Мир на кончиках пальцев
В Усть-Каменогорске открылся класс для детей, имеющих нарушения зрения.
Тифлокабинет, оборудованный всем необходимым для обучения незрячих детей, начал свою деятельность при школе – центре дополнительного образования № 19.
Открытие специального класса стало возможным благодаря сотрудничеству Управления образования ВКО и фонда «Дара» при поддержке партнеров – благотворительного фонда «Алтын Қыран», ТОО «Актеп», ТОО «Рокос Центр Астана», ТОО «Анвар», ТОО «Дастан» и частных лиц.
– В нашей стране более трех с половиной тысяч детей имеют серьезные нарушения зрения. Для таких ребят, интеллект которых в большинстве случаев полностью сохранен, главным препятствием становится отсутствие условий для получения образования и дальнейшего развития по месту проживания. Зачастую незрячие дети по достижении школьного возраста вынуждены либо уезжать от семьи в интернаты, открытые лишь в нескольких городах республики, либо оставаться на надомном обучении, – отметила учредитель частного благотворительного фонда «Дара» Гульнар Досаева.
Как она пояснила, это уже пятый класс для незрячих детей, действующий в рамках проекта «Открываем мир в регионах», аналогичные классы уже есть в Нур-Султане, Актобе, Актау и Костанае.
В Восточном Казахстане проживают 27 незрячих детей в возрасте до 18 лет, в Усть-Каменогорске – 14.
По словам акима областного центра Жаксылыка Омара, для особенных детей города до сегодняшнего дня школьное образование было доступно только в ближайшем Семее. Поэтому открытие тифлокабинета в Усть-Каменогорске позволит значительно расширить возможности незрячих ребят на получение качественного школьного образования без отрыва от семьи, а также будет способствовать их социализации и развитию инклюзивного образования.
К слову, для создания в школе безбарьерной среды и капитального ремонта класса акимат города Усть-Каменогорска выделил 10 млн тенге.
Кроме того, незрячие школьники обеспечены бесплатным питанием, а одна из учениц может жить в школе-интернате «Ақ ниет» и приезжать сюда на занятия.
– С начала февраля этого года в классе обучаются четверо учащихся. Период адаптации прошел легко, ребята очень быстро освоились в школе, познакомились и подружились друг с другом, – сообщил директор школы Кайрат Кикбаев. – У них наблюдается большая мотивация к учебной деятельности, они с желанием посещают школу, открыты всему новому, научились ориентироваться в классе и в школе. С нового учебного года класс уже сможет принять до девяти человек.
Стоит отметить, что у учебного заведения уже есть многолетний опыт работы с детьми, имеющими проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Для обучения ребят с нарушением зрения 28 педагогов этой школы прошли специальные курсы и теперь могут не только преподавать особенным учащимся грамоту, но и способствовать их адаптации в социуме.
Класс оснащен специальным тифлооборудованием (брайлевские печатные машинки, машинка для печати тактильной графики, трости, лупы, приборы для письма по Брайлю), учебно-методической и художественной литературой на Брайле. С их помощью дети учатся читать и писать тактильным шрифтом, могут различать фигуры, формы, новые предметы, читать и разучивать сказки, рассказы. В классе есть обучающие наборы по системе Монтессори, так как для освоения шрифта Брайля ученикам нужно развивать мелкую моторику.
На оснащение класса затрачено более 8 млн тенге из средств благотворительных организаций.
Неотъемлемой частью класса является зона социально-бытовой ориентации, позволяющая создать условия, близкие к бытовым, что очень эффективно в обучении и практическом освоении учениками навыков самообслуживания и ориентации в пространстве. Также ребята посещают кабинет лечебной физкультуры.
По словам заместителя директора школы по социальной работе Елены Бисеровой, помимо общеобразовательных предметов у таких детей проходят специальные уроки, где они учатся ориентироваться и передвигаться в школьном пространстве и на улице, различать по звуковой характеристике окружающие предметы и действия, совершаемые человеком, развивать мелкую моторику и все то, что им будет необходимо в дальнейшей самостоятельной жизни.
Мама одной из учениц, Мадина Турсиянова, говорит, что открытие специального кабинета – долгожданное для них событие. Она выразила благодарность от имени всех родителей класса:
– Мечты сбываются – наши дети сидят за школьными партами! Огромное спасибо всем, кто откликнулся на инициативу поддержать наших детей в их стремлении к знаниям.
Все они талантливы и имеют право на достойное образование и развитие, а своевременная и профессиональная помощь специалистов может изменить к лучшему их жизнь и дать шанс на достойное и успешное будущее любому ребенку.
Именно таким девизом руководствуется команда благотворительного фонда «Дара», реализуя свои проекты. Их цель – расширение образовательных возможностей детей через помощь в социализации и создание таких механизмов, при которых шансы детей, оказавшихся в сложной ситуации, на успешное будущее повышаются. Очень важно, чтобы результаты проектов обретали свою самостоятельную жизнь и становились устойчивыми.
– Изначально идея фонда состояла в том, чтобы помочь реализации инклюзивного образования в стране. Но увидев сложности, с которыми сталкиваются дети с особыми потребностями в обычной школе, фонд «Дара» пришел к пониманию того, что детей необходимо сначала готовить к школе, к инклюзивной среде, – подчеркнула основатель фонда Гульнар Досаева.
Так родилась идея проекта по открытию кабинетов коррекции в областных центрах. Они стали именно тем недостающим звеном, где ребенок и семья смогут получить комплекс услуг специалистов, решить проблемы в развитии, социализироваться и подготовиться к поступлению в обычные образовательные учреждения.
Фонд на сегодняшний день открыл десять кабинетов коррекции: в Нур-Султане, Караганде, Кокшетау, Актобе, Усть-Каменогорске, Шымкенте, Таразе, Петропавловске, Уральске, Семее.
Кабинеты психолого-педагогической коррекции – это центры, где с особенными детьми занимаются различные специалисты: дефектологи, психологи, логопеды, физиотерапевты, массажисты, тифлопедагоги.
– Ребенок, вовремя не получивший помощь специалистов, упускает важнейшее время до школы подготовиться к получению образования, к социализации. Ведь ему не только надо освоить навыки по возрасту, а еще преодолеть все барьеры, установленные здоровьем, – научиться слышать, видеть, произносить звуки, коммуницировать – максимально приблизиться к своим сверстникам по этим показателям, – отметила Гульнар Досаева.
По ее словам, начиная с 2017 года проект «Разные – равные» перешел на качественно новый уровень, продвигая развитие инклюзивного образования через открытие ресурсных центров инклюзивного образования в общеобразовательных школах страны. Ресурсный центр – это школьное пространство, зачастую отдельный кабинет, где ребенок с особыми образовательными потребностями может получить помощь в учебе, заниматься индивидуально с педагогом, снять напряжение через активные физические упражнения.
Очень важно, что здесь учителя могут обсудить с коллегами и родителями дальнейшую стратегию обучения по конкретному ребенку, то есть взаимодействовать друг с другом. Ресурсный кабинет инклюзивного образования – составная часть общеобразовательной школы.
За два года реализации проекта открыто 16 ресурсных центров инклюзивного образования. На сегодняшний день в них помощь в обучении получают около 200 детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями по всей стране.
Фото Манапа Мурзатаева