Общество

Можно ли начать бизнес в кризис?

Оптимисты уверены, что кризис – это лучшее время для старта бизнес-проектов, скептики считают, что в сложные времена лучше залечь на дно. Так ли это? Можно ли открыть свое дело сейчас, когда доллар растет и экономисты не дают оптимистичных прогнозов? Как объективно оценить свои возможности и не прогореть еще на старте? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.

Можно ли начать бизнес в кризис?

Дорогу осилит идущий

В первую очередь, разделим всех «потребителей» этой информации на две группы: люди, желающие открыть свой бизнес, но не имеющие стартапа (стартового капитала); предприниматели, обладающие залоговым имуществом или небольшим делом.

Начинающим бизнес-тренеры Палаты предпринимателей Восточно-Казахстанской области Айгуль Шакирова и Талгат Касенов советуют в первую очередь хорошо продумать свою идею.

– Отлично, что вы сегодня проснулись с великолепной идеей открыть свой бизнес в той или иной сфере. Но нужны не только желание, но и возможности, навыки, наконец, знание основ ведения бизнеса, – говорят тренеры. – Совет начинающим с нуля: чтобы ступить на этот путь, нужно сделать первый шаг. А именно, начать учиться.

Для обретения первоначальных знаний и умений не нужны деньги. Например, в Палате предпринимательства ВКО бесплатно работает бизнес-школа. Первая ступень – бизнес-советник – это двухдневные курсы для новичков.

– Мы даем основы предпринимательства. То есть помогаем понять человеку, с чего ему начать, как развить свою идею. Это такое золотое кольцо вопросов: «Что? Где? Как?». Когда у человека в голове сойдутся ответы на них, можно переходить на вторую ступень – проектное обучение, – рассказывает Айгуль Шакирова. – Она для тех, кто узнал обо всех плюсах и минусах при воплощении своей бизнес-идеи и готов идти дальше.

За время проектного обучения в течение месяца бизнесмены приобретают знания и навыки по своей специфике. Для этого тренеры ищут наставников из числа экспертов или тех предпринимателей, у которых уже все получилось. Например, женщину, желающую открыть свое ателье, приводят к успешной швее, которая готова делиться опытом. А будущего производителя огурцов знакомят с работой существующих тепличных комплексов.

– Иногда бывает, что во время проектного обучения человек отказывается от своей идеи и переключается на что-то другое. Потому что видит, как сложно воплотить в реальность его задумку. Это только на первый взгляд кажется, что все красиво и легко, – поддерживает Талгат Касенов. – Нужно понимать, как бизнес живет в реальности.

Простой пример – открытие небольшой птицефабрики на базе собственного подсобного хозяйства. Кажется, что сложного в том, чтобы разводить кур? В деревне это делают все. Но одно дело, когда в сарае держат 10 куриц и совсем другое – 200. Встает много вопросов с кормами, реализацией, экологической составляющей и т.д.

На первый взгляд может показаться, что тренеры как будто немного остужают пыл начинающего предринимателя. Но лучше сделать это сразу, на первоначальном этапе, когда еще не взят кредит, не куплено оборудование. Лучше человек узнает обо всех сложностях заранее, нежели начнет производство и тут же окажется «в минусе».

Где взять капитал?

Один из самых сложных вопросов – безусловно, финансовый. Как правило, большинство начинают свое дело, что называется, с нуля. Итак, где взять стартап?

Существует множество различных вариантов кредитования по государственным программам, как то: «Дорожная карта занятости-2020», «Дорожная карта бизнеса-2020», «Развитие регионов» (очень актуально для моногородов, где кредиты дают под смешные четыре процента). Подробную информацию об условиях финансирования по данным программам можно получить на местах, в районных, городских отделах предпринимательства.

Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов возможность получения гранта на стартап. Это безвозмездное финансирование инновационной бизнес-идеи. Размеры гранта могут быть различными – и полтора, и два миллиона тенге. Выдаются они также по государственным программам.

Важное примечание: чтобы получить грант, его нужно выиграть, предложив уникальный проект, который ранее не реализовывался.

– Здесь есть одна особенность. Некоторые считают, что инновационная идея в бизнесе – это нечто подобное изобретению велосипеда. Это ошибочное мнение, – говорит Айгуль Шакирова. – При выдвижении инновационной идеи достаточно того, чтобы она была уникальной для вашего конкретного района.

Например, если подобный проект есть в Кокпектинском районе, но не в вашем, Жарминском, то существует большая вероятность, что вам его одобрят.

Хороший пример – зверохозяйство Валерия Мусина в Зыряновском районе. Он разводил в своем подсобном хозяйстве ценных животных – норку, песца, лису-чернобурку. Безусловно, уникальность этого проекта не требует доказательств. Фирма «Мусин и сыновья» пока единственная в республике специализируется на производстве пушнины. Поэтому Валерий Мусин получил грант два миллиона на приобретение оборудования для подготовки кормов, ему выделен земельный участок семь гектаров для расширения дела, строительства швейного цеха для пошива шапок, шуб. Конечно, предприниматель сталкивается со специфическими проблемами, которые непросто решать, но ведь такие трудности есть в каждом деле.

Айгуль Шакирова приводит еще несколько примеров, когда восточноказахстанцы получали такие гранты. Всего в уходящем году 11 бизнесменов, прошедших проектное обучение в бизнес-школе, добились грантового финансирования.

Деньги бесплатно?

Еще один вариант – получение гранта от какой-либо неправительственной организации, отечественных или иностранных фондов. Думаете, это невозможно? Десятки начинающих предпринимателей нашей области уже доказали обратное. Главное – знать, где просить грант и как правильно обосновать свою идею.
Вот пример. Совместная программа акимата ВКО и ООН имеет много разных направлений, одно из которых – финансовая поддержка сельских предпринимателей. Это и гранты, и беспроцентные беззалоговые займы. Программа больше нацелена на молодежное предпринимательство.

Именно этой возможностью воспользовался молодой амбициозный сапожник Насыпхан Самгау из поселка Шыгыс. Его бизнес два года назад начался с небольшого гранта ПРООН, благодаря которому он купил современное оборудование и начал выпускать качественную кожаную обувь.

Сегодня Насыпхан уже имеет два цеха – в поселке Шыгыс и Астане, выполняет заказы казахстанских звезд и крупных предприятий. Мастер обучил своему ремеслу четырех товарищей и дал им работу. На День Первого Президента Насыпхан сшил для Нурсултана НАЗАРБАЕВА сапоги в национальном стиле для верховой езды. На следующий день после получения подарка Глава государства отправил Самгау благодарственное письмо, оценив качество его работы и пожелав молодому предпринимателю успеха.

Секрет успеха Насыпхана Самгау не только в том, что его вовремя заметили и поддержали, а, в первую очередь, в его природном таланте и желании делать свою работу как можно лучше. Таких самородков, конечно, не много. Однако на примере Насыпхана Самгау могут многому научиться люди, которые обладают каким-то талантом, но пока не могут направить его в коммерческое русло. Талгат Касенов называет это направление бизнесом на эстетике.

Вот другой пример. 23-летний Ерлан Жармухаметов из Усть-Каменогорска организовал предприятие по выпуску туалетной бумаги и салфеток из переработанной макулатуры. Идею открытия ТОО «Усть-Каменогорская бумажная фабрика» сначала поддержали в управлении предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО. Потом Ерлан получил от ПРООН выгодный заем. Купил прессовочные машины, специальное оборудование для переработки макулатуры. Сегодня его мини-завод выпускает до четырех тысяч рулонов туалетной бумаги в сутки. Да, начинать было страшно. Но Ерлан прошел весь путь, начиная от поиска источников финансирования, регистрации бизнеса, участия в госпрограммах, запуска и развития производства.

Все идеи хороши

Талгат Касенов и Айгуль Шакирова считают, что нет единого рецепта успеха того или иного бизнеса. Тем более в кризисное время, когда вопрос реализации продукции выходит на первый план. На своих занятиях тренеры всегда стараются обращать внимание на самые важные вопросы.

– Нельзя сбрасывать со счетов то, что сейчас чувствуется перенасыщенность рынка. Если 10 лет назад для всех было в диковинку, когда в сельской местности открывали производство пластиковых окон, то сейчас это распространено повсеместно, – подчеркивает Айгуль Шакирова. – Если вы думаете, что завтра будете иметь прибыль с такого же бизнеса, как у вашего успешного соседа, то ошибаетесь. Мы постоянно говорим, что не надо открывать 501-й цех по производству окон, что-то дублировать. Можно придумать что-то свое, но при этом не забывать главное. Важно найти свою нишу и не потеряться в ней. Хорошо подумать, все взвесить, провести исследования. Чтобы не получилось так, что вы завтра вложились в бизнес, а он не идет.

В качестве перспективных направлений бизнес-тренеры называют экотуризм. Восточный Казахстан в плане природных красот – благодатный край, и это можно использовать. Услуги будут пользоваться спросом даже в кризисное время. Ведь во время финансовых трудностей баланс внешнего и внутреннего туризма сильно меняется в пользу последнего. В связи с финансовой стороной вопроса и неспокойной обстановкой в самых дешевых для туристов странах, многие казахстанцы предпочтут отдых на родине. Задача наших бизнесменов – обеспечить сервис.

Ирина Осипова

Еще новости

Back to top button