Культура

Как математика, только точнее

Как математика, только точнее

В 32 года Николай Аштема бросил высокооплачиваемую работу, отмел в сторону карьерную перспективу, где ему пророчили место в Министерстве финансов СССР, и пошел вслед за мечтой. Ныне член Союза художников Республики Казахстан и Российской Федерации, руководитель студии рисунка и живописи в Усть-Каменогорске с искренней улыбкой говорит, что ни на секунду не пожалел о своем решении.

Николай Павлович Аштема родился в 1942 году в Украине, отучился в финансовом институте и устроился работать начальником планового отдела в строительную организацию. Рисовать любил с детства, но и в юности, и в старшем возрасте делал это для себя и не думал, что увлечение перерастет во что-то большее.

– По тем временам у инженера зарплата была 120 рублей, а у меня – 300. К 30 годам я впервые встретил профессионального художника, он увидел мои небольшие работы и сказал: «Брось ты это, у тебя душа творческая!» Я год сомневался, а потом сделал, считаю, правильный шаг. В 32 года поступил на очное отделение в алматинское художественное училище, в 1979 году переехал в Усть-Каменогорск, ­ – вспоминает Николай Аштема.

Тогда в ДКМ существовала студия рисунка, руководителем которой был художник Леонид Агейкин, которого, к сожалению, на сегодняшний день нет в живых. По определенным причинам педагог оставил студию, но в нее пришел Николай Павлович. С 1979 года и по сегодняшний день художник набирает на обучение рисунку и живописи. Перерывы делал лишь несколько раз, и связаны они были, как правило, с переездами студии.

– Программа обучения для детей и взрослых отличается, я решил работать именно для последней категории, мне это ближе. Много желающих приходит. Я сначала проверяю способности. Если очень слабые, говорю: «Походи, посмотришь». Ведь рисовать не так легко. Это наука. Пишется много книг – и критических, и учебников. Если говорят, что математика – наука точная, то у нас точнее. Достаточно глаз на миллиметр опустить, и уже портрет испорчен, не будет похож. Я приучаю к этой точности, красоте исполнения, – объясняет Николай Павлович.

«Играющий» художник

– Именно студия помогает мне творчески работать. Я должен преподавать, быть лучше и знать все. Благодаря ученикам я всегда на взводе. Рисуют они, рисую и я. В спорте это называется «играющий тренер», а я – «играющий» руководитель студии, – говорит Николай Аштема.

Перед тем как приступить к работе над очередным произведением, художник тщательно разбирается в теме. Пейзажи он рисует, получив эмоции от увиденного, а исторические события отражает на холсте после долгих часов изучения книг.

– Я купил трилогию «Кочевники» Ильяса Есенберлина, читал двое суток не спавши. А потом, когда отдохнул, начал рисовать в графике впечатления от прочитанного. Чтобы изобразить Абая, я прочел два толстенных тома романа «Путь Абая» Мухтара Ауэзова, – отметил художник.

Николай Аштема изобразил природу Крыма, Пермского края РФ, целую серию картин он посвятил озеру Маркаколь, и большая их часть сейчас хранится в музеях или в личных коллекциях любителей искусства. Но особое внимание художника приковывает знаменитая, величественная гора Белуха. Интересно, что Николай Павлович видел ее всего раз – в 1983 году, но энергия незабвенной горы до сих пор заряжает живописца на новые творения.

– Вселился в меня ее образ. Ежегодно пишу Белуху. Естественно, рисую ее в разных состояниях: то в грозу, то в дождь, то в солнечную погоду, то ночью. Гора большая, и картины с ее изображением требуют большого размера, – делится Николай Аштема.

Работы усть-каменогор-ского художника в разные годы были представлены на выставках в городах Канады, Азербайджана, России, Казахстана. В Астане в 2003 году состоялась персональная выставка Николая Аштемы. Такие экспозиции традиционно проводятся каждые пять лет, и следующая откроется в декабре в Усть-Каменогорске. Она будет посвящена 75-летию художника.

– Я пытаюсь ученикам привить не способность фотографировать, а вкладывать экспрессию, свою душу, харизму. Бывает, кто-то, глядя на картину, говорит: «Точно! Я видел это место!» Тогда это уже фотография, там художника мало. Нужна переработка, переосмысление. В работу нужно вложить идею, мысль и красиво обернуть в обложку. Если человек видит то, что я пытался вложить, меня это, конечно, радует, – отметил Николай Павлович.

Успехи учеников – самые важные

Через студию рисунка и живописи Николая Аштемы за 38 лет прошло много людей. Конечно, не все связали свою жизнь с изобразительным искусством. Но ежегодно два-три человека поступают в художественные вузы. Желание владеть кистью одинаково проявляют и студенты, и зрелые люди, и пенсионеры.
Интересно, что будущую жену Николай Павлович тоже встретил в студии. Семь лет она занималась рисунком. Николай Аштема пошутил, что после такого срока просто обязан был на ней жениться.

– Художниками становятся немногие. Но я считаю, что даже если люди ходили в студию, впитывали частицу прекрасного, то в жизни это им хоть немного помогало разбираться в хороших делах, делать хорошие поступки, – говорит Николай Аштема.

Бывших учеников Николай Павлович встречает в разных городах Казахстана, России. Есть и те, кто уезжает за рубеж. Художнику запомнилась одна подопечная, которая поступила в художественный институт, окончила с отличием, уехала на стажировку в Германию, а потом переехала в Париж и стала художницей. Каждый успех ученика – большой и маленький – педагогу дороги.

Этой весной студийцы организовали свою выставку в Центральной городской биб-лиотеке. Экспозицию посетили профессиональные художники, и их мнение Николая Павловича приятно удивило.

– Они мне сказали: «Мы думали, это твои работы!» Это было что-то! – восклицает художник. – Для меня очень важны их успехи. Когда они только начинают рисовать, сразу не получается, долго может не получаться. Я с каждым работаю лично. Сначала проверяю, смотрю, как делает линию, штрих. Объясняю с малого. Говорю, что правила веками складывались.

Законов в мастерстве – масса. Закон цельности, подчиненности, контраста, типичности… Не придержешься хотя бы одного – считай, что все пропало. Конечно, сразу изучить все это невозможно. Человек рождается с талантом и любовью к рисованию, считает Николай Павлович. Но дальнейшее зависит от того, какой он выберет путь. Какие мысли – такое окружение.

– В студии я отдыхаю. В мастерской тоже, там мой мир. Но в студии работаю с людьми и чувствую отдачу. Никогда не жалел, что выбрал этот путь. Не прельщают меня чиновничьи должности. Я всем доволен, богат духовно, хотя финансово – не так, средний класс, – подытожил улыбаясь Николай Аштема.

Кристина Кирдяпкина
Фото Виталия Иванова

Еще новости

Back to top button