Культура

Расшитые письмом седых веков

Расшитые письмом седых веков

Какую роль играло полотенце в жизни человека? Для каких обрядов они предназначались и какой смысл заложен в их загадочном орнаменте, рассказали посетителям выставки «Русское полотенце».

Расшитые письмом седых веков

Казалось бы, что особенного может быть в простом расшитом льняном холсте? В современной жизни оно стало для нас привычным и обыденным. Как оказалось, в старину же рушник играл важную роль в обрядах и обычаях, участвовал в знаковых моментах жизни человека, сопровождая его от рождения до самой смерти.
В Восточно-Казахстанском областном архитектурно-этнографическом и природно-ландшафтном музее-заповеднике открылась удивительная выставка «Русское полотенце». Посетив ее, узнаешь совершенно необычные факты этого предмета ежедневного обихода.

Расшитые письмом седых веков

РУШНИК – ДОРОГА ЖИЗНИ

На выставке представлено около двухсот полотенец – замечательных произведений русского народного искусства из фонда музея-заповедника. Cамое старинное среди них датируется второй половиной XIX века. Это лишь пятая часть коллекции русских полотенец музея-заповедника, собранных практически за полвека.
Как с гордостью подчеркивают специалисты музея, она самая большая из всех музеев Урало-Сибирского региона, поэтому экспонаты рады принять у себя не только в любом музее постсоветского пространства, но и в Европе.

На открытии выставки участники ансамбля «Бастеньки» и детского фольклорного ансамбля «Прялица» по русской традиции встречали гостей хлебом-солью, вынеся их на вышитом рушнике, а затем продемонстрировали фрагменты свадебного обряда, в котором используют
полотенца.

– «Русское полотенце» продолжает цикл тематических выставок, посвященных народным промыслам, – отметил директор музея-заповедника Медет Нургалиев. – Она посвящена роли полотенца в славянской культуре. Ее цель – показать полотенце как исторический памятник, предмет декоративно-прикладного искусства и народных обрядов, обычаев, поверий и праздников. Полотенце издревле считалось символом родового оберега, по сути, оно олицетворяло дорогу жизни. Сегодня через старинные узоры вышивки этих рушников к нам обращается мудрость поколений.

Как отметил председатель ВК областного общества славянской культуры Александр Яковлев, представленные на выставке расшитые домотканые рушники – замечательные произведения русского народного искусства. На территории Юго-Западного Алтая полотенца были основным украшением крестьянской избы. Их вешали на окна, зеркала, стены, в красный угол на образа. Обрядовая роль полотенец в народном быту русского населения была многозначной.

– Они были обязательным атрибутом многих семейно-бытовых обрядов. Родившегося ребенка принимали на полотенце, на полотенце подавали хлеб-соль, полотенцем соединяли руки жениха и невесты в свадебном обряде, гроб в могилу также опускали на полотенцах, – рассказал он. – Их вышивали и использовали как магические объекты. Считалось, что предназначенное для свадьбы, крещения или другого обряда полотенце нельзя было употреблять для других целей – для вытирания рук, лица, пола.

Выставка представлена в четырех тематических залах. В первом выставлены полотенца, связанные с рождением и крещением ребенка. Во время родов повивальная бабка принимала младенца на новое полотенце, чтобы новорожденный жил в достатке. Этот рушник хранили всю жизнь и при болезни заворачивали в него ребенка.

Следующий выставочный зал посвящен свадьбе. Свадебные полотенца в основном имеют красный орнамент с изображением петухов, который, по поверьям, отгонял злых духов. Полотенца также являлись необходимой частью девичьего приданого. По старинному народному обычаю невеста должна была одарить жениха и его родственников рушниками, вышитыми собственноручно.

– Во время обручения, скрепляя договор при обряде «рукобитья», руки жениха и невесты соединяли, обернув вышитым полотенцем с орнаментом красного цвета, чтобы нечистая сила не разрушила этот союз, – пояснил Александр Яковлев. – Вышитыми полотенцами также украшали дуги лошадей свадебной повозки, использовали их и во время венчания в церкви. Украшали коромысло, когда в первый день после свадьбы молодая жена шла за водой.

Третий зал выставки посвящен уходу человека в мир иной, похоронный обряд также не обходился без полотенец. Когда умирал человек, снаружи на окно вывешивали рушник. Считалось, что душа умершего человека 40 дней прилетает домой, умывается росой и утирается им. На полотенцах выносили гроб с умершим из дома в церковь, а иногда несли до могилы. После похорон их вешали на могильный крест.

В четвертом зале представлены полотенца других народов – казахов, татар, армян, белорусов. Также образцы разных орнаментов вышивок, расшифровка и значения каждого из них – от самых древних до более современных «мыльных узоров».

ТАЙНЫЙ КОД ПРЕДКОВ

Орнаменты, которые запечатлены на рушниках, передавались из поколения в поколение и имеют историю в несколько тысяч лет. В них закодировано мироощущение и мировосприятие человека. На выставке представлены полотенца из белого домотканого холста, из покупного кумача. Все они, как правило, украшены вышитыми и ткаными узорами, выполненными в старинной технике.

– По народному поверью обрядовая роль полотенца усиливалась нанесенным на него орнаментом, который через полотенца и другие предметы крестьянского обихода веками передавался из поколения в поколение, – поясняет методист по связям со СМИ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника Алла Доценко. – Считалось, что узоры несли в себе силу добра и благополучия, оберегали человека от злых сил.

Наиболее древним считается геометрический орнамент, который бытовал в культуре многих народов мира. Составные элементы орнаментов имели определенный смысл и были связаны с поклонением силам природы: солнцу, земле, водной стихии, растениям, животным. Так, прямая горизонтальная линия символизировала землю, волнистая – воду, крестом изображали огонь, солнце. Из комбинации этих простых элементов составлялись более сложные знаки-символы.

– Основными элементами орнаментов на Юго-Западном Алтае были ромб и свастика, которые местные жители называли соответственно репей и четырехкрюшный, – рассказал Александр Яковлев. – Ромб с различными дополнениями мог символизировать засеянное поле, сруб с очагом, многослойность мира и другое. Свастика у многих народов являлась символом движения, жизни, солнца, света, благополучия. На основе двух элементов формируются более сложные орнаменты.

По его словам, во второй половине ХIХ века под влиянием городской моды в крестьянской вышивке начинает распространяться техника работы крестом. Чуть позже среди старинных орнаментов стали встречаться так называемые мыльные узоры, скопированные с оберток мыла.

– В начале XX века для крестьян выпускали дешевое мыло, – сообщил Александр Яковлев. – На его обертках фирма-производитель рисовала схемы вышивки – васильки, розочки, нетрадиционный орнамент, которые также стали переноситься хозяйками на полотенца.

Как отметил Александр Яковлев, к сожалению, в регионе сохранилось мало мастеров, владеющих сегодня этим видом прикладного искусства. Поэтому в настоящее время, в связи с утратой многих традиционных ценностей, особое звучание приобретает проблема сохранения и возрождения культурного наследия наших предков.

Наталия Ершова
Фото Дмитрия Франчука

Еще новости

Back to top button