Общество

Время не властно над человечностью

Роль великих мыслителей казахских степей – Абая Кунанбаева и Шакарима Кудайбердиева в духовной культуре народа была всегда бесценной. Она значима и в сегодняшние дни. На региональной научно-практической конференции, организованной в преддверии Дня Первого Президента страны Восточно-Казахстанским областным управлением по делам религий, имамы, священнослужители и теологи, ученые и педагоги попытались провести параллели от прошлого к настоящему и будущему через наследие этих знаменитых классиков. Предстояло выяснить, как их творчество отражается в духовной жизни современного общества.

Время не властно над человечностьюКазахская духовная культура представляет сегодня огромный интерес для исследователей. Связано это с тем, что она определяет будущее нации, влияет на самосознание и выступает как идея, объединяющая общество в единое целое. Многие мировые и местные ученые отмечают исключительную роль Абая и Шакарима в формировании основ для построения будущего во многих сферах культурной и духовной жизни казахстанского народа.

– Некоторые представители псевдорелигиозных учений сегодня открыто утверждают, что мировоззрение казахского народа было ошибочным, а такие великие мыслители, как Абай Кунанбаев и Шакарим Кудайбердиев, заблуждались в вопросах религии. Проповедники радикальных идей утверждают, что чистый таухид (вероубеждение) пришел в Казахстан в середине 90-х годов из стран Персидского залива, – сказал модератор встречи, исполняющий обязанности руководителя управления по делам религий ВКО, руководитель отдела по связям с религиозными объединениями ведомства Айткурман Турганбаев. – Получается, целый пласт культуры нашего народа отвергается. С этим категорически нельзя соглашаться. Через диалоговые площадки, подобные сегодняшней, мы должны доносить молодежи, что это фальсификация и неправда. Абай и Шакарим в своих произведениях всегда призывали соотечественников к знаниям и открытости. Они верили, что путем просвещения, воспитания можно усовершенствовать нравственность людей.

В конференции участвовали главный имам Восточно-Казахстанской области Ермек Мукатай, преподаватели различных учебных заведений, руководители и специалисты местных исполнительных органов, представители религиозных и этнокультурных объединений, студенты, СМИ.

ГОНИТЕ ПРОЧЬ ЛЕНЬ И НЕВЕЖЕСТВО

Духовные ценности, о которых Абай Кунанбаев размышляет в своих произведениях, закладывались в нем еще с детства. Отец Кунанбай кажы отдал его в тринадцатилетнем возрасте в школу-медресе имама Семипалатинска Ахмета-Ризы, которая была в то время одним из передовых учебных заведений в регионе. Уровень знаний, которые давала эта школа, сопоставим с уровнем подготовки на гуманитарных факультетах современных вузов. Выпускники медресе писали стихи, умели делать литературный анализ творческих произведений, владели несколькими языками. За время учебы Абай познакомился с трудами исламских теологов, мыслителей Востока, творчеством классиков изящной восточной поэзии, изучил арабский, персидский, чагатайский языки. Его учителями в медресе были высокообразованные духовные наставники, среди которых выделялись представители и сторонники такого прогрессивного религиозного течения, как жадидизм, основанного на идеях исламского просветительства и получившего в то время широкое распространение в тюркском мире.

– Мировоззрение, основанное на восприятии исламских ценностей, этико-философские взгляды, просветительство Абая нашли особенно яркое выражение в его «Словах назидания», – отметила доктор филологических наук, профессор ВКГУ им. С. Аманжолова Айжан Картаева. – Этот образец философской прозы создан в пору достижения поэтом возраста зрелости и мудрости, когда человек оглядывается на пройденный путь, подводит итоги, анализирует ошибки и пытается разглядеть будущее, в котором будут жить его потомки.

Назидания охватывают вопросы истории, педагогики, морали, духовного развития и права. Абай создал новую почву и в то же время позаботился, чтобы накопленный исторический опыт народа не затерялся под влиянием времени. Слова, пропитанные болью души, страстной убежденностью и таким глубоким знанием национального характера и менталитета, что современные казахи воспринимают их содержание, как будто назидания написаны для них не сто лет назад, а сегодня. Так, в Слове десятом есть строки, обращенные к тем, кто, несмотря на свою праздность и лень, хочет иметь земные блага: «Скажем, Аллах услышал твои молитвы, дал тебе сына. Сумеешь ли ты дать ему хорошее воспитание? Люди молят Аллаха и о богатстве. Он тебе дает, а ты не берешь! Дал он тебе силы, чтобы ты мог трудиться и наживаться. Разве ты тратишь эту силу на праведный труд? Нет. Аллах дал тебе силы, чтобы ты мог учиться, дал разум, способный усвоить науки, но неизвестно, на что ты потратил их». Столь же убежденно обращается к своим читателям Абай, говоря о духовном возвышении человека: «Возвыситься духовно можно через умение сохранить человеческие достоинства даже во время великих испытаний, и это облагораживает человека. Существуют три вещи, способные унизить весь человеческий род, которые следует избегать. Это невежество, леность и злодеяние. Противоядие от этих пороков – человеколюбие, желание всеобщего благоденствия, твердость духа, справедливость, глубокие всесторонние знания».

– В сфере духовной культуры Абай стал катализатором развития, наряду со многими представителями интеллигенции, которые чувствовали свою внутреннюю ответственность перед народом за его будущее, – резюмировала А. Картаева.

БУДЬТЕ ЛЮДЬМИ

Главным предметом философствования Шакарима является человек, именно к нему сводятся духовные поиски и размышления мыслителя. В каждом его стихотворении можно встретить искорку истины. «Кану я, но будут жить мои стихи. Молодые все запомнят до строки. Кто-то с верой примет это, кто-то нет.
Нет, не каждому стихи мои близки», – писал поэт. Стихи Шакарима несут в себе нравственные поиски автора, его благие призывы к людям оставаться разумными, возрождать в себе человечность, быть творцами. «Человек похож порою то на волка, то на сыть. И порой от человека зверя все же не отличить. Лишь в одном его отличье – в светлом разуме, в уме» – говорил писатель.

– Мировоззрение Ш. Кудайбердиева сложно и противоречиво, но он не останавливался в своих духовных поисках, в том числе и в религиозных исканиях, – отмечали участники конференции. – Ислам поэт трактовал с гуманистических позиций, он стремился акцентировать внимание на нравственной основе религиозных идей.

В эссе под названием «За семьдесят два года» он говорит об идее нравственно-духовного очищения. Поэт убежден, что основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. С младых ногтей нужно воспитывать в людях чувство высокой порядочности, самоуважения, что поможет искоренить пагубные вожделения. В процесс воспитания необходимо ввести науку совести. По его мнению, для того чтобы эти нравственные нормы работали, необходимо формировать в человеке внутреннюю потребность в утверждении в себе высокой морали.

Сегодня, когда в мире наблюдается непримиримая борьба добра со злом, а поле битвы, как утверждал Ф. Достоевский, – сердце человека, простые истины добра, любви, уважения, этики и морали, воспетые более ста лет назад Абаем и Шакаримом, приобретают новое звучание. Пристальное внимание к ним должна устремлять современная молодежь. Об этом говорил теолог из Семея Бекзат Баяшев. По его словам, молодым казахстанцам, обращающимся к вопросам духовно-нравственного воспитания, религии нужно обращаться за знаниями не к Интернету, а к творчеству казахских мыслителей.

Елена Пашке, Насихат Оркушпаева

Еще новости

Back to top button