Юбилей

Владлен Шустер: «Любые вершины преодолимы!»

Одним из наиболее талантливых журналистов «Рудного Алтая» называли в коллективе более 30 лет назад Владлена Шустера. Он сам мог написать любую статью, а работая в должности заместителя главного редактора, подсказывал коллегам беспроигрышные темы отличных публикаций, достойных внимания.

Впервые мы близко пообщались в областной студии телевидения в конце 80-х годов прошлого века. Там мы начинали работу после завершения учёбы в КазГУ. Он приходил для участия в трёхминутном выступлении в прямом эфире информационной программы «Автограф недели» на сельхоз тематику. Мы, в свою очередь, публиковались в областной газете «Рудный Алтай», где, в отличие от формата телевизионных новостей, можно было выражать свои творческие идеи на более широкой газетной площади.

Коллеги считали Владлена человеком с широчайшей эрудицией, хорошо знающим экономику, людей, область. Плюс ко всему он был замечательным рассказчиком, с чувством юмора, тонкой иронией, а также отчаянным критиком всего и вся. На язык и на карандаш ему лучше было не попадаться, особенно руководству государственных органов, ведомств, структур, организаций.

Работа в «поле»

Как говорится, журналистике и работе «в поле», как и любви, все возрасты покорны. Однажды, в начале 90-х выпала совместная поездка на значимое мероприятие в Катон-Карагайском районе. Это был повод для нас увидеть человека в деле, хотя такой задачи никто не ставил, получилось, в общем, всё спонтанно.

На «Рахмановских ключах» открывали новую ЛЭП, до этого там электроэнергию вырабатывали и давали свет дизельные генераторы. На фоне общего уныния и кризиса в экономике страны тогда это событие было, в самом деле, ярким светом в конце туннеля. Мы согласились на дальнюю поездку охотно, тем более что Катон – это моя родина. Съёмочная группа ВКТВ и журналист «Рудного Алтая» выехали на «буханке» подрядной компании, тогда её возглавляла известная личность – Анатолий Тунников, ветеран отрасли, почётный гражданин Усть-Каменогорска.

Проехать около 500 км в одну сторону за день по асфальту и гравийке – приятного мало. В дороге сделать паузу, подкрепиться почти негде, не то что сейчас. Добрались до вахтового лагеря около полуночи, ни о каком ужине речи уже не шло, так и легли спать на пустой желудок. Утром – лишь лёгкий завтрак, но главное всё-таки не в трудностях пути и проблемах с едой.

Муки творения

Владлен тогда уже был в возрасте, но тяготы поездки переносил стойко, хотя и пускал стрелы в адрес тех, кто в силу обязанностей принимающей стороны мог бы лучше отнестись к представителям прессы. Мы ехали по работе, а не на отдых. Ночлег в дороге, вагончике, в кабине авто в те времена у коллег был в порядке вещей.

Поднялись на перевал, доехали до радоновых ключей и зачерпнули целебной воды, отведали её терпкий вкус. В рамках  программы открыли ЛЭП, на новой подстанции по традиции разбили бутылку шампанского, записали видео и аудио героев события. Это были электромонтажники, местные жители, которые помогали им в обеспечении продуктами, а также персонал санатория.

Журналисты взяли интервью и у первых руководителей области, участвовавших в событии, а потом спустились в вахтовый лагерь и выехали домой. Перед отъездом подрядчики устроили посиделки от души, раскрылись по-настоящему, тронутые финалом события, вниманием прессы, общением в неформальной обстановке. Так бывает всегда. У них работа позади, а у журналистов главное только начинается, и пока не выйдет материал в эфире или газете, не будет нам покоя, отдыха и даже сна.

Дорога домой

Дело было уже поздней осенью, за окном авто дикая природа, ощутимый холод, жестокая дорожная тряска. Так и вернулись в Усть-Каменогорск, проехав за полтора дня почти тысячу километров на легендарной «буханке». Во время поездки мы не видели, чтобы Владлен Шустер пользовался диктофоном, их тогда просто не было в редакции. Ничего он не записывал в блокнот, разве что фамилии работников и их должности, пару-тройку  технических параметров ЛЭП. В понедельник следовало сдать материал в печать, чтобы во вторник утром свежая газета была на столе у читателей.

Тогда ещё была высокая печать, в типографии на линотипе отливались строчки из сплава металлов. Всё же газета выходила вовремя за счёт человеческого фактора. И вот, в свежем номере «Рудного Алтая» мы увидели на первой полосе в «подвале» репортаж о произошедшем событии. В чём заключался эффект небольшой по объёму статьи? В том, что в ней было подано в сжатом виде самое главное. Тот случай, когда словам – тесно, а мыслям – просторно.

Если мы сняли массу видеоматериала, а из него потом смонтировали документальный фильм почти на один час, не считая сюжета в новостях на две минуты, то версия в виде книжного очерка заняла бы площадь газетного разворота.

Владлену Шустеру, в отличие от телевизионщиков, на всё про всё хватило примерно строк 180–200. Тогда мы оценили, насколько он может искусно владеть и управлять словом, переводя его на язык письма. Как очевидец и коллега, я всё же понял, надеюсь, его творческую кухню: чтобы написать столь лаконичную статью, он так же, как и мы, переработал точно такой же объём информации, может и больше. Учитывая, что за его плечами стаж, опыт, сумма знаний, что иногда идёт во вред, а не на пользу, перегружает пишущего человека, лишает лёгкости и быстроты письма.

Краткость слога

Мы все видели одно и то же на месте события, но он смотрел как бы другими глазами, вычленяя важное, да и не упуская интересных деталей. Форма построения статьи 32-летней давности такая, как в современных газетах. Это заголовок, потом ёмкий и лаконичный лид, основное тело газетного материала и подпись автора – Владлен Шустер.

А заголовок выхвачен из контекста, прямой речи одного из патриархов энергетики ВКО и РК Александра Тютяева: «Любые трассы проходимы!». Автор подаёт как редкий случай в практике, когда ЛЭП затащили на тысячи метров над уровнем моря буквально на своих плечах. Прежде чем проложить линию через горы и леса, авторы проекта и подрядчики проехали по будущему маршруту на лошадях, а местами, как говорят в действующей армии, пешие – по-конному.

Доставка и монтаж конструкций, опор для ЛЭП были проведены с помощью авиации – вертолётного отряда из Средней Азии. Есть завязка, кульминация и развязка, то есть безупречно выстроенная драматургия в малом тексте. Автор не рассказывает, а показывает, пишет без пафоса, но невольно создаётся ощущение трудового подвига, образа героев из простых работников, теряющихся перед камерой и микрофоном прессы. Владлен запомнил и привёл к месту слова суровых мужчин, которым вовсе не чужды лирика и эмоции при виде стройной опоры ЛЭП: «Это наши красавицы!».

Вспомнил, кстати, о сурчонке Грише, который подружился с вахтовиками и приходил в лагерь, чтобы полакомиться шоколадными конфетами. Уточнил, что с развлечениями вообще «было негусто»: «видик» с кассетами для киносеансов в вагончике после работы. Все эти живые картинки с натуры придают образность тексту, которую можно обнаружить не в каждой серьёзной газете.

Не читаем, пишем

Бесспорно, нам потребовалось гораздо больше слов и букв, чтобы выразить мысли о статье коллеги, которая им написана более кратко, ёмко и образно, информативно. В этом, наверное, кроется умение автора работать с большим объёмом данных, фактов, впечатлений. Точно так же, как это делает финансист или компьютер, обрабатывая быстро и точно огромную массу нужных цифр и больших чисел. В общем, это анализ автора, раскладывание по полочкам, а затем синтез, когда надо из сырья выжать самую суть, как из апельсина, таким же привычным методом получая сок.

Напрашивается известная фраза о том, что лучше один раз прочитать в оригинале, чем сто раз об этом услышать. Наша задача состояла в том, чтобы приоткрыть хотя бы ненамного дверь в творческую лабораторию журналистов, чем сейчас занимаются различные «коучи» и наставники, желающие обучать будущих коллег из молодой волны. По поводу же чтения тоже есть присказка Шустера к месту.

– Мы не читатели, а писатели, – шутил Владлен. – Мы не читаем чужие статьи, а пишем и создаём свои шедевры.

На самом деле, он был читателем широких интересов, ходил всегда со свежей газетой в руке, словно со шпагой мушкетёра, готовый уколоть острым печатным словом.

Ближе к серебряному возрасту вдруг обнаружилось, что он втихомолку пишет стихи, и на взгляд коллег, отличные. Впрочем, читателям «Рудного Алтая» так и не суждено было увидеть его в роли пенсионера, списанного в тираж или сошедшего с дистанции. Так случилось, что его уход по болезни оказался внезапным и неожиданным для всех, а по желанию и старанию коллег через порог вечности он переступил не с привычной газетой, но со свежим томиком собственных стихов, увидевших свет. В мире ином, наверное, также очень нужна духовная пища.

Меир Токобаев

Фото из архива редакции

Еще новости

Back to top button