Культура

Картины на грани яви и сна

Картины на грани яви и сна

За плечами усть-каменогорской художницы Татьяны Орловой – сотни иллюстраций для книг, десятки картин, годы работы в редакции газеты «Рудный Алтай», несколько персональных выставок. Сегодня мы попытаемся узнать, как к художнику приходит вдохновение, которое затем материализуется в произведениях искусства…

Татьяна Орлова родилась в промышленном городе Усть-Каменогорске. Отец Филипп Барсуков мечтал стать художником, однако ему пришлось отдать жизнь сернокислотному производству. Но его дар не пропал, а перешел к дочери. Она тоже с детства мечтала стать художницей. Ей повезло, что именно в этом городе при Доме пионеров работала изостудия Ефима Наумовича Годовского, которая была одной из лучших в стране. Наставник сумел разглядеть в тихой четверокласснице большие творческие способности, а также заметил, что особенное дарование у Татьяны проявляется в графике.

Годы учебы на архитектурном факультете Строительно-дорожного института, а также упорная работа в области рисунка и живописи отточили мастерство нашей героини. По распределению она уехала в Павлодар, где несколько лет успешно работала архитектором.

В ту пору, когда Татьяна Орлова по семейным обстоятельствам вернулась в родной Усть-Каменогорск, наступили трудные для страны времена перестройки. Пришлось работать художником-оформителем, что, впрочем, было по-своему полезно, это расширило ее навыки в области оформления наглядной агитации: стендов, плакатов, лозунгов. Это все для того, чтобы выжить. А наличие собственной мастерской позволяло находить время для творчества, для души… Чеканка, вышивка, роспись по дереву, по стеклу, макраме, вязание, поделки из кожи, живопись, портрет – все хотелось попробовать! Постепенно Татьяна Филипповна стала универсальным мастером-художником.

Однажды Татьяна увидела объявление о том, что областной телестудии требуется художник-постановщик. Она успешно прошла конкурс, но задерживаться на новом месте работы не стала, потому что судьба подарила встречу с поэтом, журналистом и заместителем редактора газеты «Рудный Алтай» Владленом Шустером, который пригласил ее работать в областное издание. Приход Татьяны Орловой был тут же замечен читателями: страницы газеты ожили, заговорили, их украсили коллажи, рисунки – то юмористические, то романтические. Вот где ей пригодился дар графика, мастера точных линий. Несмотря на то, что все работы выполнялись в черно-белой гамме, они были яркими, значимыми, глубокими, несли отпечаток света и тепла. За 18 лет работы в газете Татьяна Филипповна создала сотни иллюстраций. За это время она прошла путь от художника-ретушера до заведующей отделом иллюстраций, заместителя ответственного секретаря газеты.

Великая сила изобразительного искусства в том, что любой текст, будь то стихи или журналистский материал, преображается, наполняется особым смыслом, если его сопровождает рисунок. Это понимают и авторы издаваемых книг. Для них большая удача встретить тонко чувствующего художника. Одна из первых книг, которую украсили работы Т. Орловой – это сборник стихов Владлена Шустера «Вечерний монолог». На сегодняшний день ею оформлено уже более 30 книг! Больше всего заказов поступает от членов литературного объединения «Звено Алтая». Только с руководителем литобъединения Натальей Матвеевой было выпущено в свет четыре издания, в том числе сборник стихов «Избранное», который напечатан совсем недавно.

У Татьяны Филипповны нет отбоя от заказчиков, она сотрудничает с издательствами Астаны, Москвы, Алматы, ведь книга без иллюстраций все равно, что песня без баяна – так считают авторы.

АХ, ВЕРНИСАЖ!

Вопросы о тайнах создания шедевров возникают у многих людей при посещении выставок изобразительного искусства. Мне довелось побывать на персональной выставке Татьяны Орловой в 2011 году, посвященной 20-летию Независимости «Свет твой, Казахстан, в душе моей…». Забегая вперед, скажем, что второй вернисаж, который состоялся в 2014 году, прошел с не меньшим успехом, чем первый!

Работ, представленных на выставке, было свыше пятидесяти. Они были разнообразны по жанру, тематике. Художница по-прежнему любит экспериментировать с техниками и материалами, к примеру, в последнее время отдает предпочтение фресковой краске темпере. Картины, написанные в разное время, отражают новый жизненный опыт. Но главное – у всех работ свое особое настроение.

Честное слово, глядя на картины, оказываешься в другом мире – светлом, фантастическом, уютном, радостном… Очевидно, потому, что их создательница обладает своего рода магией обаяния и доброты. Поклонники ее творчества уверены – «эти картины могут не только доставлять эстетическое удовольствие, но и лечить, подобно классической музыке». Это картины для медитации, чтобы заглянуть в тайны мироздания…

Так как по образованию Татьяна Орлова архитектор, точное чувство перспективы и безупречная четкость линии сразу обнаруживают руку профессио-нала. Находясь в постоянном поиске, она освоила гратографию, пастель, масляную и акварельную монотипию, среди последних увлечений – роспись на стекле и зеркале витражными красками, декоративное украшение тарелок акрилом.

Цикл «Времена года», представленный на выставке, отличается сочностью полутонов и мимолетностью настроения, как у именитых импрессионистов. Недаром художница очень любит это направление живописи. В картине «Ожидание» хорошо выписана фактура водных растений и причудливой сказочной Царевны-Лягушки. Лиричны, воздушны розы, изображенные на картине «Нежность», написанной пастелью.

«Знаки Зодиака» – это смешанная техника акварели, гелевой ручки, гуаши, отражающая многогранность и величие Вселенной. Поражают романтичной красотой две картины, подаренные Татьяной дочерям на свадьбу «Здравствуй, новый день» и «Осенняя свадьба».

Серия работ «Белое – черное», пожалуй, является одной из ключевых. Пять картин отражают жизненное кредо оптимистичной художницы: «За печалью ждет радость, за спуском – подъем, за ночью – день»… Недаром эту серию полностью приобрел областной Музей искусств.

МУЗА ПРИХОДИТ В ТИШИНЕ

По словам Татьяны, художественные образы приходят к ней по наитию, а иногда даже во сне. Так, к примеру, получив радостную весть о рождении внука, художница увидела во сне свою будущую картину. Она проснулась и поспешила перенести ее на бумагу, «пока мимолетное впечатление не улетучилось». Зарисовки легли в основу картины «Ангел в одуванчиках». Точно так же многие картины возникли, на грани яви и сна.

– Часто рисую ночью, потому что не хватает дня и нет отдельной мастерской, – признается Татьяна Филипповна. – Семья привыкла к моему «совиному» режиму. Да и настрой в сумеречное время особый, таинственный.

Помимо профессиональных успехов, которые отмечены грамотами, призами и номинациями всевозможных конкурсов, у художницы есть чисто человеческие достижения. Она прекрасная мать, бабушка и хозяйка. В доме уют, порядок и пахнет пирогами. Она обожает своих дочерей, и души не чает во внуках. Семейное счастье – это тоже БОЛЬШОЕ искусство…

Р.S. поэтесса Наталья Матвеева в свое время посвятила художнице Татьяне Орловой такие строки: «Ты одним мазком латаешь будни серых наших дней. Окрыляешь, удивляешь, мир наш делая добрей!».

Елена Пашке
Фото Дмитрия Франчука

Еще новости

Back to top button