Общество

Рустем Сыздыков: «Нужно запретить все нетрадиционные деструктивные вероучения в Казахстане»

Рустем Сыздыков: «Нужно запретить все нетрадиционные деструктивные вероучения в Казахстане»

– События в Актобе – это не что иное, как акт террора против легитимной власти, демонстрация неповиновения и устрашения с целью запугивания и оказания влияния на общественное мнение, – считает заместитель председателя Центра помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений «Нұрлы білім», член РИПГ при ДУМК Рус-тем Сыздыков. Он предлагает законодательно запретить все нетрадиционные деструктивные вероучения на территории Казахстана.

– Рустем Маликович, усилят ли события в Актобе исламофобию в Казахстане?

– Однозначно, в свете последних событий истерия по исламофобии получит новый виток. Анализ трендов показывает, что мировые и оте-
чественные медиаресурсы навязывают стереотип, что ислам – религия террора, хотя ислам является религией, призывающей к миролюбию и терпимости. К сожалению, действительность такова, что неосведомленные в религиозных вопросах слои населения будут судить об огромной общине традиционных мусульман по поступкам группы людей, которые относят себя к исламу, но на самом деле являются последователями нетрадиционного радикального течения салафия-ваххабия.

– Что движет радикалами, чего они добиваются?

– По имеющейся информации, буквально за несколько дней до теракта в Актобе в интернете появилось обращение от аль-Аднани – правой руки псевдохалифа аль-Багдади, призывающего вести «джихад» не только на территории Сирии и Ирака, но и при отсутствии возможности выезда за пределы своего государства – развязывать насильственные действия в странах проживания.

Подобные события происходят не впервые, в 2011-2012 годах серию терактов в Казахстане спровоцировали призывы радикальных салафитских лидеров, таких как Абу Мунзираш-Шынкити (возможно виртуальный) и Абу Аниса – казахстанца, принимающего участие в боевых действиях против правящих режимов Сирии и Ирака. Этими молодыми людьми движут исключительно религиозные чувства и порывы, но они у них являются искаженными, ведь в процессе религиозно-идеологической обработки произошла полная трансформация их сознания, подменены ценностные ориентиры, установлена ложная программа по скорому достижению «вечной жизни в Раю». Вместе с тем, события в Актобе это не что иное, как акт террора против легитимной власти, демонстрация неповиновения и устрашения с целью запугивания и оказания влияния на общественное мнение. Поверьте, ничего особенного в актюбинском регионе нет, такое могло произойти в любом другом, ведь течение салафия-ваххабия распространено по всему Казахстану без исключения.
– Чего не достает для борьбы с радикализацией общества?

– Начну с того, что наше население в большинстве своем религиозно безграмотное, проявляет полнейший нигилизм по отношению к религиозному просвещению. А ведь каждый гражданин должен знать, в чем заключаются концепции традиционных религий, и чем они отличаются от деструктивных течений.

Наряду с этим, многие религиозные деятели – религио-веды, исламоведы, политологи, разного рода эксперты – не обладают достаточно глубокими религиозными знаниями. Поэтому необходимо повышать религиоведческую грамотность населения, это поможет сформировать толерантное, миролюбивое, гуманное религиозное сознание и иммунитет против агрессивной радикальной идеологии деструктивных течений.

Во-вторых, по опыту ряда стран, нужно законодательно запретить деятельность таких течений. Так, еще в 1999 году в России, в частности в Дагестане, вступил в силу Закон о запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на их территории. Через десять лет в Таджикистане Верховный суд признал деятельность религиозно-фундаменталистского течения салафия незаконной и своим решением запретил ее деятельность на территории страны. Подобные законодательные акты имеются и в Чечне, Узбекистане, Ингушетии.

– Какие методы вербовки используют экстремисты и каков возрастной состав потенциальных радикалов?

– Социологический порт-рет потенциальных жертв идеологической обработки не меняется, это все те же молодые люди 17-30 лет, не имеющие основ религиозных знаний. Лидеры деструктивных течений преподносят им радикальную идеологию как абсолютную истину, причем в такой доступной форме, что все это воспринимается новобранцами без малейшей критики и сомнений. Происходит это путем искаженной интерпретации некоторых коранических аятов, чтобы сформировать у адептов неправильное вероубеждение (акида) и в последующем манипулировать сознанием ничего не подозревающих верующих.
Популярные казахстанские лидеры деструктивных псевдорелигиозных течений (ДПРТ) занимаются культурно-духовно-нравственной переориентацией своих адептов на экстремистски настроенных радикальных ученых, таких как шейх Солих Фаузан, Усеймин течения салафия-ваххабия. Искусственно популяризируя, динамично продвигая в религиозное сознание казахстанской молодежи ученых, функционирующих в идейных центрах стран Персидского залива, эти лидеры технологически осуществляют маргинализацию и последующую радикализацию представителей ДПРТ.

В свою очередь шейхи стран Персидского залива интерпретируют религиозные терминологии на свой лад, пропагандируют агрессивное отношение к светским законам, враждебность к правительству и неприязнь к государственной символике.

Искаженная буквальная интерпретация религиозной терминологии приводит к полной идеологической трансформации сознания верующих в вопросах акиды, разделения таухида, имана и деяний, куфра, мазхаба, масих и ширка, что в свою очередь приводит к полному отрицанию истории и опыта мусульманства казахского народа, равенства полов, свободы совести, всеобщей грамотности, к обвинению в неверии (куфре) традиционных мусульман Казахстана, порождает реакционно-утопические стремления возродить мусульманское средневековье.

– На что должны обращать внимание родители, чтобы не допустить радикализации своих детей?

– На то, когда ребенок начинает меняться как ментально, так и внешне. Когда в его речи появляются новые слова религиозного смысла. В целом неплохие слова, но часто повторяющиеся. Когда они начинают отращивать бороду, укорачивать брюки или кутаться в черное. Когда перестают проводить по лицу руками после молитвы или приема пищи, как это принято в традиционном исламе и казахских национальных обычаях. Когда начинают говорить, что смотреть телевизор – это харам, то есть грех, что нельзя учиться в светских учебных заведениях, что это кафирское учение, ненужное. Это все является признаками того, что ваш ребенок отходит от национальных моральных и религиозных традиций. А происходит это потому, что родные сами зачастую не знают основ традиционной религии. Поэтому нужно быть религиозно грамотными и постоянно следить, где, от кого и какую религиозную информацию получают ваши дети.

– После терактов в Актобе уже в жесткой форме начал обсуждаться вопрос запрета салафизма в Казахстане. Как вы это расцениваете?
– Давайте для начала поясним, что такое традиционный ислам, и что такое исламистский радикализм.

Традиционный ислам для казахстанских мусульман это та форма, которая исторически была принята нашим коренным народом, стала частью его национальной культуры, традиций, самосознания и мировоззрения, которая проповедует мирное сосуществование с представителями других религий, патриотизм и не ставит перед собой цели изменить политическое устройство страны.

Исламистский радикализм – совокупность проявлений крайних религиозных взглядов и противоправных действий, которые прикрывают и оправдывают извращенным вероучением. Радикалы, выступающие за изменение существующего государственного строя, манипулируют религиозными чувствами рядовых мусульман, жестко противопоставляя себя «неверным». Это исламистский радикализм.

Радикализация сознания

происходит в два этапа. Первый – маргинализация, идеологическая религиозно-культурная трансформация, подмена ценностных ориентиров, идеологическая переориентация своих адептов на экстремистски настроенных радикальных ученых течения салафия-ваххабия.

Маргинализация является первопричиной джихадизма и радикализма. Вспомним казахстанскую молодежь, которая на рубеже 2000-х годов воспитывалась на проповедях «умеренных» проповедников. Так вот, они оказались наиболее склонными к насильственным действиям и радикальным решениям.
Мирная ипостась ваххабитов-салафитов – это лишь начальный этап маргинализации и радикализации. Мировые религиозные эксперты по радикализации считают представителей «умеренных» салафитов завтрашними крайними радикалами. Данный феномен наблюдается повсеместно, когда умеренный салафит в дальнейшем становится агрессивным радикалом, способным на терроризм и насильственные действия.

Из бесед представителей Духовного управления мусульман Казахстана с родителями уехавших салафитов выяснилось, что они никоим образом не относились к крайним радикалам. Напротив, были умеренными, можно даже сказать, мирными салафитами-ваххабитами.

Второй этап радикализации – призыв к насильственным действиям, террору. Радикальные лидеры течения салафия-ваххабия открыто декларируют о необходимости для каждого мусульманина принимать участие в «джихаде», а некоторые из них напрямую призывают совершать его в своих странах.
– Как искоренить распространение столь опасных радикальных идеологий в Казахстане?

– Для этого нужно в законодательном порядке запретить деятельность не только течения салафия-ваххабия, но и всех нетрадиционных деструктивных вероучений на территории Казахстана – нурсистов, сулейманистов, гюлленистов, коранитов, ахмадитов, псевдосуфии, неопротестантские течения и так далее.

Источник Zakon.kz
По заказу управления
по делам религий ВКО

Еще новости

Back to top button