Общество

Отблеск финикийского костра

В наш век продвинутых технологий, когда увлечения молодых нередко ограничиваются лишь «гулянием» по интернету, довольно непривычно видеть молодую женщину с пяльцами в руках.

Отблеск финикийского костраОльга Оленберг – вышивальщица со стажем. В областном музее искусств, где проходит выставка ее работ, давно знают эту мастерицу. Родом она из творческой семьи: отец Кузьма Александрович в часы досуга вырезал из дерева затейливые узоры, мама Надежда Михайловна прекрасно шила. Вот и дочка с малолетства познакомилась с иголкой и ниткой. Сейчас она в своей маленькой мастерской в Усть-Каменогорске выполняет заказы по ремонту одежды. Но это скорее ради заработка, хотя шить она тоже любит и умеет.

Главное же ее увлечение – вышивка. «Лет с 13 я вышивала украшая узорами рушники, салфетки, – говорит Ольга. – Потом был небольшой перерыв, но однажды в магазине мне попался на глаза набор для вышивания. И сразу потянуло к прежнему занятию. Я стала вышивать преимущественно крестиком.
Сначала небольшие простенькие работы, потом многоцветные картины…».

Однако всякий раз, отглаживая готовую вышивку, она сожалела, что краски со временем могут потускнеть и вся прелесть изображения исчезнет. Однажды ей пришла мысль попробовать расшить попугайчика, которого она собиралась вышить нитками мулине, цветным бисером. И птичка замерцала, оперение переливалось всеми цветами радуги. С тех пор Ольга поняла, что именно эти крошечные стеклянные шарики способны вдохнуть в ее работы жизнь. Стоило ей применить бисер – и снег заискрил (вышивки: «Лихая тройка», «Тройка», «Лошадь», «Зимняя деревня» «Зимний день»), а белая метель из-под копыт скакуна стала почти осязаемой. На картине «Венецианская ночь» замерцала глубиной темная вода, отражая блеск вечерних огней.

– Ее бисерные вышивки выгодно отличаются от работ многих других вышивальщиц особенным умением подобрать колор, который будет сиять, – отзывается об авторе выставки заведующая выставочно-экспозиционным отделом музея искусств Гульнара Капсанова.

Мало кто знает, что применение бисера в быту имеет древнейшую историю. Археологические раскопки свидетельствуют, что еще шесть тысяч лет назад в Финикии были стеклодувы. Народ даже сохранил легенду: когда финикийские моряки везли в город соду, остановившись на ночлег, они разложили свою добычу вокруг костра. А наутро в потухшем кострище обнаружили спекшиеся стеклокамни. Это и были предшественники бисера.

Сейчас торговые прилавки наполнены бисером самых разных форм и всевозможных расцветок. Ольга вводит меня в тайны своей творческой лаборатории. Оказывается, лучше покупать чешский бисер. Он фору даст по качеству японскому и индийскому, не говоря уж о китайском. Рассказывает, что для вышивания бисером надо запастись терпением. Почти невидимые стеклянные крошки, поддетые тонкой иглой и прошитые сверхтонкой нитью, должны ложиться в рисунок ровненько, как горошины. Иначе вышивка будет иметь «лохматый» вид. Сейчас у Ольги уже около 70 прекрасных вышитых бисером полотен. Она вставляет их в рамки и … укладывает стопкой в шкаф. Или, при случае, дарит. Продать, увы, не получается. Не каждый же знает, что только для одной картины («Березка») ей потребовалось приобрести 14 тысяч бисеринок почти на 30 тысяч тенге!

В последние годы в Казахстане все больше внимания уделяется проблеме изучения, сохранения и возрождения народных промыслов. Хочется верить, что на этой волне вышивка бисером приобретет вторую жизнь и будет востребована современниками. Ведь каждое такое произведение хранит тепло человеческих рук, оно не обезличено массовым производством.

Людмила Рябцовская

Еще новости

Back to top button