Роман Степенский: «Я простой усть-каменогорский парень»
После шестнадцати лет жизни в Москве, успешных ролей в спектаклях Российского академического молодежного театра (РАМТ), участия в съемках художественных фильмов, а также побед на чемпионатах мира по артистическому фехтованию он вернулся домой, в Восточный Казахстан.
– Сейчас в нашей области масса возможностей для самореализации, плодотворной творческой работы. Уверен, что здесь я буду более востребован, – признался в интервью Роман Степенский.
Еще одним обстоятельством, побудившим Романа собрать чемоданы и приехать в Восточный Казахстан, стала его любовь к родному краю, тяга к живописной природе с горными речками и хвойным лесом. В Усть-Каменогорске он родился, сделал первые шаги… Приятные и дорогие сердцу воспоминания невозможно было просто так забыть, вычеркнуть из памяти. Помимо этого, здесь оставались его мама, друзья, дом. При каждом удобном случае Роман пользовался паузой между спектаклями и съемками, вырывался на лоно природы, в сторону Верх-Убы. Земля, вода, воздух возвращали актеру силы после его изматывающей работы в Москве.
Благодарен Роман своей родине и за то, что здесь он повстречал людей, которые заложили в него любовь к театру. Первоначально мысль о том, чтобы стать профессиональным актером, ему подсказала его мама. Женщина сама была творчески одарена, училась на театральных курсах и даже поступила в Щукинское училище, которое ей потом, правда, пришлось бросить ввиду финансовых затруднений. Первым же серьезным учителем в своей актерской судьбе Роман считает Наталью Резникову, преподававшую в культпросветучилище.
– В то время я, ко всему, занимался вплотную спортом – дзюдо и рукопашным боем. Однажды передо мной ребром встал вопрос: либо еду на соревнования, либо занимаюсь этюдами. В этом противостоянии я выбрал второе, – вспоминает Роман. – Наталья Абрамовна открыла для меня многие глубинные творческие вещи, о существовании которых я до нее не знал. У нее было потрясающее чувство меры и вкуса. Она научила меня абстрагироваться от закулисных сплетен, интриг. Истина, по ее словам, заключалась в том, что сцена покажет, кто и что из себя значит. Главное – работать над собой, постоянно совершенствоваться.
О деятельности, энергичности и успехах выпускника культпросветучилища говорит тот факт, что за четыре года работы в областном драматическом театре он сыграл около 25 ролей. Это дано не каждому молодому актеру. Среди наиболее ярких, запоминающихся постановок с его участием – «Роман Романа», «Дон Гуан», «Про Федота-стрельца, удалого молодца».
Вместе с тем Роман чувствовал, что мимо него ускользает нечто важное, значительное. Что не все секреты и тонкости профессии он для себя открыл. Интуиция подсказывала ему ехать в Москву, поступать в Российский институт театрального искусства ГИТИС.
Счастливый случай, талант или особая энергетика – Роман и сам сегодня не может однозначно ответить, что повлияло на окончательное решение комиссии, остановившей свой выбор на нашем земляке среди нескольких сотен претендентов на одно бюджетное место актерского отделения в ГИТИСе.
– На собеседовании я открыто сказал, что приехал в Москву за профессией. Азы знаю. Но мне нужно изучить специальность глубоко. Вероятно, моя прямота, искренность и сыграли свою роль, – делится Роман.
Степенскому везло – совсем скоро на талантливого актера с фактурной внешностью и необычайной пластикой обратил внимание Алексей Бородин, художественный руководитель Российского академического молодежного театра (РАМТ). Он пригласил первокурсника сыграть в его спектаклях «Вишневый сад», «Фандорин». Не заставили себя долго ждать и предложения сниматься в телесериалах. Наш земляк познакомился с Дмитрием Тарасенко, известным постановщиком трюков, исторических боев, а также с Андреем Кравчуком, режиссером киностудии «Ленфильм». Так, незаметно для самого себя Роман был вовлечен в насыщенную, кипучую жизнь Москвы, города, который принимает лишь тех, кто в себя верит, кто располагает силой воли в достижении цели.
Наш земляк свободно совмещал учебу, игру на театральных подмостках и работу на съемочной площадке. Он понимал: для того, чтобы его заметили, по достоинству оценили, необходимо пахать, пахать и еще раз пахать. Быть в определенной степени беспощадным по отношению к себе.
Спустя время потенциал Романа разглядели художественные руководители и других столичных театров. Так, уже будучи студентом третьего курса, Степенский решил помочь своему другу с параллели поставить десятиминутный этюд для показа в «Современнике». Сама Галина Волчек была на том просмотре. Впечатленная актерским мастерством Романа, сразу же по окончании сценки она подошла к нему и предложила работу у себя в труппе.
Узнав о том, что у него за спиной пытаются переманить одного из ведущих актеров, Алексей Бородин сделал все возможное, чтобы ситуация не получила дальнейшего развития. В общем, телефонного звонка от Галины Волчек Роман так и не дождался.
Вместе с тем сегодня он ни о чем не жалеет. РАМТ, который актер называет творческим «инкубатором», предоставил ему возможность самореализации и эксперимента, открыл для него великое разнообразие стилей, приемов и способов работы.
– Помню, Алексей Бородин совместно с заслуженным деятелем искусств РФ Сергеем Женовач запустили проект «Творческая лаборатория «Молодые режиссеры – детям». Нас, профессиональных актеров, отдали в распоряжение студентам режиссерского отделения на три дня. В последующем на основе отобранных заявок были поставлены четыре великолепных спектакля, удостоенных национальной театральной премии «Золотая Маска». Это «Волшебное кольцо» (Б. Шергин), «Почти взаправду» (Т. Теллеген), «Бесстрашный барин» (А. Афанасьев) и «Как кот гулял, где ему вздумается» (Р. Киплинг). Во всех этих постановках играл и ваш покорный слуга, – отмечает Роман.
Его рабочий день обычно начинался в девять утра и заканчивался в десять вечера. Бывало, что ему приходилось играть в 20–26 спектаклях в месяц! Помимо этого, еще были репетиции, участие в проектах кино и телевидения. Выдержать такую колоссальную нагрузку Степенскому помогали умение быстро переключаться, закалка и хорошая спортивная форма. Не зря говорят, все в этой жизни не случайно. Так и занятия дзюдо, рукопашным боем пригодились ему в московской жизни. Заметив хорошие спортивные задатки у студента из Восточного Казахстана, преподаватели ГИТИСа стали развивать навыки дальше. Роман прекрасно освоил приемы артистического фехтования. В составе команды «Фехтомания» он дважды побеждал на чемпионате мира, проходившем в Сан-Марино.
Сценодвижение, трюки, бой на кулаках, работа с оружием (мечи, шпаги) – все это стало «коньком» Романа. Благодаря этому актер быстро и уверенно занял свою нишу в кино в качестве каскадера, участника батальных сцен.
Первой заметной работой Степенского на телеэкране была роль Кости Лома в сериале «Парни из стали». Впоследствии его привлекали для участия в таких проектах, как «Записки экспедитора Тайной канцелярии», «Слуга государев», «Адмиралъ». В целом, Степенский снялся приблизительно в 40 российских кинокартинах.
– Во время выполнения трюков случалось всякое: и машина сбивала, и конь сносил с ног, и залп орудия попадал туда, куда совсем не желательно было, – вспоминает Роман. – Но это, как наркотик, затягивает. Мужчины, пожалуй, меня поймут: каждому из нас, независимо от возраста, хочется поиграть в мушкетера.
Одну из последних его работ восточноказахстанцы смогут увидеть в октябре этого года, во время премьеры исторической драмы «Викинг» (режиссер Андрей Кравчук). В этой киноленте у Романа роль второго плана – одного из телохранителей князя Владимира. Главную же роль крестителя Руси сыграл Данила Козловский.
– Там, в Москве, я обрел много друзей. Среди них – Нелли Уварова, Саша Устюгов, Паша Деревянко и другие. Все они, несмотря на свой звездный статус, сохранили в себе человечность, остались простыми людьми. Я же в определенный момент почувствовал, что уже плотно поработал в Москве, а теперь можно и поэкспериментировать у себя дома, в любимом Усть-Каменогорске, – сказал актер.
Даже живя в Москве, Роман Степенский никогда не терял контактов с Восточно-Казахстанским областным драматическим театром. Мало того, его знания по сценодвижению, сценобою, полученные от ведущих российских педагогов, находили практическое воплощение на местной сцене. Приезжая в отпуск, актер непременно заходил в храм Мельпомены и охотно включался в коллективный творческий процесс постановки нового спектакля.
– Поэтому сказать, что это мое возвращение, будет не совсем точно. Скорее, это начало более тесного сотрудничества, – говорит Роман.
По его мнению, сегодня в нашем театре наметилась положительная тенденция к развитию, повышению профессионального уровня труппы. Об этом свидетельствуют и новые технические возможности современного здания театра и вливание в коллектив неравнодушных людей, способных своей увлеченностью, искрой зажечь остальных, а также приглашение специалистов, которые будут обогащать багаж знаний лицедеев.
На этом историческом этапе театра Степенский надеется внести свою лепту – в качестве актера, знатока сценобоя и чемпиона по артистическому фехтованию.
Надеется Роман и на то, что будет полезен учащимся режиссерского отделения Восточно-Казахстанского колледжа искусств имени народных артистов братьев Абдуллиных, где он уже преподает дисциплины «Грим» и «Сценопластика». На своих занятиях выпускник ГИТИСа делится знаниями, практическим опытом, за которые он заплатил самым ценным для него – временем.