Святой Афон на глянце
Удивительная по красоте и мощная по духовному содержанию выставка фотографий «Наш Афон» отрылась в Усть-Каменогорске. На вернисаже представлено 160 работ известного греческого мастера Костаса Асимиса.
Эта беспрецедентная по своему содержанию экспозиция уже проделала долгий путь по разным странам. Запечатленная в фотографиях жизнь православного монашеского сообщества со Святой горы Афон, проходит в рамках празднования 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира. Через год столько же лет исполняется первому письменному упоминанию существования на Святой горе Афон древнерусского монастыря. Проект под патронажем Русской Православной Церкви и при поддержке регионального отделения «Русского Афонского Общества», членом которого является греческий фотохудожник, путешествует по миру шестой год, он носит, прежде всего, культурно-просветительский характер.
Святая гора Афон – полуостров в Восточной Греции, по сути гора высотой 2200 метров над уровнем моря. Административно самоуправляемое сообщество 20-ти православных монастырей в церковной юрисдикции Константинопольского Патриархата. На сегодня это крупнейшее в мире средоточие православного монашества. Напомним, что Афон на протяжении многих столетий играл важную роль в развитии русской духовности и культуры, начиная с эпохи Киевской Руси. Именно по благословению Афона и при духовной поддержке создавался Киево-Печерский монастырь, который, как гласит история, почти тысячелетие назад стал центром монашества и книжного просвещения. Костас Асимис на протяжении 30 лет снимал монастыри и храмы Святого Афона, повседневную жизнь насельников, иначе говоря, монахов и послушников, постоянно живущих там. А также запечатлевал посещения паломников, визиты именитых гостей. Особое место в экспозиции занимают фотографии окрестных мест, завораживающей природы.
Открывая экспозицию, Преосвященнейший Амфилохий, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский отметил, что более тысячи лет на территорию этой монашеской республики не ступала нога ни одной женщины, а любая фото- и видеосъемка сведена к минимуму, отчего каждый снимок становится настоящей исторической и духовной ценностью. Нынешняя выставка – уникальная возможность для жителей города увидеть святые места, посмотреть на быт святых старцев и монахов, окунуться в атмосферу Афона – одной из самых почитаемых христианских святынь на греческой земле. И, конечно же, насладиться работами мастера, каждая из которых – настоящее произведение искусства. Кстати, Костас Асимис с 1993 года является представителем Русского Свято-Пантелеймонова монастыря на Святой горе.
– Древние афонские монастыри хранят бесчисленные богатства: евангельские святыни, связанные с земной жизнью Господа Иисуса Христа, Его Пречистой Матери и апостолов, чудотворные иконы и мощи святых угодников Божиих, – рассказал Преосвященнейший Амфилохий. – Не меньшее богатство – сохраненные в этих обителях духовные ценности жизни Византии и других православных народов: русского, сербского, болгарского, румынского.
Присутствующий на открытии руководитель управления по делам религии ВКО Манарбек Мухаметжанов, говоря о значении проекта для православных людей и тех, кто почитает духовные ценности, отметил реалистичность работ Асимиса.
– После просмотра экспозиции возникает желание воочию увидеть эти удивительные места, – сказал Манарбек Мухаметжанов.
Запечатлевать в фотографиях жизнь на святой земле начали давно. Первое фотоателье на Афоне появилось в начале 70-х годов XIX столетия. По благословению старцев Русского Свято-Пантелеймонова монастыря – архимандрита Макария (Сушкина) и старца Иеронима монахи-фотографы не только скрупулезно фиксировали все значимые события обители, но и занимались жанровой съемкой. Их примеру вскоре последовали и некоторые греческие монастыри. Благодаря этому можно видеть, как жили старцы много лет назад. Монахи-фотографы запечатлели образ преподобного старца Силуана Афонского. Хранятся в обители и редкие снимки времен немецкой оккупации, сделанные тогдашним представителем Русского монастыря в Киноте иеромонахом Василием (Кривошеиным). Некоторые из работ того времени были представлены и на выставке: черно-белая фотоистория Святой горы. То, что эти фотографии сохранились, – поистине чудо, время безжалостно уничтожило стеклянные пластины с негативами. А позже, в 60-70-е годы прошлого века, заниматься фотолетописью совсем перестали. Довершил ситуацию опустошающий пожар в 1968. В удручающем состоянии нашел фотоархив Святого Афона Костас Асимис, который прибыл, чтобы заняться его восстановлением и сохранить те крупицы, что остались для современников и потомков.
– Рад возможности увидеть работы такого мастера, – поделился художник Виктор Лукьянов. – Снимаю все происходящее на видео, чтобы показать своим ученикам в Ростовской области. Я долгие годы прожил в Усть-Каменогорске, здесь мои друзьям, родственники и любимые горы. Здесь всегда особая высокодуховная жизнь, а эта выставка – тому подтверждение.
Обед в трапезной, монахи в библиотеке, на рыбалке, в кузне, лестницы, уходящие вверх, не-обычная архитектура монастырских строений – все это на фотографиях. Посетители всматриваются в одухотворенные лица старцев, в их глазах – вселенская мудрость, знание чего-то особого, чем они готовы поделиться с нами. Герои фотохудожника – в большинстве своем обитатели Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне, руководит этим сообществом игумен Иеремия (Алехин), которому в октябре исполнится 100 лет.
Судьба самого фотохудожника тоже не проста. Костас Асимис родом из Ташкента, куда его родители приехали после гражданской войны в Греции в 1949 году. Позже семья переехала в Югославию, где Костас получил филологическое образование и всерьез занялся фотографией. Собственную студию Костас открыл в 1985 году в Салониках, с тех пор его жизнь неразрывно связана с профессиональной фотографией.
Годом раньше Асимис впервые попал на Святую гору. И больше не представлял свою жизнь без Афона. Все это время он собирал буквально по крупицам артефакты афонской истории, занялся реставрацией старинного фотоархива русского монастыря.
Желающие увидеть историю Свя-того Афона в фотографиях могут сделать это до 26 июля в павильоне на набережной им Е. Славского, 14.