Экономика

Бежит автобус по былому маршруту

Мерно покачиваясь в безбрежном море ночной тьмы, выхватывая узкую полоску асфальта неярким светом фар, стараясь избежать ямы и «бугры» на дороге, плывет автобус. На темном бархатном небе, над нескончаемыми сопками и холмами гроздьями висят звезды, сочувственно и приветливо мигая ночным путникам.

Бежит автобус по былому маршруту

Картина знакомая, врезавшаяся в память. И десять, и двадцать, и более лет назад так же вилась дорога, вела в невидимую даль. В связи с этим вспоминаются слова работников отдела жилищно-коммунального хозяйства Зайсанского районного акимата, утверждавших накануне, что им удалось восстановить почти все транспортные линии советского времени, разрушенные за последние десятилетия.

«SETRA» вместо «Интуриста»

Никто, думаю, не станет оспаривать того очевидного факта, что автобусное сообщение, особенно в сельских районах, имеет четко выраженное социальное значение и в некоторых регионах нашей области остается одной из болевых точек. Не случайно, что жители тех мест в каждом удобном случае не преминут упомянуть о ней, просят решить проблему.

…Путь далекий, ехать еще долго. Есть время мысленно пройтись по былым маршрутам, сравнить, что было тогда и как стало сегодня. Помнится, и в те давние времена точно так же, как и сегодня, в зимнее время днями, в летнее – по ночам ходили автобусы, как правило, всегда до отказа переполненные, связывавшие отдаленный Зайсанский район с областным центром.

Тогда это были «Интуристы», зря не скажу – для своего времени очень даже комфортные. Сегодня их заменили автобусы «Setra» германского производства. И в духе времени в продолжение всего долгого пути пассажирам предоставляют дополнительный вид услуг – показ фильмов, записанных на видео. Тогда такого сервиса просто быть не могло.

Что в активе?

В актив прошлого можно было бы записать, пожалуй, то, что в те годы дорога не так была разбита, как сегодня. По крайней мере, ям и колдобин на ней встречалось намного меньше по той простой причине, что не было интенсивных потоков большегрузных машин, занятых больше на международных перевозках, чем на внутренних. Тем не менее неудобства, связанные с ними, никого не пугают, все привыкли ездить по той дороге, что есть.

– Бывают моменты, когда по маршруту Зайсан – Усть-Каменогорск приходится заказывать дополнительный рейс, – уточняли в отделе, касаясь уровня востребованности услуг. – Это, скажем, когда студенты едут после учебы домой или, наоборот, возвращаются. Благо, такая возможность, «держать» резерв на всякий случай, у перевозчиков есть.

Замечу, что зайсанцы народ подвижный, дополнительные рейсы по разным причинам почти постоянно требовались и в прошлом. И даже при этом проблема «лишнего билетика» нередко оставалась актуальной.

И зажглась заря

Нелишне будет сказать, что этот маршрут, связывающий район с областным центром, автоперевозчикам в сумбурные 90-е годы прошлого века и в начале нулевых удалось отстоять в острой и в какой-то степени неравной борьбе с новыми поставщиками транспортного сервиса – таксистами. Те, как правило, предлагали пассажирам полный эксклюзив: брали прямо у калитки своего дома, доставляли в места назначения аккурат по адресу – к подъезду нужного дома.

Кроме того, легковушки, в числе которых все чаще появлялись самые престижные иномарки, значительно сокращали время на дорогу. Народ, естественно, делал выбор в их пользу. Но только до той поры, пока стоимость услуг, продолжая расти в арифметической прогрессии, не начала бить людей по карманам. Тогда снова зажглась заря автобусных перевозок, где эффективным средством в борьбе за пассажира избрали умеренные цены за услуги.

При такой же острой конкуренции с помощью таких же ценовых инструментов выжил и продолжает обслуживать пассажиров маршрут Зайсан – Семей. Исторически эти города неразрывно связаны и культурно, и экономически. Поэтому автобус, обслуживающий маршрут, пустым не бывает.

Реверанс

В минувшее советское время для поездки в бывшую столицу республики – Алматы – требовалось добраться специальным рейсом до станции Жангиз-Тобе, рассчитывая попасть на один из проходящих поездов. А там как повезет. В этом тоже была своя интрига, да немалая. Сегодня на прежнюю южную столицу, так же как и на новую, северную, трижды в неделю идут так называемые коммерческие автобусы. И тут стоимость проезда, судя по представленной нам справке, не бьет по карманам населения.

Тем не менее, автор этих строк хочет сделать реверанс в сторону былого Зайсанского автобусного парка, благодаря слаженной работы которого в течение многих лет, помимо всего прочего, поддерживалось транспортное сообщение между соседними Тарбагатайским и бывшим Маркакольским районами. Был отдельный маршрут и на Шиликтинский регион, входивший тогда в административную территорию Тарбагатайского района.

Пользуясь этими рейсами, в самых экстренных случаях можно было быть уверенным, что перевозчик не подведет. Такой разветвленной сетью автобусных маршрутов в те годы мог похвастать не каждый сельский район. Да и в нынешнее время тоже.

Пешему не одолеть

Между тем новый век рождает новые потребности и открывает новые возможности. Так, существующие линии сегодня пополнились международным маршрутом на г. Зимунай в сопредельном районе Китая. О таком в прошлом и мыслить было бы невозможно. Ежедневно осуществляют его девять автобусов двух частных перевозчиков. Это может говорить о том, что оказываемые ими услуги пришлись по душе населению, живущему по обе стороны границы.

Некоторое время по этому маршруту ездили с пересадкой на таможенном пункте, что было сопряжено с некоторыми неудобствами. Теперь путников доставляют прямо до пункта назначения в сопредельной стране – схема маршрута по ходу совершенствуется.

Как видим, с «внешним миром», городами и весями, расположенными за пределами района, налажена связь. Каково же состояние во внутрирайонных сообщениях? Взять, к примеру, районный центр: он растет стремительно, теперь уже не просто одолеть его с края до края пешим порядком. Поэтому несколько лет назад пустили автобус внутри города. Стоимость проезда 50 тенге, для определенной категории лиц есть льготы.

В середине зимы нынешнего года впервые за два с лишним десятилетия были возобновлены сообщения по Биржанскому и Шиликтинскому (сельский округ сегодня входит в состав Зайсанского района) направлениям. Они попутно охватывают более десяти аулов, расположенных вдоль трасс. Как нам было сообщено, готовится к открытию новое сообщение с конечным пунктом назначения в ауле Улкен-Каратал. Тогда населенные пункты района будут охвачены транспортными услугами почти полностью, как в старое доброе время, – сообщили в ЖХХ.

Коррективы

Бывает, что в уже разработанные и введенные схемы жители вносят свои коррективы. Так вот, поначалу на Шиликтинский регион дали микроавтобус «Газель», да мест в нем для региона оказалось маловато. Тогда вняли обращениям с мест, заменили «Газель» на «ПАЗ». И опять: в будни он устраивает население, а на выходные и праздники или какое-либо мероприятие в райцентре всех желающих он не вмещает. И снова обращения по инстанциям: дайте нам большой автобус!

– В принципе такая возможность у нас есть, – делятся в жилищно-коммунальном отделе. – Но надо просчитать, не окажется ли перевозчик в накладе, всегда ли, и по будням и по праздникам, будет иметь автобус полную загрузку.

Вот что здесь надо иметь в виду: эти транспортные средства не муниципальные, услуги по всем выше перечисленным маршрутам оказывают 6-7 частных предприятий. Но и для местной власти небезразлично, пользуется ли население этим, необходимым для него, видом сервиса в полной мере, доволен ли народ на местах качеством услуг.

Из пункта «А» до пункта «Б»

Нельзя не учитывать также, что проезд на автобусе между населенными пунктами района по сравнению с такси для сельчан обходится в 2-2,5 раза дешевле. Для многих это имеет отнюдь немаловажное значение. Вот и напрашивается вывод: нужно возрождать и развивать этот род бизнеса, приглашать к нему предприимчивых людей, чем местная власть и занимается.

Но и другой вид транспорта, такси, при этом без дела не остается. У него также есть своя ниша, свой контингент. Если обобщить все сказанное, проблема проезда из пункта «А» до пункта «Б», приобретшая особую актуальность в предыдущие десятилетия, решается, как принято ныне говорить, «пошагово». По крайней мере, у трассы никто сегодня не стоит, каждой «попутке» не голосует.

Просится к перу сравнение и по следующим позициям: за проезд на автобусе в областной центр в годы развитого социализма отдавали одну десятую часть установленной минимальной заработной платы. Соотношение и сегодня остается такое же. Устанавливая и контролируя тарифы на внутрирайонных маршрутах, местный бюджет возмещает перевозчикам невозвращенные расходы.

«Крылатая» эпопея

В районе имеет свою эпопею воздушный транспорт. Было время, когда в областной центр он совершал до трех рейсов в день. И несколько раз в неделю – на Алматы. Ныне Зайсан с Усть-Каменогорском связывают всего два рейса в неделю. Но и за это местные жители искренними словами благодарности поминают работников местного аэропорта.

Это они в известные годы сумели отстоять его в жарком и неравном бою с «крутыми» дядями, пожелавшими разобрать здание по кирпичику, оборудование – по частям. В разгар нешуточного противостояния к ним на помощь пришло командование пограничных войск страны.

Сегодня зайсанцы ставят вопрос о возобновлении рейса в южную столицу. И находятся в состоянии ожидания решения вопроса.

Шакерхан Азмухамбетов

Еще новости

Back to top button