Культура

Зеркало характеров и судеб

Как известно, театр – это зеркало нашей жизни. В свете софитов мы замечаем то, на что не обращаем внимание в действительности. На взаимоотношения, нравы, ценности, социальные явления.

В преддверии Всемирного дня театра, который ежегодно отмечают 27 марта, давайте повернём это зеркало в сторону, называемую закулисьем. Какие отражения мы увидем в нём?

Зеркало характеров и судеб

ОТРАЖЕНИЕ СУДЬБЫ  

1985 год. Международный день театра. Уютный зал усть-каменогорского храма Мельпомены забит до отказа. На сцене представители администрации города, партийные руководители, артисты. К торжественным речам присоединяется группа студентов культпросветучилища. Настаёт черёд выступления Марины Соколовой. Девушка, мечтающая о театральном будущем, несказанно рада оказаться на одной сцене  с мастерами.

Но вот перестают звучать поздравительные фанфары. Марина собирается уже уйти. Неожиданно кто-то из зрителей подходит к сцене и с восхищением, благоговением протягивает ей цветы.

– Я настолько была обескуражена, вспоминает актриса. – С одной стороны, мне было приятно, а с другой – как-то неловко. Я растерялась и вручила букет кому-то из артистов. А потом уже подумала, что это, возможно, был для меня знак свыше. В 2020 году исполнилось уже тридцать лет моего служения в Восточно-Казахстанском областном драматическом театре.

Театр, словно рентген, просвечивает человека насквозь. И если ему предназначено делиться своим талантом, оголять нервы, то театр уже не выпустит его из своих крепких объятий.

Однако удачный случай – ещё не повод праздновать триумф. Мельпомена – дама крайне капризная и непостоянная. Актёру, творцу нужно беспрестанно доказывать, на что он способен. А первая роль – это билет в будущее.

РОКОВАЯ РОЛЬ

Молодой и бравый служащий с пышными закрученными рыжими усами улыбнулся своему отражению в зеркале. Он рад, нет, точнее – он счастлив! Только он и ещё несколько первокурсников ГИТИСа прошли кастинг на участие в спектакле «Эраст Фандорин». Отбор проводили автор пьесы Борис Акунин и художественный руководитель Российского академического молодёжного театра Алексей Бородин. И вот он уже загримирован, облачён в сценический костюм полицейского. Роль небольшая, но первая на профессиональной сцене в
Москве.

– Она открыла мне дальнейшие перспективы в актёрской карьере, – рассказывает художественный руководитель русской труппы ВКО театра драмы Роман Степенский. – В последующем меня пригласили сыграть ещё в одном спектакле по пьесе Б. Акунина – «Инь и Ян». Именно на этом спектакле я познакомился с одним из сильнейших постановщиков боёв и фехтовальных поединков в российском кинематографе – Андреем Рыклиным, с которым позже мы работали в таких фильмах, как «Слуга государев», «Записки экспедитора Тайной канцелярии» и других.

АКТЁРСКАЯ ПАМЯТЬ

Театр не знает границ, театр не ведает усталости. А вместе с ним и его верные служители. Актёрская профессия – это каторжный труд. Мы не всегда можем выучить коротенькое стихотворение, а каким образом актёры запоминают большие объёмы текста – остаётся только догадываться

Мастер курса режиссёрского отделения Восточно-Казахстанского колледжа искусств Наталья Резникова собирает студентов второго курса и сообщает: «Будем ставить «Спектакль в селе Огрызово» по одноимённому рассказу Вячеслава Шишкова». Среди начинающих актёров – Дина Епимахова, Игорь Снегирёв, Варвара Пак, Анастасия Витман. Работа над курсовой предстоит серьёзная, ответственная. По всем театральным канонам. Начиная с «застольной» читки.

– Я помню своё потрясение: «Как это можно все выучить?!» – делится актриса Дина Епимахова. – Такой объём текста, не скрою, видела впервые. Для того чтобы шла оценка, реакция на реплики партнёра, нужно было учить текст не только своей роли. Это был и первый опыт партнёрства у всех нас, у моих однокурсников, а ныне опытных коллег по сцене.

У каждого актёра свои профессиональные хитрости. Общее и обязательное – тренировка памяти. Кто-то предпочитает отгадывать кроссворды, а кто-то учит стихи. И эта работа над собой не ограничивается стенами театра, сценой. Она продолжается и дома, и на автобусной остановке, и во время прогулки по достопримечательностям.

Зеркало характеров и судеб

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОДПИТКА  

Уникальная Брестская крепость-герой. Спускаться внутрь запрещено, на это указывает знак и табличка. Но актёра Михаила Иванова словно магнитом тянет туда, где в июне 1941-го на протяжении месяца шли жесточайшие сражения, советские солдаты держали оборону, проявляя невиданную ранее отвагу и героизм.

– Действительно, ощущения были непередаваемые, – говорит Михаил. – На тонком уровне слышались отголоски той войны. Я чувствовал энергетику того кровавого, трагического события. И было жутко до мурашек. После возвращения из Бреста в Усть-Каменогорск свою роль в военной драме «Лейтенант Володька» я исполнял уже совершенно в ином качестве.

Иногда госпожа Мельпомена требует жертв и порой крайне изощрённых доказательств любви к ней. Мало ей того, что актёр живёт театром. Подавай ей ещё и страдания!

На сцене – спектакль «Детектор лжи» В. Сигарева. Супружеская пара выясняет отношения. Без помощи гипнотизёра, похоже, тут не обойтись! Уползая за диван от эпицентра семейных событий, испуганный гипнотизёр чувствует в районе коленной чашечки неожиданную, довольно сильную и неприятную боль. У актёра Сергея Астраханцева всего пара минут свободного времени. Закатав штанину брюк, он обнаруживает источник боли – толстую занозу, большая часть которой засела глубоко под кожей. Он хладнокровно извлекает враждебное инородное тело на свет божий. И тут… приходит время выползать из-за дивана, продолжать спектакль.

– Эта история не имеет великой морали, – делится актёр Сергей Астраханцев. – Она о том, что, когда на тебя с доверием и интересом смотрят сотни пар глаз, нужно терпеть всё.

ПЛАЧ ТАМАРЫ

Самое главное для театра – это стресс. Чем больше возникает ситуаций на острие, на краю бездны, тем больше творческих удач и находок.

День сдачи трагедии «Ляйла – дитя Луны» Р. Мукановой. А исполнительница главной роли Катиры Татьяна Гремина внезапно слегла дома. Режиссёр Виктор Бутаков собирает всех в зрительном зале и объявляет: «Сдача не состоялась. Но премьера будет! Вместо Греминой завтра сыграет Тамара Коблова!» После этих слов в зрительном зале слышится громкий плач. Это актриса не может сдержать нахлынувших эмоций.

– Как представила, что меня ожидает: бессонная ночь, тяжёлый текст, трёхчасовой спектакль, – вспоминает «ҚР Мәдениет саласының үздігі» Тамара Коблова. – Но режиссёр был непоколебим. До полуночи он сидел у меня дома, рассказывал задачи, цели, конфликты роли. А оставшуюся ночь я учила текст. Утром мы прошлись по мизансценам, и уже вечером была премьера. Зритель встретил спектакль аплодисментами. Я же после этой постановки почувствовала себя на сцене уверенно.

ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ

Вместе с тем театральные творцы – люди особой касты, особого мироощущения. Будь то актёр, режиссёр или художник, бутафор, осветитель – они никогда не довольствуются достигнутым. А иначе – жить скучно, рассуждают многие из них. Да и знают они, что сцена безжалостно обнажает фальшь и поверхностность. Вот и неустанно ищут, придумывают, экспериментируют, доводят до совершенства…

…1980-е годы. Подготовка к выпуску нового спектакля «Мадридская сталь» Лопе де Вега. В мастерской пошивочного цеха, возглавляемого ветераном ВОВ и труда Евгенией Осиповной Семёновой, последние несколько ночей не гаснет свет. Мастерицы вручную вшивают в каждую строчку сценических костюмов бусины, блестки. Труд очень кропотливый! А сроки горят! И наконец премьера. На сцену выходит Марсела. По зрительному залу проносится восторженный вздох!

Во многом благодаря костюму эта роль – одна из любимых для «ҚР Мәдениет саласының үздігі» Аллы Латфи.

– Мастерицы пошивочного цеха творили чудеса! Костюмы сидели как вторая кожа. И могли составить коллекцию испанской моды XVII века в музее! – рассказывает Алла Атаулаевна. – А кольчуга и несколько видов оружия, выполненные руками заслуженного работника культуры Казахской ССР, художника-бутафора Михаила Стародубова, и действительно занимали достойное место в Государственном театральном музее имени А. А. Бахрушина в Москве.

И сегодня у нас в театре работают большие мастера, преданные своему делу. Это художник по свету Анатолий Коблов, заведующий бутафорским цехом Владимир Бережко, художник-гримёр Ольга Шестакова, заведующая музыкальной частью – «ҚР Мәдениет саласының үздігі» Елена Мищенко. Они создают неповторимую атмосферу спектакля. Благодаря заинтересованности и содействию директора театра – «ҚР Мәдениет қайраткері» Дынмухамету Уябаю воплощаются новые проекты, театр выезжает на фестивали и гастроли, а все специалисты чувствуют себя нужными, востребованными.

Принято считать, что зеркало хранит память о людях и событиях. А ещё – историю. В «зеркале» русской труппы Восточно-Казахстанского областного драматического театра, перешагнувшей 85-летний рубеж, целая галерея образов, силуэтов, портретов тех, кто дышал театром, жил театром. Любил, страдал, дарил. Для зрителя. Для искусства. И продолжает это делать, бесстрашно распахнув свои сердца.

Профессиональный праздник, Всемирный день театра, труппа встретит премьерой моноспектакля по пьесе С. Астраханцева «Почему люди не..?», которая состоится 27 марта в 15.00 на малой сцене. Это подарок для «третьего творца спектакля» – зрителя.

Дарья Волкоедова

Фото автора, из архива театра

Еще новости

Back to top button