Русская классика по-казахстански
В Подмосковье завершился XIX театральный фестиваль «Русская классика». Коллектив из Усть-Каменогорска выиграл сразу в нескольких номинациях.
В Лобню Восточно-Казах-станский областной драматический театр повёз постановку гоголевской «Женитьбы». Причём, декорации для выступления на фестивале пришлось практически полностью переделывать. Сцена оказалась меньше в четыре раза.
Любые гастроли, и фестиваль здесь не исключение, в первую очередь сопряжены с подгонкой декораций под стандарты новой сцены. Дело в том, что все театральные подмостки разные. Первыми на гастролях в работу вступают машинисты сцены и заведующая постановочной частью, которые начинают приводить декорации в соответствие с требованиями новой площадки, чтобы артисты чувствовали себя как можно комфортнее. Всё обмеривается и продумывается до мельчайших подробностей. Ошибка здесь стоит многого, поэтому и репетиция, и установка декораций проходят практически одновременно. Ирина Сахарова, заведующая постановочной частью русской труппы ВКО театра драмы имени Жамбыла, отмечает, что все усилия прилагались для достижения максимального результата.
– Эта сцена в четыре раза меньше, чем наша. Поэтому сложно. У них нет карманов, как у нас, мы пытались сделать так, чтобы артистам было удобно работать.
Фестиваль «Русская классика» в околотеатральной среде Москвы и у столичных критиков на хорошем счету. Здесь открываются новые провинциальные таланты. Участие в нём принимают коллективы из многих городов России и Европы.
За 19 лет тут побывали лучшие театры Франции, Болгарии, Румынии, Греции, Македонии и даже Ирана. В рамках фестиваля проходили театральные форумы и мастер-классы с участием известных драматургов, критиков, режиссеров. Именитые артисты рассказывали о прошлом и настоящем театрального искусства в целом, поднимали наиболее злободневные вопросы развития актёрского и режиссёрского мастерства.
– Участие в фестивалях неотъ-емлемо от профессии. Потому что это новое. Ты смотришь на других, слушаешь обсуждения критиков, замечания. Идёт обмен, новые эмоции, – говорит актриса русской труппы ВКО театра драмы имени Жамбыла Дина Тюлюбаева.
– Как и в любой деятельности нам важно смотреть на других, себя показывать, нужны победы и разочарования, движение. Акт, актёр – это движение и действие. Не действуя, не выезжая никуда, просто можно умереть в болоте, – подчёркивает её коллега Сергей Астраханцев.
На спектакль из Усть-Каменогорска все билеты были распроданы заранее. Некоторые зрители специально прилетели из дальнего зарубежья. К примеру, Наталья Резникова прибыла из Израиля ради того, чтобы посмотреть восточно-казахстанскую постановку.
За девять дней в театре представили свое видение русской классики – Чехова, Набокова, Гоголя, Островского – театры из Москвы, Мытищ, Омской области, Польши и Болгарии. Артисты из Казахстана сорвали бурю оваций. Критики тоже остались довольны.
– Члены жюри, критики высочайшего класса, проанализировали спектакль, потому что постановка очень интересная и актёры тоже интересно играют. Между народами Казахстана и России всегда была глубокая и тесная дружба, наши культурные связи были очень разнообразны всегда. Интеграция очень важна, особенно сейчас, – утверждает председатель жюри XIX международного театрального фестиваля «Русская классика» Элеонора Макарова.
По итогам фестиваля у казахстанской постановки русской классики три номинации. Самая престижная – «За лучшую мужскую роль» и ещё две – «За лучшую эпизодическую роль» и «За оформление сцены».
В лобненском театре существует так называемая стена славы. На которой в течение многих лет все коллективы, участвовавшие в фестивале, оставляют свои письменные пожелания устроителям. За 19 лет здесь накопилось свыше 1000 надписей. Восточно-казахстанский театр также оставил здесь своё пожелание. Спектакль областного драматического театра из Усть-Каменогорска, по словам критиков, стал открытием фестиваля. На будущий год от наших артистов ждут новых сенсаций. Возвращаясь на Родину, многие из них уже строят планы по покорению столичных подмостков.