Актуально

Простая арифметика

За последний год трамвайный парк областного центра несколько раз оказывался в центре общественных дискуссий. Причин было много: и ремонт рельсов, и введение электронного билетирования, и поломки транспорта… 

Простая арифметика

О планах развития трамвайного парка на ближайшие пять лет, о проводимой работе по обеспечению рельсового сообщения рассказал директор ТОО «Усть-Каменогорская транспортная компания» Михаил Чайка. 

– Сейчас Усть-Каменогорская транспортная компания не имеет никакого отношения к СПК «Ертiс». Мы были в доверительном управлении. В декабре 2018 года предприятие передали полностью в коммунальную собственность. Наш учредитель – отдел финансов акимата Усть-Каменогорска, а орган управления – отдел ЖКХ, автомобильных дорог и пассажирского транспорта, – пояснил Михаил Чайка. 

Он также отметил, что из бюджета непосредственно были выделены только средства на покупку имущественного комплекса трамвайного парка. 

Сейчас на балансе у парка 26 трамваев, 23 вагона принадлежат СПК, из них 13 – это алматинские. 

– Когда передали в госсобственность, трамваев было 26, но на ходу всего несколько единиц. А когда предприятие попало в залог, прежний владелец трамваи тоже заложил. Со временем эти вагоны разобрали, просто коробки стояли. Их только списывать, но нам их так и продали. Чисто технически это не трамваи, они не на ходу, – отметил он. – 23 вагона принадлежат СПК «Ертiс». И тринадцать трамваев из Алматы переданы по договору безвозмездного пользования. Мы их ремонтируем, но пока это не наша собственность. 

Простая арифметика

В соцсетях часто сравнивают павлодарский трамвайный парк (там закупили новые трамваи) и усть-каменогорский. Горожане задаются вопросом – почему нельзя было приобрести новые трамваи, как это сделали в Павлодаре? 

– Один алматинский трамвай обошёлся в девять миллионов тенге, а новые вагоны с завода, как закупил Павлодар, стоят 356 тысяч долларов каждый (примерно 151 миллион 453 тысячи тенге). Они взяли в ЕБРР кредит, парк обновили, но сейчас им очень тяжело, выплачивать долги придётся несколько лет, – говорит Михаил Чайка. 

Он рассказал, что работы по закупке новых вагонов в трамвайный парк города ведутся – был сделан запрос ценовых предложений: вагон Усть-Катавского вагоностроительного завода стоит 33 миллиона рублей (около 185 миллионов тенге), белорусский – 356 тысяч долларов (151 миллион тенге). 

– Можно закупить б/у трамваи из Германии с десятилетним сроком эксплуатации, их стоимость 46 тысяч евро (примерно 23 миллиона тенге). Они все после капитального ремонта, в прекрасном состоянии, – объясняет Михаил Чайка. – В общем, рассматриваем все варианты, а дальше уже будем принимать решение. 

Важное место в решении этой проблемы занимают и трамвайные пути, которые нередко становятся причиной нареканий автомобилистов. 

Руководитель предприятия рассказал, что на первом этапе были отремонтированы все критические участки: заменили трамвайные пути по проспекту Н. Назарбаева, на улице Казахстан и разворотное кольцо на Усть-Каменогорском вокзале. Также частично поменяли пути на Защите. Пока отремонтированных изношенных путей всего два километра 200 метров (из 29 км). А в пятилетнем плане – привести в порядок больше половины. Также были заменены восемь километров контактных сетей, поменяли устаревшую систему подвеса. 

– У нас были постоянные обрывы по проспекту Шакарима, ведь там трамвайные провода крепились к фасадам домов. Так сложилось исторически, улица была узкая, там не было опор освещения. Крепления были сделаны 30 лет назад, соответственно, они подверглись коррозии. Когда снег сходил с крыш, он обрывал провода, – отметил Михаил Чайка. – Сейчас мы ушли от этой проблемы, теперь улица освещается по-другому, все растяжки прикрепили на опоры. Также в рамках реконструкции  проспекта Шакарима сделано шесть переездов. Есть три тяговые подстанции, которые занимаются электроснабжением трамвайной сети. Там не было ремонта с 1993 года, мы это всё отремонтировали. 

Говоря о тарифах, снова вернёмся к частому сравнению трамвайных парков двух соседних областей, к которому прибегают диванные критики. 

– В Павлодаре в 2012 году проезд тоже стоил 65 тенге, трамваи были такие же старые. Для того чтобы взять кредит, они подняли цену – до 80 тенге, а проезд в промышленные зоны у них стоит 105 тенге, – продолжает наш собеседник. – Соответственно, повысилась рентабельность. Хотя это убыточный вид деятельности, который должен субсидироваться. 

Напомним, сейчас рассматривается вопрос повышения тарифа на проезд с 65 до 90 тенге. При этом люди старше 80 лет ездят бесплатно, дети до 15 лет – за 50 процентов стоимости (согласно закону). Расходы на передвижение многодетных и малообеспеченных семей полностью покрывает государство. 

К примеру, если человек совершает 50 поездок в месяц, при новом тарифе он будет тратить на 1250 тенге больше.  

– Это не так сильно ударит по карману рядового пользователя, но тогда трамвайный парк сможет поднять сотрудникам зарплату, покупать запчасти и больше тратить на улучшение инфраструктуры, – подчеркнул Михаил Чайка. – Сейчас себестоимость перевозки одного пассажира – 97 тенге. До пандемии мы перевозили примерно 18 тысяч человек в сутки, это где-то 12 процентов от общего пассажиропотока города. Сейчас мы перевозим примерно 13220 человек в сутки. 

Руководитель предприятия объяснил, что вопрос о повышении тарифа только начали прорабатывать, пока подготовили все необходимые расчёты, затраты поставили только самые необходимые. Основные – это налоги (не включая НДС) и коммунальные платежи. Ведь от налога на добавленную стоимость компания была освобождена на два года в связи с пандемией. 

Нехитрые вычисления покажут, что и при повышении тарифа до 90 тенге говорить о самоокупаемости не придётся. Актуальным останется вопрос субсидирования. Однако стоит принять во внимание тот факт, что внедрение современной электронной системы оплаты сделало процесс максимально прозрачным. 

– В последний раз стоимость проезда в городском рельсовом транспорте повышали шесть лет назад, в 2015 г. И всё это время она составляет 65 тенге, мы предложили поднять до 90 тенге, – рассказал Михаил Чайка. – За шесть лет уровень инфляции вырос, повышаются тарифы на электроэнергию, тепло, запчасти дорожают. 

Вопрос повышения стоимости проезда в трамваях уже был рассмотрен городским Общественным советом. Его члены согласились с тем, что цену надо увеличить, но конкретные цифры и дата пока неизвестны. 

Дмитрий Одинцов 

Фото Ануара Тюлюбаева и из открытых источников 

Еще новости

Back to top button