Рача Махатаев: «Хочу, чтобы мой спектакль был интересен поколению Z»
В Семее в Русском драматическом театре им. Федора Достоевского близится к завершению работа над премьерным спектаклем, который закроет 30 июня театральный сезон. Постановку «Сиротливый запад» по пьесе Мартина Макдонаха ставит режиссер Рача Махатаев. В эксклюзивном интервью для «Рудного Алтая» он признался, что стал режиссером случайно…
– В комментариях в соцсети театра им. Достоевского, где вы сейчас готовите премьеру, прочитала такое восклицание зрителя, что, дескать, где наши местные режиссеры, почему снова ставит приезжий. И в ответ театр заверил, что вы – наш, семейский. Это действительно так?
– Родился и вырос я действительно в Семее. Окончил 9 классов в школе № 29. Потом рванул в Алматы поступать на актера. Курьезность ситуации в том, что режиссером быть я даже не планировал. Поступил и в 2012 году окончил Республиканский эстрадно-цирковой колледж им. Елебекова по специальности «Актёр». После этого год прослужил в Государственном академическом русском театре для детей и юношества им. Н. Сац, где даже сыграл пару ролей. Но я захотел получить более основательное образование, так оказался в Санкт-Петербурге. Вынужден признаться, что на актерский курс я не поступил… Зато поступил на режиссерский. И в 2018 году окончил Российский государственный институт сценических искусств по специальности «Режиссёр». Выбор профессии со стороны выглядит случайным.
– Можно сказать – случайность, а можно и – судьба…
– Да, так сошлись звезды.
– Хорошо, а актером почему вы решили стать?
– Даже не помню, откуда и почему взялась эта мечта. В семье актеров нет. Просто с раннего детства мечтал стать актером. Помню, как ходил в этот театр, где сейчас уже во второй раз ставлю спектакль, в качестве зрителя в школьном возрасте. И курьезность ситуации в том, что это были добровольно-принудительные походы всем классом.
– А почему вы выбрали театр, а не кино – все-таки это более молодое искусство?
– Я сознательно выбрал именно русскую театральную школу.
– И ваш режиссерский опыт тоже пока основывается на русской классике?
– Да, у меня немного спектаклей, и все они поставлены по классике. Первым стал «Ревизор» по Гоголю в Русском драматическом театре им. Федора Достоевского в Семее, это же и мой дипломный спектакль. Затем в Драматическом театре в Усть-Каменогорске я поставил «Доходное место» по Островскому. И в этом году – спектакль «Кроткая» по Достоевскому в Барнауле, в Алтайском краевом театре драмы им. Василия Шукшина.
– Сейчас на сцене театра в Семее идет работа над пьесой британско-ирландского драматурга Мартина Макдонаха «Сиротливый запад». Почему вдруг вы решили обратиться к творчеству современного автора, по чьим сценариям снято несколько криминальных кинодрам, «Залечь на дно в Брюгге», к примеру?
– Да, для меня это эксперимент, выход из зоны комфорта. Во-первых, это не классика, а современность. Во-вторых, это произведение было написано не на русском языке. А значит, нужен другой театральный язык.
На мой взгляд, Макдонах – один из лучших современных авторов. Пьеса «Сиротливый запад» рассказывает историю двух братьев, одной девушки и священника. И хотя местом действия указан провинциальный городок Ирландии, произойти это может, да и происходит ежечасно, в любой точке мира. Мне кажется, эта история зазвучит и в том городе, где она будет поставлена и показана уже скоро.
В спектакле мы поднимем проблему человеческих взаимоотношений. Насколько выполнима одна из самых главных заповедей: возлюби ближнего своего, как самого себя? Почему даже самым близким людям сложно соблюдать ее? Что должно произойти, чтобы этот общечеловеческий закон стали уважать? Возможно ли это, а если возможно, то какой ценой?
– На афише жанром указана комедия. Знающий хоть немного сюжет пьесы может очень сильно удивиться…
– Если мы говорим о комедии как о высоком жанре, то она всегда граничит с трагедией. А Макдонах балансирует между смешным и трагическим. Наша задача – этот баланс удержать.
Спектакль, несмотря на очень серьезную тему, решен в комедийном жанре и адресован зрителю разного возраста, в том числе молодежи. Язык пьесы живой, современный, понятный и близкий нынешнему поколению Z, буквально живущему в своих гаджетах и 3D-реальности.
– Как сформулируете свое режиссерское кредо?
– Я пока молод для таких фундаментальных вопросов… Единственное, что могу сказать: в театре мне интересен актер, мне интересно с ним работать и пытаться через него выходить на диалог с автором и диалог со зрителем. Вот это я для себя уже сформулировал точно.
– Вы сами упомянули свою молодость, и возникает такой вопрос: разве режиссура – это не авторитарная профессия? Как вы добиваетесь послушания? Или у вас другие взаимодействия с труппой?
– Для меня режиссер не диктатор. Он организатор смысла происходящего. А смыслу все возрасты покорны. И если возникает у труппы и у служб театра смысл в работе над спектаклем, то диктат и принуждение не нужны.
– А как вы находите ключ к интересу зрителей, особенно молодых? Это очень трудно сейчас. В кино есть спецэффекты, супергерои и так далее. А на сцене?
– Ключ к интересу зрителя – это проблема, поднятая в спектакле. Когда ты начинаешь говорить с человеком о некой проблеме и это в него попадает, начинает волновать – вот тогда ключ найден. Так появляется диалог между сценой и залом, так появляются размышления, которые продолжаются уже после спектакля. Я надеюсь на это, во всяком случае.
– Для программки готовящегося спектакля сделаны фотоснимки главных героев на природе. Когда театр разместил их в соцсетях, это вызвало бурю восторга и вопрос в комментариях: «Может, еще и трейлер будет?»
– Посмотрим, может, и будет.
– Рача, признайтесь, актер внутри вас еще жив?
– Я играю пару спектаклей в Санкт-Петербурге в театре «Цехъ». И это все, что я делаю, будучи актером. Режиссура – вот основное мое направление и интерес.