Здравоохранение

Английские врачи по домам не ходят…

Министерство здравоохранения РК организовало недельную поездку для делегации главных врачей лечебных учреждений и кураторов первичной медико-санитарной помощи (ПСМП) республики в Лондон.

Английские врачи по домам не ходят…Руководители самых передовых в Казахстане учреждений ПМСП прошли серию мастер-классов, окунувшись в атмосферу одной из самых передовых систем здравоохранения, существующей в настоящее время в мире.

В составе делегации был 21 человек. Восточно-Казахстанскую область представляли заместитель руководителя управления здравоохранения ВКО по Семейскому региону Галия Жуасбаева и руководитель поликлиники
№ 3 смешанного типа Семея Найля Альменева.

– Найля Сапановна, в последнее время Министерство здравоохранения РК стало довольно часто организовывать зарубежные поездки для врачей и руководителей лечебных учреждений первичного звена со всех уголков страны. Почему на этот раз была избрана именно Англия?

– Правильность выбора страны не вызывает никаких сомнений, поскольку в последнее время Великобритания вновь вернула себе позиции лучшей в области системы здравоохранения. Кроме того, принципы, на которых зиждется английское здравоохранение, схожи с нашими, отечественными. Это, прежде всего, бесплатность, доступность и пациентоориентированность. В Великобритании этот курс был взят еще в 1948 году. При этом основной акцент был сделан на ПМСП.

– Какие новшества вам запомнились больше всего, и что из опыта английской медицины, на ваш взгляд, можно применить в Казахстане?

– В первую очередь, запомнилось то, что в Англии полностью отказались от ручной бумажной работы. Там уже несколько лет работает электронная система здравоохранения, когда каждый пациент зафиксирован в единой системе, и в любой точке страны, зная код карты и шифр, можно узнать все основные сведения о его здоровье.

Как рассказали нам эксперты, в Англии переход на электронное здравоохранение длился около семи лет и дался очень непросто. Это был весьма болезненный процесс, сопряженный с множеством неудобств как для медицинских работников, так и для пациентов. Но население с пониманием отнеслось к реформе, терпеливо ожидая, когда система начнет работать в полную силу.

На мой взгляд, новые английские технологии вполне сходны с теми шагами, которые сейчас применяются при реформировании казахстанской системы здравоохранения. Внедрены новые стандарты, действуют единые порталы госпитализации населения, мы постепенно вносим данные населения в электронную базу. По сути, наша страна переживает такой же переходный период, как и Англия. Мы на пороге больших изменений. Надо просто набраться терпения и много работать.

– Чем отличается здравоохранение Великобритании от казахстанского аналога?

– Отличий достаточно много. К примеру, в поликлиниках первичного звена в Англии вообще нет приема узких специалистов. Они работают исключительно на базе стационаров. Мы тоже стремимся отделить узкую специализацию от первичного звена. И первые попытки к этому были сделаны уже в этом году. Так вот, в Англии, если требуется помощь узкого специалиста, он будет вести своего пациента до полного выздоровления. В этом каждый врач лично заинтересован. Причем все манипуляции, который должен знать и уметь выполнять этот врач, он применяет ежедневно на практике.

Лично меня, как руководителя учреждения первичной медико-санитарной помощи, буквально вдохновило то, что главное в системе ПМСП – это информированность населения. Если пациент знает куда, зачем, во сколько и по какому именно адресу обратиться за помощью, он будет доволен и спокойно выполнит все требования врача. Именно для информации населения в Англии работают телефонные службы «111» и «999». Если первая служба «111» направлена на общую информацию в области здравоохранения, то «999» — это уже консультации на медицинские темы.

– Посещали ли вы поликлиники в Англии?

– Да, недалеко от Лондона мы побывали в лучшей поликлинике системы ПМСП. Это был незабываемый визит. Нас провели по всем этапам и отделам, как обычных пациентов. Больных встречает медицинская сестра. Она выясняет, с какой проблемой пришел в поликлинику пациент. Это не обычная медсестра, а опытный специалист с широкими полномочиями и обширными знаниями. Чаще всего, именно она оказывает те необходимые услуги, за которыми и обратился человек. Семейный врач за день принимает по 10-12 человек.

Собственно, меня даже не слишком удивил тот факт, что семейные врачи в Англии вообще не посещают пациентов на дому. Это логично, ведь врача на дом приглашают, если нужна срочная консультация внезапно заболевшему человеку. А для этого уже есть службы «111» и «999», скорая помощь и центр неотложной помощи. Поэтому в СВА и учреждения ПМСП приходят так называемые «плановые» больные.

– Афоризм «кадры решают все» актуален во все времена. Как дело подготовки и переподготовки медицинских кадров поставлено в Великобритании?

– Безусловно, этому вопросу уделяется самое пристальное внимание. Профессии врача учатся в течение десяти лет. Далеко не каждый человек может стать врачом. Эта профессия требует огромной самоотдачи, силы воли, обширных знаний и трудолюбия.

Но усилия и самоотверженность врачей очень хорошо вознаграждаются. Во-первых, они в английском обществе одна из самых уважаемых категорий населения. Во-вторых, медики получают очень высокую заработную плату. А это значит, их вполне удовлетворяет уровень благосостояния. Все это благотворно сказывается на конечном результате – оздоровлении населения.

Екатерина Гуляева

Семей

Еще новости

Back to top button