Образование

Обучение – дуальное, эффект – реальный

Сотрудничество работодателей и учебных заведений, вернее его отсутствие, давно стало камнем преткновения для системы профессионального образования. Именно этой проблеме был посвящен международный форум «Организация практического обучения на предприятии: международный опыт и адаптация в казахстанских условиях», прошедший 8-9 октября в Усть-Каменогорске на базе технопарка «Алтай». В нем приняли участие аким области Бердыбек САПАРБАЕВ, представители профильных министерств, делегации из всех регионов республики, а также Германии, Дании, Норвегии и России.

Обучение – дуальное, эффект – реальныйВосточно-Казахстанская область – пионер в части реформирования системы средне-специального образования. Этот вопрос стал для нашего региона особо острым в связи с высокими темпами развития экономики и, как следствие, с нехваткой квалифицированных рабочих. Наиболее ярко такая тенденция выражена у «технарей», так как студентов гуманитарных специальностей в наших профлицеях и колледжах предостаточно. Благодаря инициативе областного руководства, мини-революция в сузах началась еще летом 2011 года. Уже тогда пришло понимание того, что именно симбиоз учреждений образования и предприятий-работодателей может стать спасательным кругом для отечественной системы профессионального обучения. Первые шаги по ее реформированию были сделаны в течение года. И судя по всему, шаги успешные. В этом году наша область единственная в республике стала пилотной зоной по модернизации этой системы.

Вопросы ребром

Открывая конференцию, аким Восточно-Казахстанской области Бердыбек САПАРБАЕВ отметил, что о подготовке кадров заботится каждое государство. Молодые специалисты должны быть готовы работать по международным стандартам, использовать новейшую технику и технологии. Президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ уделяет большое внимание этому вопросу. Это следует из ежегодных Посланий народу Казахстана, лекций и выступлений Лидера нации.

– Нельзя не отметить старения кадров, – подчеркнул глава региона, – а значит, необходим пересмотр системы подготовки, чтобы на смену пришли молодые специалисты. Но в последнее время технические специальности остались без должного внимания.

То, что главная задача системы образования – готовить классных специалистов, а не пополнять ряды армии безработных, аким области озвучивает на каждом заседании, связанном с вопросами трудоустройства и образования. Несомненно, главным критерием успешности обучения должно быть реальное трудоустройство выпускника, а не липовая справка. Чтобы этого достичь, нужно четко понимать, какие специалисты и в каком количестве востребованы на рынке труда. Для этого в нашей области создан центр профтехобразования, который руководство области предлагает внести в республиканский реестр.

– Сейчас мы продолжаем работу по укреплению материальной базы, – отметил Бердыбек САПАРБАЕВ, – на эти цели из бюджета выделен 1 млрд тенге. Изучаем международный опыт. С норвежскими, немецкими и датскими коллегами мы работаем уже несколько лет.

Вице-министр образования и науки РК Саят Шаяхметов в своем выступлении отметил значимость инициативы Восточно-Казахстанской области для республики в целом.

– Особо отмечу создание Центра поддержки развития технического и профессионального образования, – сказал он. – Кадровые вопросы касаются всех областей. И половина из того, что выделено местными бюджетами по всей республике, выделено в вашей области. Это значительный показатель заинтересованности областного руководства.

Господин Шаяхметов рассказал о том, как в министерстве видят саму систему дуального образования в сузах республики и ознакомил с некоторыми рекомендациями по усилению блока практического обучения.

Министерство образования и науки – профильное ведомство, но не единственное из тех, кто заинтересован в успешности реформирования системы профессионального образования. Министерство труда и социальной защиты также активно участвует в процессе. Вице-министр Серик Ахметов отметил, что Восточно-Казахстанская область – один из лидеров экономики Казахстана и количество сузов на нашей территории наибольшее по РК. Наш регион показывает неплохие результаты в реализации программы «Занятость-2020». Эти факторы являются предпосылками для того, чтобы и программа по внедрению дуального обучения была реализована успешно, а после опыт нашей области можно применить ко всем регионам республики.

Казахстанцы – молодая нация. Серик Ахметов сообщил, что возраст среднестатистического гражданина страны – 32 года. А значит, есть кому учиться. В одной только Восточно-Казахстанской области дефицит квалифицированных рабочих кадров перевалил за порог в 16 тысяч. Вместе с тем, трудоустройство выпускников сузов на сегодняшний день по республике не превышает 60 процентов.

Не копировать, но учиться

Такое внимание системе производственного обучения уделяется не случайно. Развитие экономики, внедрение современных инновационных технологий во все производственные отрасли требуют от выпускников соответствующей подготовки. Наверняка многие из тех, кто читает эти строки, слышали в первый рабочий день: «Забудьте все, чему вас учили». Сегодняшний темп жизни не терпит таких вольностей. Гораздо разумней и выгодней уже в момент подготовки будущего специалиста прививать ему навыки, необходимые для работы на конкретном производстве.

Системы профессионального образования, учитывающие эти нюансы, успешно функционируют в европейских странах. Но, как отметил глава представительства GIZ в Казахстане Лайнер Герц, не нужно брать готовую модель образования из какой-то страны и применять ее в Казахстане. Гораздо полезней объединить опыт и адаптировать его к потребностям и возможностям экономики страны. В этом плане в Казахстане сделано очень много. Но остались вопросы, на которые пока нет ответа. Например, кто будет представлять интересы работодателей, не входящих в ассоциации и не объединенных под эгидой АО ФНБ «Самрук-Казына»? Кто будет обучать стажеров на производстве и оценивать результаты? И таких вопросов не меньше десятка…

– Мы попытаемся найти ответы на базе пилотного региона по внедрению дуальной системы образования, – отметил представитель германской делегации. – Акиму области предлагаем объявить этот форум стартовой точкой для решения всех проблем.

Норвегия не является нашим географическим соседом, однако имеет много общего с Казахстаном. Это и множество природных ресурсов, среди которых основными являются газ и нефть, и большой потенциал для экономического роста. За 50 лет эта страна сумела достичь небывалых темпов развития. И ее представители отмечают, что немалую роль в этом сыграли высококвалифицированные рабочие кадры.

– Для того, чтобы быть конкурентоспособными, необходимо придерживаться высоких стандартов во всем, в том числе и в обучении, – отметил председатель правления администрации округа Роголанд Свейнунг Стенсланд. – Для этого необходим тесный контакт органов управления, предприятий и учебных заведений. С 2004 года мы сотрудничаем с Казахстаном в области внедрения системы ученичества и наставничества на предприятиях.

Директор ассоциации работодателей металлургической и электротехнической промышленности NORDMETALL Ханс Манзке отметил важность сотрудничества предпринимателей и государства:

– Невозможно только требовать, чтобы государство и учебное заведение подготовили нам классного специалиста. Нужно самим участвовать в процессе и контролировать его, – сказал он.

На смену гастарбайтерам

Кроме руководителей крупных предприятий, интересы работодателей на форуме представлял вице-президент независимой ассоциации предпринимателей РК Тимур Назханов. Он обозначил одну из малоприятных тенденций, которую предстоит преодолеть. Крупные предприятия имеют возможность напрямую работать с учебными заведениями, а вот представители малого и среднего бизнеса пока остаются в стороне от этого процесса. Ассоциация взяла этот вопрос под контроль. Выделено два направления (но это только начало) – автодело и строительство, по которым начата работа с сузами.

Но работа по другим отраслям также важна и необходима. Для этого, по мнению господина Назханова, нужно укреплять взаимодействие всех заинтересованных сторон, а во многих регионах республики оно формально. Необходимо разработать четкие модели этого взаимодействия.

Пока неясно, какие из предприятий готовы взять на себя ответственность по подготовке специалистов, и самое главное, какие из них имеют для этого возможности. Досадно и то, что многие представители бизнеса воспринимают дуальную систему образования не как возможность подготовить для себя квалифицированных рабочих при поддержке государства, а как дополнительное бремя.

Подытожив все сказанное на пленарном заседании форума, аким области дал поручение управлению образования пристально контролировать процесс обновления системы ТиПО и вовремя вносить необходимые коррективы.

– Мониторинг нужно делать не ради справки, а для достижения конкретного результата, – отметил он. – Главная задача – обеспечить занятость молодежи и предложить экономике грамотных, подготовленных специалистов. Сейчас у нас есть возможность добиться этого и после поделиться опытом с другими регионами.

Работа форума продолжилась секционными заседаниями экспертных групп. На второй день его участники имели возможность посетить учебные заведения Усть-Каменогорска, Центр ТиПО и ПК, крупнейшие предприятия областного центра и культурную жемчужину Усть-Каменогорска – уникальную этнодеревню.

Ольга Шабалина

Еще новости

Back to top button