Культура

Мастер рудного пейзажа

В Риддере музейную экспозицию истории горного дела пополнили копии рисунков начала XIX века. Судьбу их автора – петербургского художника Василия Петрова – по крупицам собрал восточно-казахстанский писатель-краевед Михаил Немцев.

Мастер рудного пейзажаВ музейном фонде хранится десять рисунков Петрова с видами Риддерского рудника в разных ракурсах. Все датированы летом 1802 года. Чем дольше на них смотришь, тем сильнее ощущение фотографии. Горное производство и примыкающий рабочий поселок прорисованы в деталях, в мельчайших подробностях. Буквально с военной четкостью. Для историков это настоящий кладезь информации.

– Василий Петров был учителем рисования Санкт-Петербургского горного училища, – рассказал краевед, – академиком императорской Академии художеств, имел чин обер-гиттенфервальтера или, по воинским меркам, майора. К сожалению, он прожил всего 40 лет, причем последнее десятилетие пришлось на Сибирь и Алтай. Именно этот период был лучшим в его работе.

ИЗ ПЕТЕРБУРГА В РИДДЕР

К 20-ти годам художник был уже хорошо известен в высшем обществе Северной Пальмиры. До наших дней дошло около 20 акварелей и рисунков гуашью, выполненных мастером по заказу императорского двора. В том числе портрет Екатерины II от 1787 года. Молодой преподаватель рисования престижного горного училища был обласкан вниманием. Что заставило его сменить столицу на медвежий, по тем меркам, угол? Отправиться на Алтай?

– Как оказалось, художника направили по указу Александра I с целью создания «полного собрания видов казенных горных заводов», – рассказал Михаил Сергеевич. – Императорский двор, как любой владелец имущества, желал знать, сколько у него добра, в каком оно состоянии. Мастеру поручили своего рода инвентаризацию – отразить не только внешние виды производств, но и «саму внутренность оных», «примечания достойнейших рудников». Кроме того, на Петрова возлагал надежды его покровитель – граф Строганов. Он задумал издать атлас «достойных предметов в отечестве» – карт, схем, видов…

В феврале 1802 года видописец прибыл на Алтай. За короткий срок он проделал путь по Убе, Ульбе, Бухтарме, Иртышу. На его рисунках – виды горных заводов с рабочими поселениями, заброшенные шахты, отвалы породы, плавильные печи, водовыливательные машины и деривационные каналы, горные каналы, породы деревьев, люди, костюмы алтайцев… В докладной записке царскому кабинету он писал: за 45 погожих дней снял с натуры 25 видов, и мог бы сделать больше, если бы не опасные переправы, дождь, холод и ветер на вершинах.

В июне этого же года художник создает серию рисунков Риддерского рудника с северо-восточной стороны, с северо-западной, вид Сокольной сопки и водонапорного канала, вид отвалов рудника. На каждой работе с картографической военной четкостью прорисованы все детали переднего и заднего плана. Каждый домик, каждая курная банька, каждый сарайчик.

– В походных условиях Василий Петров применил самый экономный прием – рисунок пером с легкой подцветкой акварелью, – отметил краевед. – Почти пунктирный. Этот присущий только Петрову способ помогал передать детали.

ПОСОБИЕ ДЛЯ МЕХАНИКОВ

Особый интерес представляют изображенные видописцем инженерные сооружения. На рисунке рудника с северо-запада видна река Быструха и деревянный деривационный канал. При внимательном взгляде можно понять, каким образом горная река приводит в работу насосы и оборудование для выдачи на-гора руды.

Работу Василия Петрова «Сокольная сопка» вообще можно использовать как учебное пособие по геометрии пространства. В изображении деревянного деривационного канала соблюдены не только пропорции, но и с математической точностью отмечены стягивающие дерево скобы.

НИКОГДА НЕ ЖИЛ ПРАЗДНО

В 1806 году за «усердие и познание в ландшафтном художест-ве» Василий Петров царским указом удостоен звания академика императорской Академии художеств. Важная весть так и не дошла до Сибири. С 1809 года в экспедиции начались трудности. В рапорте начальнику Колыванских заводов видописец дал подробный отчет о темах, над которыми работает (внутренняя отделка заводов и плавильных печей с костюмами мастеров, вид деревни Верх-Бухтарминской, плавильный Барнаульский завод с группой горных чиновников и мастеров) и попросил дозволения вернуться в Петербург.

К сожалению, рисунки так и остались незаконченными.

– По письмам Петрова можно понять, что люди, которых приставили к нему в помощь, перестали подчиняться, – рассказал краевед. – Дошло чуть ли не до угроз. Во второй половине 1809 года видописцу пришло высочайшее разрешение вернуться в Петербург. Однако спустя несколько месяцев при странных обстоятельствах он покончил с собой.

В архивах Барнаула сохранилось предсмертное письмо художника. «Я никогда не был бродягой и тунеядцем, не жил праздно. Я всегда жил своими трудами и любил сверх выгод свою работу».

В книге Михаила Немцева «Видописец Риддера» опубликован рисунок Петрова «Вид ключа, вытекающего из хребта Холдон», который он сделал в 1802 году. По выражению краеведа, это «стихотворение языком кисти акварели». Алтайская природа изображена во всей мощи и при этом с фотографической правдивостью. На переднем плане можно разглядеть человека, который, сидя на валуне, рисует речку.

– Мне кажется, Василий Петров изобразил здесь себя, – высказал мнение краевед. – Других автопортретов не сохранилось.

На сегодня часть рисунков мастера хранится в Русском музее и российском государственном архивном фонде, часть – в частных коллекциях. Историкам еще предстоит по достоинству оценить эти точные, по-военному детальные зарисовки. Как предстоит оценить и роль видописца Василия Петровича Петрова, который первым с мольбертом в руках побывал в Сибири и на Алтае.

Галина Вологодская

Риддер

Еще новости

Back to top button