном порядке привлекать студентов. Создать учебно-научные ветеринарные отряды под руководством преподавателей и научных работников. Вот вам ещё одно направление практики и обучения. Да и помощь хозяйствам региона.

Думаю, и неоднократно в этом убеждался, что ветеринарную службу необходимо привлекать к работе по плановому увеличению поголовья скота, в том числе в деле улучшения его породности. Животным, которых привозят в регион из-за рубежа, необходимо уделять особое внимание. Сейчас закупают племенной скот в огромных количествах, затрачивая на это колоссальные средства. При этом бывали случаи, когда вместе с племенными бычками и маточным поголовьем в регион привозили опасные инфекции. Был случай, когда в большой партии племенных бычков часть животных была  заражена туберкулёзом. Оказалось, что в той стране, из которой их привезли, существует правило: если менее 10% стада больны, оно не считается бракованным. А то, что заболеть потом могут все, никого особо не волнует.

Собственно говоря, чтобы улучшить породность скота, совершенно не обязательно привозить сюда животных, достаточно закупить семя, и через несколько лет можно получить породный скот, не рискуя завезти в своё хозяйство новую опасную инфекцию, в результате чего потерять всё и понести колоссальные убытки.

– На сторонний взгляд, отношение к ветеринарной службе может показаться несправедливым…

– Не объективным, я бы сказал. Ведь это очень тяжёлый труд. Ветврач часто работает в режиме «скорой помощи». Он выезжает на вызовы в любое время суток, в любую погоду, чтобы помочь больным животным. К тому же частная собственность, как это ни странно, негативно сказалась на общем состоянии здоровья животных. Добавьте к этому отсутствие элементарных знаний по организации откорма, графиков вакцинации, в конце концов, должного ухода за животными.

В итоге, мы с вами потребляем мясо не лучшего качества. Мы не знаем, в каких условиях было выращено животное, потому что ветеринарно-санитарная экспертиза часто работает не на высоте.

Пора в корне изменить сложившуюся ситуацию.

– Спасибо за интервью.

Екатерина Гуляева

Фото из архива редакции

Семей

Еще новости

Back to top button