Край родной, обними меня…
В Восточно-Казахстанском музее искусств проходит персональная выставка «Вечный зов Родины» члена союза художников СССР и Казахстана Бориса Морозова.
Эту коллекцию своих работ он посвятил значимым датам – 80-летию Шемонаихинского района и 85-летию своего земляка, известного писателя Анатолия Иванова.
В экспозиции выставки представлены 50 картин. Все они отражают любовь к своей малой родине, которую испытывает художник. Перед глазами посетителей открывается, словно первозданная, языческая природа с ее силой и мощью. На фоне нынешнего модного гламура и бесконечных «стрелялок», творчество Морозова несет в себе некую философию жизни. Это особенно видно по картине «У святого ключа». По мнению искусствоведов, именно такие чистые, честные и мощные произведения заставляют людей замедлить шаг, подойти ближе. Это как в пути никто не пройдет мимо живого ключа.
Большая часть работ – пейзажи, портреты, сюжетные картины исторического и мифологического жанров. А есть и такие работы, что сразу не определишь, к какому жанру их отнести. Например, «Черное озеро» или «Что есть истина?». Это картины-притчи, красочные сказы, насыщенные символами и собственным видением мира со стороны автора.
На выставке представлены также ранние графические работы художника. Например, «Портрет юноши». Есть сложные по композиции многофигурные картины исторического плана – «Батька-атаман», рядом новые романтические пейзажи: «Вот моя деревня», «Оттепель». Борис Морозов в равной степени верен своему призванию и родному краю.
Тема женщины в портретах и жанровых картинах открывает величие ее предназначения в мире: хранительницы, вдохновительницы, музы, неведомой и загадочной, таинственной, манящей силы. С особой убедительностью это удалось художнику сделать в полотне «Берегиня». В облике – царственность, величие, отстраненность от суеты, властная, влекущая сила и удивительная гармония с миром красоты. Привлекают внимание зрителя и графические женские портреты, выполненные углем и карандашом.
Картины Морозова отличаются особой живописной пластикой. Колорит полотен то почти монохромен, то многозвучен. Поверхность картин, если присмотреться, напоминает причудливые узоры малахита, руды. Это позволяет художнику воспроизводить на холсте эффект каменных узоров с блестящими вкраплениями слюды.
При блиц-интервью с мастером он назвал своим учителем мэтра Восточно-Казахстанской школы живописи 60-80-х годов Леонида Агейкина. «Человеку, как художнику, нужна творческая среда, – отметил он. – Основа живописи, которую я получил в училище, не дала мне того, что я получил в Доме художников. Общение с такими великими мастерами кисти как Леонид Агейкин, Виктор Титов учит не столько технике, сколько умению видеть необычное в обычном.
Для художника – это девятая выставка в Усть-Каменогорске – подведение итогов очередного этапа жизни. Что было задумано, многое уже воплощено. У Бориса Морозова много учеников. Работы его воспитанников многократно отмечены почетными грамотами и дипломами на всесоюзных и рес-публиканских конкурсах.
Как сказала искусствовед Тамара Быкова, выставка получилась цельной, яркой, мощной. Стоит побывать на ней и взрослым, и детям.