Повелители стихий
Юные Кулибины со всей области выясняли отношения на земле, в небе и на воде.
Небольшая автостоянка на время превратилась в настоящий аэродром. Копии самолетов школьники сделали собственными руками. Первой на старт выруливает «Эйркобра». Легендарный американский истребитель поставлялся в Советский Союз во время Великой Оте-чественной войны. Именно на таком самолете когда-то воевал легендарный ас Покрышкин.
– Модель очень сложная, – говорит участник соревнований Илья Зеленый. – Я ее делал два с половиной года. Только один мотор стоит 30 тысяч тенге. Хочу завоевать первое место. К соревнованиям очень долго готовился. Покажу «мертвую петлю» и несколько других сложных фигур.
Несколько кругов над площадкой и самолет сваливается в штопор. Под дружные крики болельщиков практически перед самой землей машина выходит из пике и плавно садится на импровизированный аэродром. Жюри единогласно ставит максимальную оценку – 10 баллов.
А вот юным моделистам из Аягоза явно не повезло. Сильные порывы ветра дважды не давали «Яку» оторваться от земли. При этом пришлось заменить два винта. Но по жестким условиям конкурса это считается поражением.
Зрелищные соревнования проводятся раз в год и собирают юных Кулибиных со всей области. Кстати, в Усть-Каменогорске, Аягозе и Глубоком до сих пор действуют станции юных техников. Воспитанники регулярно привозят призовые места с престижных международных соревнований.
– Моделирование дает умение не только рукам, но и позволяет разделить любую сложную проблему на части, чтобы потом ее успешно решить, – считает руководитель авиамодельного кружка Андрей Желяков. – И уже было замечено, что в школе успеваемость у наших воспитанников заметно улучшается. Начинает меняться стиль мышления. Прививается аккуратность и точность, потому что дети видят свой результат.
Айбек Заманбеков из Зайсана пробует свои силы в ралли. Багги он собрал за месяц и полностью усовершенствовал кузов. Маленькая машина не боится горок и трамплинов, которые надо проходить на трассе. Пульт в опытных руках творит чудо. Автомобиль слушается своего хозяина, как будто он сам сидит за рулем.
– Я очень люблю водить машину, – признается Айбек. – Отец иногда дает порулить за городом. Я занимаюсь в секции уже 4 года. Собираюсь поступать на автодорожный факультет и считаю, что мое увлечение мне пригодится в будущем.
Не менее зрелищно выглядит запуск ракет и состязание судов. Кстати, при старте реактивных снарядов жюри учитывает даже не высоту, а точность приземления. Одна из ступеней миниатюрного космического корабля должна приземлиться в определенную точку.
Победителям соревнований вручили грамоты и подарки, а наставники с нетерпением ждут пополнения в ряды юных инженеров.
Фото Тлеубека Шаяхмета