Экология

А у нас в машине газ…

А у нас в машине газ…

В Усть-Каменогорске в очередной раз поступило предложение перевести общественный транспорт с бензина на газ. С инициативой выступил директор ТОО «ВостокАгроХолдинг» Ержан Нурбаев.

О переходе на газовое топливо, как на более экологичное и дешевое, в областном центре говорят уже не первый год – не раз эта идея поднималась, обсуждалась на разных уровнях, но так и осталась нереализованной в силу многих причин. В центре управления пассажирскими перевозками Усть-Каменогорска уже не могут без раздражения повторять одно и то же – перевод общественного транспорта на газ невозможен.

– Отвечал на этот вопрос неоднократно и скажу еще раз, что на данный момент перевести автобусы на этот вид горючего не удастся, – объясняет начальник центра управления пассажирскими перевозками города Усть-Каменогорска Владимир Панков. – Дизельный общественный транспорт попросту нельзя переоборудовать под газ. То есть перевозчикам, у которых большая часть техники на дизеле, придется не просто установить дополнительное оборудование, а купить новые автобусы. Кто за это будет платить? Кроме того, на газе общественный транспорт ходит там, где есть газопровод. У нас в городе его нет, и в ближайшем будущем не появится. Да, в мире существует система сжижения природного газа с помощью криогенной техники, однако таких технологий в регионе нет.

Также в центре пассажирских перевозок отметили, что еще одна серьезная проблема кроется в самом типе газового топлива, который реализуют в Восточно-Казахстанской области.

– Общественный транспорт должен ездить только на метане – природном газе, который легче воздуха. В случае аварии он просто улетучивается в атмосферу, – говорит Владимир Панков. – А нам предлагают заправляться пропан-бутановой смесью, которая гораздо тяжелее воздуха. Ее утечка очень опасна – газ не будет «растворяться» в атмосфере, а напротив, станет скапливаться в низинах и при малейшей искре воспламенится, начнется пожар. Может быть, легковой транспорт перевести на газ и реально, но общественный – в ближайшее время не получится, это точно.

Газу быть?

Тем не менее, оптимистично настроенные люди продолжают нести эту мысль в массы. Ведь польза и выгода от перевода общественного транспорта на газ, разумеется, есть, и немалая.

– Переход на на этот вид топлива уменьшит загрязнение атмосферы города, так как он куда более экологичен – во время сжигания газа не образуется столько вредоносных веществ, как от бензина, – говорит руководитель постоянной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса, экологии, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов маслихата ВКО, директор ТОО «ВостокАгроХолдинг» Ержан Нурбаев. – Кроме того, необходимо разъяснить владельцам компаний, занимающихся пассажирскими перевозками, что переход на газ сыграет им на руку и в экономическом плане, ведь цена на газовое горючее на 50 процентов ниже, чем на бензин.

Опасения и проблемы, высказанные в центре пассажирских перевозок, инициаторы идеи понимают, однако у них есть на этот счет свое мнение.

– Разумеется, введение нового вида горючего должно быть поэтапным, нельзя в один день перевести весь город на альтернативное топливо, – говорит Ержан Нурбаев. – Начинать газификацию следует с автобусной, грузовой и коммунальной техники. Это тот сектор, где газ служит оптимальной заменой дизельному горючему. Коммунальные и корпоративные автопарки во всем мире поступают именно так. В этой нише и мы быстрее всего ощутим экономический и экологический эффект от перехода на газ.

Как пояснил Ержан Нурбаев, уже разработан конкретный план действий для перевозчиков: для начала руководители автотранспортных компаний должны подать заявление в адрес административной полиции ВКО и получить разрешение на перевод техники на газо-бензинное топливо, указав все марки транспортных средств и технические паспорта. После этого нужно заключить договор с компаниями, которые занимаются установкой газобаллонного оборудования, а их в нашем городе около десяти. В свою очередь эти компании должны иметь разрешительные документы на проведение таких операций, полученные в соответствующих государственных учреждениях. Однако пока от крупных перевозчиков таких заявок не поступало.

– Хочу подчеркнуть, что предлагается перейти именно на газо-бензинное, а не на полностью газовое горючее. Некоторые высказывают опасения, что заправок для транспорта на альтернативном топливе может не хватить, если его количество увеличится, однако это не так. На данный момент в Усть-Каменогорске функционирует более 10 газозаправочных пунктов, а в скором времени и многие обычные АЗС станут предлагать как бензин, так и газ. Самое главное, что автотранспорт будет работать сразу на двух видах топлива. Это удобно тем, что если закончился один, есть возможность тут же переключить на другой, и если вдруг на заправке нет газа – можно заправиться бензином.

При этом, по словам Ержана Нурбаева, в оригинальных бензинных двигателях никаких изменений не произойдет – их только нужно модернизировать, установив дополнительное оборудование. В течение последних трех лет на газ были переведены 40 машин скорой помощи, часть транспорта областной прокуратуры, областного суда, акимата Риддера, множества частных компаний. В ближайших планах – переоборудование машин Департамента внутренних дел ВКО, акимата области и других крупных государственных учреждений.

– В настоящее время газовые заправки есть в поселках Новая Бухтарма, Калбатау, городах: Зыряновск, Шемонаиха, Риддер, Аягоз. В Семее действует около 15 станций, – говорит Ержан Нурбаев. – Скоро во всех районных центрах откроются такие АЗС. Нехватка горючего может возникнуть только в случае, если завод-поставщик остановит свою работу. Однако даже тогда транспорт продолжит работать на бензине.

Выгодно ли?

Инициаторы идеи признали, что перевести дизельные автобусы на газ действительно не получится. А вот остальные – легко. По словам Ержана Нурбаева, для того чтобы переоборудовать один автобус, понадобится порядка 250-300 тысяч тенге, и все затраты на модернизацию двигателей быстро окупятся: через год или полтора перевозчики, согласившиеся на эксперимент, уже выйдут в плюс. Расчет простой – литр А-92 стоит не меньше 123-125 тенге, в то время как газ обходится более чем в два раза дешевле – 55 тенге. К тому же наш автосборочный завод занимается установкой газобаллонной аппаратуры (ГБА) на свои новые автомобили. По просьбе компаний перевозчиков они могут установить ГБА на автобусы сразу на заводе.

– Мы знаем, что в связи с повышением стоимости бензина и дизельного топлива компании-перевозчики планируют повысить тарифы за проезд на городских маршрутах. Кроме того, они регулярно выплачивают налоги за эмиссию в окружающую среду, которая вызвана в том числе использованием бензина и дизеля, – говорит Ержан Нурбаев. – Со своей стороны хотелось бы предложить исполнительным органам рассмотреть возможность выплаты компаниям-перевозчикам компенсации на установку газобаллонного оборудования в виде государственных субсидий, налоговых льгот или других инструментов, стимулирующих отказ от бензина и дизельного топлива. В таком случае переход на газ позволит им получить значительную экономическую выгоду и не будет необходимости в повышении стоимости проезда.

Еще один плюс газа – он выгорает полностью и не содержит примеси и смолосодержащие вещества, повреждающие двигатель. При работе на нем в полтора-два раза увеличивается ресурс мотора, расход масла уменьшается на 10-15 процентов и двигатель работает мягче и тише.

На вопрос о «тяжести» газа и его опасности при утечке инициаторы идеи обозначили, что Казахстану следует использовать технологию криогенного сжижения газа, о которой упоминал Владимир Панков. Сейчас эта тема также обсуждается.

– В современных условиях, когда во всем мире остро стоит вопрос обеспечения экологической безопасности в любой сфере жизнедеятельности человека, особая роль отводится проекту газификации автомобильного транспорта, – говорит Ержан Нурбаев. – Именно по этой причине во многих развитых странах активно проводится политика переоборудования топливных систем авто для работы на сжиженном газе. Ежегодно в мире число автомобилей с установленным газобаллонным оборудованием растет на 25-30 процентов. К примеру, в Турции, Италии, Китае и Польше уже более двух миллионов автомобилей работает на газе. Прогрессивные японцы планируют в ближайшее время перевести на этот вид топлива весь муниципальный и коммерческий автотранспорт. Казахстан также стремится повысить уровень экологической безопасности и решить вопросы загрязнения воздуха в крупных городах.

На сегодня информация предоставлена перевозчикам и акимату для совместного решения вопроса. Тем не менее, стать первопроходцами газификации общественного транспорта наши перевозчики пока не спешат.

Эдуард Кунгурцев

Преимущества сжиженного газа:

Октановое число газа очень высоко – около 105. Такое число недостижимо для любых марок бензина. При этом он выгорает полностью, не оставляя нагара, не содержит вещества, повреждающие двигатель. Нагрузка на «сердце» автомобиля снижается, он работает тише и мягче, увеличивается срок его службы.

Газовое топливо не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, а также не смешивается с маслом в картере, не ухудшая, таким образом, смазочные свойства масла, в результате чего цилиндры и поршни изнашиваются меньше.

Недостатки сжиженного газа:

При испарении одного литра сжиженного газа образуется около 250 литров газообразного. Таким образом, даже незначительная утечка может быть очень опасной, так как объем газа при испарении увеличивается в 250 раз.

Сжиженный газ, попав на кожу человека при низкой температуре воздуха, может вызывать обморожение.

Из-за более низкой температуры сгорания газо-воздушной смеси по сравнению со смесью воздуха и жидкого топлива наблюдается некоторое падение мощности двигателя – примерно на 10 процентов. Однако существенного влияния на динамические характеристики автомобиля это не оказывает.

Еще новости

Back to top button