Общество

Родина маралов – Катон-Карагай

Состоявшийся в прошлом году в Катон-Карагайском районе VI Всемирный конгресс оленеводов, в котором принимали участие представители 15 стран мира, не только оказался полезным с точки зрения обмена опытом и налаживания связей, но и открыл многие малоизвестные страницы из истории развития мараловодства в нашем регионе.

Родина маралов – Катон-Карагай

Уникальные снимки

Эти уникальные фотографии, любезно предоставленные директором Катон-Карагайского филиала областного историко-краеведческого музея Оралгазы Кажаевым, впервые удалось увидеть во время проведения вышеупомянутого конгресса мараловодов, когда вниманию конгрессменов была представлена выставка-экспозиция по истории алтайского мараловодства. Гости заинтересовались ценными старинными и современными фотографиями, сделанными в маральниках с начала прошлого века по сегодняшний день.

Вот, например, на снимках, датированных 1928 годом, образцы первого панторезного станка и колоды для соли, изображения оленеводов-алтайцев, знатных мараловодов из династии Болгабаевых – Мукана, Социала, Мырзы и Оралбека, фатихинца Сеиткумара Кургумбаева. На следующем снимке – мараловоды на государственном маральнике после съемки пантов.

Живо представляешь, как крестьяне валят сильное животное на землю, закрывают ему глаза перед спиливанием рогов, сцеживают и пьют целебную кровь, отваривают рога в Берельском маральнике, а в Катон-Карагае уже высушенную, готовую к сдаче продукцию пакуют для отправки.

Еще на одной фотографии – Полиэкт Николаевич Кудрявцев, старейший мараловод Алтая, в широкополой шляпе, с массивной бородой и рядом с ним – маленькая босоногая белокурая внучка. На следующей – знатный оленевод Ошлаков с помощью специального манка, имитирующего зов самки, заманивает самца-рогача. Еще на одной – караульщики маральников братьев Кудрявцевых…

Много интересного на конгрессе говорилось об истории отрасли. Запомнилось высказывание одного российского мараловода: «Если Москва – столица России, Астана – столица Казахстана, то Алтай – столица мараловодства»…

А вообще, история одомашнивания марала на Алтае насчитывает около 200 лет. Это всегда было визитной карточкой, гордостью края. Большое значение в развитии отрасли, в хозяйственном освоении нашего региона имеет заселение горных деревень долины Бухтармы русским населением. Именно русские крестьяне при хозяйственном освоении края создали новую отрасль животноводства – пантовое оленеводство, сделав его важнейшим объектом промысла.
Первыми обживали бухтарминскую глухомань старообрядцы-переселенцы, приехавшие из деревень, расположенных в пойме реки Керженец российской Нижегородщины. Носители культуры северорусского типа, они вели достаточно замкнутый образ жизни со строгими религиозными правилами. Однако этих первопоселенцев нельзя отнести к этногруппе русских старообрядцев, прибывших сюда, спасаясь от насильственно насаждаемых церковных реформ, осуществляемых патриархом Никоном при поддержке государства. Как явствует из истории, разгром Керженских скитов был предпринят в 1720 году. Первые же староверы прибыли сюда еще раньше. К тому же далеко не все переселенцы были представителями Керженских скитов, приехали сюда и староверы из Воронежа, Пензы, беглые крепостные крестьяне из барнаульских мануфактур, других российских городов и весей. Но позже все они получили объединяющее название – кержаки или алтайские каменщики.

Российский исследователь Л.Н. Мукаева датировала появление мараловодческого промысла 1792 годом. По устным преданиям староверов, первые маралы приручены братьями Шарыповыми из бухтарминской деревни Фыкалки. По другой версии, первым мараловодом на Алтае был житель этой же деревни С.И. Ушаков. Продукцию за хорошую цену тогда продавали в Китае.

После Указа Екатерины I от 1792 года о помиловании беглых крестьян, «каменщики» покидали свои селения в недоступных аргутских ущельях и переселялись в благодатную Уймонскую долину, и уже к концу 1792 года в горах Южного Алтая насчитывалось около 30 старообрядческих поселений. Так, разведением пантовых оленей в местности аула Тюгурюк, по сведениям исследователей Завражнева и Бассоновой, занимались старообрядческие семьи Ивана Николаевича Кудрявцева (34 головы маралов), Полиэкта Николаевича Кудрявцева (68 голов), Еремея Антиповича Кудрявцева (8 голов). Маралов содержали в специальных садах.

Единственной формой содержания этих уникальных животных был маральник, то есть естественный выпас большей или меньшей величины, обнесенный прочной и высокой деревянной изгородью.

Известный русский краевед, священник Б.Г. Герасимов (1872-1938 гг.), путешествуя в июле 1905 года по берегам Бухтармы от Берели к Рахмановским ключам, отмечал, что «…дорога приобретает каменистый характер и идет возле маральников, устроенных на большой высоте. В одном из них мне пришлось увидеть 13 маралов. С одних животных рога уже были сняты, другие гуляли с ветвистыми украшениями. При нашем приближении часть маралов быстро исчезла в кустах, другая как бы с некоторым удивлением рассматривала нас. Маральники занимают громадные площади. Иногда случается, что по неосторожности хозяев маралы выходят из маральников и уходят в горы».

«…Село Медведка (ныне Белкарагай) образовалось путем вольной колонизации. Жители в селе занимаются скотоводством, пчеловодством, сплавом леса по Бухтарме и Иртышу к Усть-Каменогорску, процветает горшечное ремесло. Лет пять, как в Медведке открылось мараловодство. Этим промыслом занимаются крестьяне – Яков и Амос Никифоровы, Карпов, Котельников и Корзников. В их распоряжении имеются несколько десятков маралов. Рога маралов продаются бийским купцам Копылову и Кривцову. В трех-четырех верстах от села раскинуты маральники, принадлежащие вышепоименованным крестьянам. Я решил подробно осмотреть маральники. Первым попался маральник Якова Никифорова. Он захватил большую площадь, обнесенную изгородью. Последняя состоит из 700 звеньев, по 9 аршин длины каждое звено. Изгородь высокая. Другие, встреченные мной маральники, мало чем отличались от первого. Подле одного, к юго-западу от села, с большим шумом и ревом сбегает в Медведку речка Громотушка».

«…Село Берель Змеиногорского уезда приютилось на небольшой равнине при соединении реки Берели с Бухтармой. Бухтарма вырывается из ущелья высоких лесистых гор с юго-восточной стороны от Береля. Главное занятие берельцев – разведение маралов. С местным священником Виктором Сабининым я собрал сведения о количестве маралов, принадлежащих берельским крестьянам».

«…Село Черновое (ныне – Аккайнар) – зажиточное. Нередко у крестьян можно видеть наряды из шерстяной и шелковой материи. В Черновой мне пришлось встретить бийского купца Кривцова, скупающего по Алтаю маральи рога. Жители Черновой кроме хлебопашества и скотоводства занимаются еще и мараловодством. Привожу списки крестьян, имеющих маралов в селах Берельское, Березовском и Черновском, через которые мне пришлось проезжать».

Забегая вперед, скажем, что в 1937 году Борис Георгиевич Герасимов был арестован по обвинению в руководстве местной шпионской организацией церковников и 1 января 1938 года расстрелян в Семипалатинске органами НКВД. Реабилитирован посмертно в 70-х годах прошлого столетия.

В 1928 году русские путешественники Залесский и Орлов наблюдали быстрое спиливание рогов в станке в маральнике П. К. Кудрявцева на Волчьем Ключе около Тюгурюка. Станок имел верхние и нижние жимы, причем выходные столбы сделаны были так, чтобы в зависимости от размеров марала они могли приближаться и расширяться, регулируя расстояние между жимами. Это были уже не первые примитивные станки, а сильно усовершенствованные. Осмелюсь предположить, что именно тогда и были сделаны эти снимки.

Орехово – Верх-Катунь – Акшарбак

В советский период три крупных мараловодческих совхоза «Черновинский», «Верх-Катунский» и «Катон-Карагайский» находились в единой системе «Зверпрома» города Бийска. Самым крупным из них было Верх-Катунское мараловодческое хозяйство. Поэтому об этом селении расскажем подробнее.

Говоря о Верх-Катуни (ныне – Акшарбак), следует отметить, что раньше это село называлось Орехово. Именно крестьянин по фамилии Орехов первым вбил кол на этой благодатной земле, поднявшись к верховьям реки Катуни и облюбовав это живописное местечко на высокогорном плато. В 1926 году здесь образовался мараловодческий совхоз «Центральный». Он относился к Усть-Коксинскому району Алтайского края Горно-Алтайской автономной области РСФСР и был причислен к Бийскому тресту.

Как свидетельствуют архивные источники, состоявшийся в марте 1928 года пленум Горно-Алтайского обкома партии подверг детальному изучению состояние и перспективы развития колхозного движения. Начало массовой коллективизации связано с постановлением ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 года «О темпе коллективизации и мерах помощи колхозному строительству». В постановлении указывалось, что основной формой колхозного движения является сельскохозяйственная артель (колхоз). Создание первых мараловодческих хозяйств в Горном Алтае – «Абайский», «Шебалинский», «Талицкий», «Кайтанакский», «Нижнее-Уймонский», «Верхне-Катунский» – относится к 1929-1930 годам. Находились они на одном балансе с Абайским управлением Сибгосторга. Во всех этих хозяйствах насчитывалось 2620 маралов.

Когда в 1956 году данную территорию передали Казахской Советской Социалистической республике, село Орехово было переименовано в Верх-Катунь. На следующий год центральную усадьбу совхоза переместили в село Белое.

– В Верх-Катуни тогда насчитывалось 150 дворов, содержалось огромное поголовье маралов. Одних только рогачей было 900 голов, – вспоминает бывший управляющий Верх-Катунским отделением Беловского мараловодческого совхоза, ныне житель села Коробихи Петр Алексеевич Соколов. – Даже когда часть маралов передали в Язовинское и только что созданное Чаловское отделения, наше оставалось одним из крупнейших в районе.

Всего в хозяйстве тогда насчитывалось порядка семи тысяч маралов. Самое крупное отделение, где содержалось 1700 голов маралов, было в Фыкалке. Кстати, это и есть село, где родоначальники алтайского мараловодства Шарыповы построили первые маральи парки. Потомок знаменитых купцов Влас Борисович Шарыпов был тогда управляющим в Чаловке, затем в Язовой; умер пять лет назад, переехав из Белого в Таврическое Уланского района. Верх-Катунское отделение было вторым по численности поголовья маралов в совхозе, оно насчитывало 1400 животных.

Ветеран отрасли с ностальгией вспоминает времена ее расцвета, когда на панты были высоки и спрос и цена.

— Наше отделение было самым передовым, – говорит Петр Алексеевич. – Много проводилось племенной работы, постоянно осуществлялось обновление крови. Менялись парки, территории которых позволяли иметь большой запас и давать отдых прежним пастбищам для восстановления нужной маралам растительности в течение двух-трех лет. Поэтому и рога у этих благородных животных были намного весомее, чем сейчас. Так, рогач по кличке Бозан, который был назван в честь передовика производства кавалера ордена Трудового Красного Знамени Бозана Турарова, в один год дал «корону» весом
22(!) килограмма. Особое внимание уделялось воспроизводству стада. Например, у телятницы Нурзагили Келибаевой приплод маралят превышал 50 от каждой сотни маток. Кстати, Нурзагиля за успехи в работе была награждена высокой правительственной наградой – орденом Ленина. Среди передовиков производства также числились ветеран войны Петр Филиппович Ионин, мараловод Фыкалковского отделения Ануарбек Кубентаев.

На хорошем счету был и сам Петр Алексеевич Соколов. Многие годы его портрет висел на областной Доске почета. Будучи человеком активной гражданской позиции, он избирался делегатом 27-й областной партконференции, являлся кандидатом в члены обкома Компартии Казахстана.

Мараловодческие хозяйства были своего рода поселково- образующими предприятиями, которые постепенно обрастали социальной инфраструктурой – учреждениями образования, культуры, здравоохранения. Огромный вклад в развитие хозяйства, сел округа внес в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века директор совхоза Петр Федорович Флатов. В период его правления в Верх-Катуни была построена школа, наполовину построена дорога до центральной усадьбы села Белого, общая протяженность которой 29 километров. Само же мараловодческое предприятие занималось и содержанием дороги в зимнее время.

Бригадир мараловодов и опытнейший пантовар крестьянского хозяйства «Дамир» Токтарбай Даулетбаев из села Ушбулак работает в этой отрасли почти 40 лет. Родился, вырос и начал трудиться в деревне Язовой. В те годы отрасль, чья продукция шла на внешний рынок, не бедствовала с точки зрения кадрового обеспечения. Мало того, что поощрялись преемственность поколений, трудовые династии, существовали даже курсы по подготовке и повышению квалификации мараловодов. Вот и Токтарбай, начавший работать в совхозе после службы в армии, сразу же был направлен на курсы мараловодов и пантоваров в Горно-Алтайск.

– Тогда на учебу направили четверых из нашего совхоза и четверых – из «Катон-Карагайского», – вспоминает Токтарбай. – Там мы изучали теорию и все, что нужно мараловоду. Но даже после курсов я, как начинающий пантовар, еще почти три года работал, как говорится, в подмастерьях – был учеником мараловода. А первыми моими наставниками были Павел Лукьянович Никулин, Баймухамбет Абышев. Они помогали мне понять все тонкости технологии варки и консервирования маральих пантов. Условия труда были тяжелые: помню, как таскали фляги с водой и пантовым отваром, ворочали громадные казаны и 200-литровые бочки. Сейчас все цивилизованно, комфортно для отдыхающих и менее трудоемко для пантоваров. У нас на пантолечебнице, например, многие процессы автоматизированы, пантовый отвар в ванны для лечения подается самотеком по трубам, а вода в емкости для варки закачивается с помощью насосов. Никто уже не мучается с флягами и бочками. Пантолечение становится все более востребованным. Только вот поголовье маралов в районе за последние годы существенно уменьшилось, да и молодежь в мараловодство, как, впрочем, и в сельское хозяйство в целом, идти работать не хочет…

Надо сказать, что в советское время большое внимание уделялось научному подходу в мараловодстве, поэтому и результаты были впечатляющими.
Например, специалисты, изучив все возможные варианты структуры стада маралов, разводимых на территории Казахской ССР, пришли к выводу, что на первом этапе, когда необходим интенсивный рост поголовья, наиболее рациональной будет структура стада в таком составе (при ежегодном приросте поголовья на 10 процентов): рогачи – 38 процентов, матки – 32, перворожки и маралушки – по 7, телята – 16 процентов, приплод – 55 телят на 100 маток. На втором этапе, когда хозяйство достигало определенной емкости поголовья, и не было возможности и необходимости интенсифицировать его рост, более рациональной рекомендовалась такая структура (при ежегодном приросте поголовья – 1-2 процента): рогачи – 50, матки – 25, перворожки – 5, маралушки – 6, телята – 14 процентов, приплод – 55 телят на 100 маток. При той и другой структуре предусматривалась ежегодная выбраковка животных из взрослого стада от 7 до 9 процентов. Ежегодное обновление рогачей на первом этапе доходило до 20, на втором – от 8 до 10 процентов за счет перевода перворожек в основное стадо. В результате такой работы численность поголовья маралов и оленей в Катон-Карагайском районе доходила до 20 тысяч.

О дне сегодняшнем

О современных проблемах мараловодства, начавшихся с момента разгосударствления отрасли и продолжившихся во время экономического кризиса в южноазиатских странах – основных потребителях пантовой продукции – говорилось и писалось много. Скажем теперь о сегодняшнем состоянии отрасли в районе.

Сейчас в одиннадцати хозяйствах Катон-Карагайского района содержится порядка шести тысяч голов маралов и пятнистых оленей, в год производится около девяти тонн пантов в сыром, или 3,3 тонны – в концентрированном виде. Восемь хозяйств аттестованы как племенные. В соответствии с принятой региональной программой поддержки мараловодства, с 2010 года племенные мараловодческие хозяйства начали получать субсидии из областного бюджета. Всего за это время мараловоды района получили субсидий на общую сумму порядка 40 млн тенге. Благодаря этой поддержке на сегодня остановлено падение численности поголовья маралов и даже наметился его рост. Так, в текущем году крестьянское хозяйство «Дамир» завезло из России 40 голов высокопродуктивных самцов-рогачей. Обновлением крови маралов занялось и акшарбакское ТОО «Зов», завезшее из других регионов области 45 маралов-производителей.

Заметим, что завоз маралов из лучших мараловодческих хозяйств Российской Федерации стал возможным во многом благодаря вышеупомянутому международному форуму, на котором заключены договора-намерения о сотрудничестве. К слову, на нем акиму Катон-Карагайского района Каликану Байгонусову вручили медаль Международного координационного совета оленеводов «За заслуги в развитии мараловодства» и нагрудный знак, свидетельствующий о приеме его членом данного совета оленеводов.

При девяти хозяйствах района в летний период функционируют пантолечебницы, в которых ежегодно проходят оздоровление до 30 тысяч человек. Таким образом, пантолечение становится локомотивом развития не только отрасли, как таковой, но и туристической индустрии.

Кроме того, для реализации продукции мараловодства на внутреннем рынке в районе с 1997 года работает совместное казахстанско-корейское фармацевтическое предприятие «Аксу-ДЭЕН», выпускающее порядка двадцати наименований продукции на основе пантов марала, меда, целебных трав и кореньев. Производительная мощность фармацеха – пять миллионов флаконов с лекарственными препаратами и биологически активными добавками в год. В мараловодческих хозяйствах также осваивается производство лекарственных средств из консервированных пантов.

Тем не менее, проблем в мараловодческой отрасли еще предостаточно, о чем свидетельствуют низкие темпы ее развития.

Шамиль Багаутдинов

Катон-Карагайский район

Еще новости

Back to top button