Культура

Не ради смеха

На днях сразу тремя отличниками сферы культуры пополнились ряды работников зайсанского районного Дома культуры.

Не ради смеха

Ими стали режиссер народного театра Алма Сулейменова, актеры и известные в области собиратели и исполнители казахского музыкального фольклора Муратхан Домбаев, Райхан Тергембаева. Кроме того, Акыл Солтанов получил премию акима области за вклад в развитие культуры в Восточном Казахстане.

Незадолго до этого события мастера сцены презентовали зрителям новую постановку. На этот раз это была комедия из трех актов драматурга Капана Сатыбалдина «Махаббат машахаты» (морока из-за любви).

И не ошиблись: за неполных полтора месяца спектакль обошел все населенные пункты района, «пережил» 10 постановок. Везде ожидал его аншлаг. На сцене районного Дома культуры по просьбе зрителей пришлось повторить его дважды.

Весть о том, что на старинный, но сохранивший задор, кураж и свежесть восприятия действительности творческий коллектив выпал «золотой дождь» официального признания, дошла до Зайсана в дни, когда театр готовился на гастроли в один из районов. Перед поездкой шлифовали спектакль, на который выпал такой успех зрительского внимания.

– Сюжет взят из жизни. Драмы, которые разыгрались в одной «крутой», довольной собой семье и легли в основу сюжета, разыгрываются сплошь и рядом и в наше время, – объясняет успех спектакля режиссер-постановщик Мурат Далабаев. – Нам хотелось, чтобы зрители в героях могли увидеть себя, призадумались, постарались найти ответы на поставленные в нем вопросы.

А канва такова: мать, безгранично, почти безрассудно любящая свое чадо, захотела сотворить ему быстрое и головокружительное супружеское счастье. Не считаясь ни с интересами, ни мнением окружающих, ни нормами морали. Наперекор и вопреки всему этому. Положение ее в своем кругу позволяло поступать таким образом – бесцеремонно, напролом. Не знакомая ли ситуация и по нашему времени?

Но народ оказался не безмолвным и не безвольным, а вполне способным всякой авантюре давать достойный отпор. В итоге вместо «скороспелого» счастья для маменькиного сыночка вызрел долгоиграющий, нешуточный конфликт. Не меньше пришлось приложить сил, чтобы, в конце концов, спасти его от неминуемой беды.

В течение всех трех актов на сцене кипели страсти. Финал же оказался добрым. Даже веселым. Добро, одержавшее верх в неравной борьбе с превосходящими силами зла, и не думало мстить ему, тем более унизить. Напротив, бросилось вызволять из беды, в которое оно попало по своей же недоброй воле. Сумело убедить, что изначально не в чести быть злом, говоря по-нынешнему, не продуктивно. К настоящему счастью, есть другие, более человечные пути.

Но, как показывает жизнь, механически, самопроизвольно это не может произойти. Зрителя надо увлечь, предложить качественную духовную пищу, учить понимать, «читать» то, что происходит на сцене. Лучше всего – с младых лет. Для этого, например, существует в Зайсане молодежный «Театр поэзии», на счету которого также есть яркие достижения на разных конкурсах. Сегодня в его репертуарных планах – душещипательное «Расставание лебедей» по Сакену Сейфуллину.

Одним словом, зайсанский театр в своем репертуаре старается время от времени возвращаться к произведениям, ставшим классикой. Годом раньше трагедия «Козы-Корпеш – Баян Сулу» по Габиту Мусрепову на областном фестивале среди 15 народных театров удостоилась Гран-при.

Полвека тому назад зайсанский театр одним из первых в Казахстане получил звание народного. У его истоков стоял тогда Ораз Какеев, блестящей игре которого аплодировали однажды в Московском Кремлевском театре, где он сыграл главные роли в трагедии «Карагоз» Мухтара Ауэзова и драме «Джамиля» Чингиза Айтматова. Мэтр театрального искусства передал эстафету в достойные руки.

Сегодня в районе десять творческих коллективов, которые носят звание народного. Объединяют они людей всех возрастов: от детей и подростков до бабушек и дедушек.

Шакерхан Азмухамбетов
Зайсанский район

Еще новости

Back to top button