Культура

История, сотканная из нитей

История, сотканная из нитей

Окунуться в мир тюркской мифологии и культуры можно, посетив выставку «Современный гобелен. Сделано в Казахстане».

В экспозиции представлено 27 авторских работ, выполненных в технике гобелена известными казахстанскими мастерами, членами Союза художников РК Маликом Мукановым, Бауыржаном Досжановым и Айдаром Жамханом.

ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА

Малик Муканов получил первоначальное художественное образование в Алма-Атинском художественном училище им. Н. В. Гоголя. Потом окончил Алма-Атинский театрально-художественный институт им. Т. Жургенова по специальности «Художник-живописец». Работал в мастерской Сауле и Алибая Бапановых, где и освоил технику ручного ткачества – гобелен. На сегодняшний день Малик Флоберович имеет научную степень доктора PhD искусствоведения.

Бауыржан Досжанов учился в республиканском художественном колледже им. А. Кастеева, в 2013 году окончил КазНАИ им. Т. Жургенова. Принят в Евразийский союз дизайнеров, занимается преподавательской деятельностью.

Айдар Жамхан – автор многих монументальных скульптур и гобеленов. Он получил образование в Алма-Атинском республиканском художественном колледже, Казахской государственной художественной академии на отделении «Монументальная живопись». Затем продолжил обучение в магистратуре и аспирантуре КазНАИ им. Т. Жургенова.

Все они лауреаты международных и республиканских выставок, принимали участие в оформлении знаковых для Казахстана объектов, таких как резиденция Президента РК «Ак орда», главная соборная мечеть «Хазрет Султан», Алматинский метрополитен и др.

Творческий коллектив объединяет особая форма мировосприятия и мироощущения, она существует параллельно реальному миру. Уникальность работ в том, что они вобрали в себя опыт предшествующих эпох, а также идеи современности. Открылись две картины – прошлое с точки зрения настоящего и настоящее с позиции переосмысления прошлого – которые гармонично сочетаются на тканом полотне.

– Гобеленом я начал заниматься случайно, – делится Малик Муканов. – Через некоторое время образовалась группа единомышленников. Начали вместе работать. Вообще, гобелен, в отличие от других видов искусства, характеризуется иным измерением – смысловым и интеллектуальным. Изображенное на нем выражает субъективно авторское видение мира, которое зависит от вкусов, предпочтений человека. В итоге рождается интересное, ни с чем не сравнимое произведение искусства.

КЛАССИКА + НОВАТОРСТВО

В работах художников-монументалистов отражается глубокое знание философии, тюркской мифологии и культуры. В гобеленах «Умай», «Дина», «Пазырыкский мотив», «Ашина», «Нойон» заложен сакральный смысл, поиск национального кода.

– Задумался о том, кто такой лидер, предводитель рода. Родилась идея гобелена «Нойон», – рассказывает Малик Муканов. – Нойон – это правитель различных ступеней и рангов. Человек, который сам знает, куда идет, способен вести за собой других, нести за них ответственность. Сам он находится в равновесии.

Изображенный бык означает движение вперед. А полумесяц – людей, которые следуют за предводителем. Эти сублиматические элементы нужно воспринимать многогранно. В локальном смысле это могут быть ученики, идущие за своим учителем, а в глобальном – нация, следующая за Президентом. Изображенная птица Умай выступает как элемент вестника и оберега. Здесь использована технология гибкого чия, которую я сам разработал. Внутри, в отличие от традиционного чия, не камышовая соломинка, а капроновая нить. Считаю, что элементы дизайна должны входить и в гобелен, и в другие виды искусства. Но они обязаны подчиняться общей идее и замыслу композиции.

При создании гобеленов мастера также вдохновляются этнографической культурой казахского народа, пропуская опыт традиционного искусства через сознание современного художника. Именно по такому принципу создан гобелен «TengryNET».

– В декоративно-прикладном искусстве казахов существуют такие виды знаков: зооморфные, растительные и геометрические, – продолжает рассказ художник. – Космогонические знаки выступают отдельной категорией, они не подчиняются никаким правилам. Их всего пять-шесть. Я использовал космогонический знак из двух спиралей. Идея гобелена «TengryNET» заключается в том, чтобы в большом увидеть малое, а в малом – большое. Он посвящается двум религиям: религии прошлого – тенгрианству и «религии» настоящего – интернету. В искусстве нужно соединять несоединимое.

Особое внимание, как отечественному бренду, следует уделить гобелену «Сделано в Казахстане». На нем выткан национальный казахский орнамент, а поверх него – штрих-код как своеобразный патент на товар. Внизу гобелена надпись: «KURAK MADE IN KAZAKHSTAN». Малик Муканов признается, что таким образом хотел создать бренд с сохранением национального колорита.

– В современном мире актуальна проблема идентификации, – считает художник. – Важно понять себя и свое предназначение. Для этого необходимо знать историю и традиции родного народа.

УМНАЯ АБСТРАКЦИЯ

Стилевой характер тканых полотен можно уподобить мозаике, которой присуща внутренняя цельность, несмотря на кажущуюся разрозненность деталей.
Оригинальность стиля представленных работ заключается в содержательной гармоничности элементов, насыщенности изображаемой реальности. На генетическом уровне обнаружены национальный дух и психология.

– Одно из направлений, в котором мне нравится работать, – это эстетика минимализма, – делится Малик Флоберович. – То есть минимальными средствами можно раскрыть какую-либо серьезную тему. Но это не означает, что нужно полностью погружаться в абстракцию. Я люблю абстракцию, наполненную смыслом.
По словам художника, в его архиве эскизов находится 50-60 идей будущих гобеленов. Задача – воплотить задуманное в жизнь.

– Если у живописца средство выражения – это мазок кистью, у графика – линия, штрих, то в гобелене – это нить. С помощью нее мастера делают цветовые переходы, – рассказывает специалист Восточно-Казахстанского музея искусств, куратор выставки Лариса Мартынова. – На многих работах мы видим, как теплый розовый перетекает в холодный серый. В некоторых работах элементы имеют четкий контур. По содержанию гобелены Малика Муканова, Бауыржана Досжанова и Айдара Жамхана – это нечто новое в современном искусстве Казахстана. Это мужское, брутальное искусство. Они используют древнейшие элементы в сочетании с современными тенденциями.

Стоит отметить, что Восточно-Казахстанский музей искусств является отправной точкой проекта. После художники планируют посетить Астану и Караганду.

Выставка «Современный гобелен. Сделано в Казахстане» продлится до 31 марта текущего года. Посетить ее можно по адресу: Восточно-Казахстанский музей искусств, ул. Т. Тохтарова, 56.

Александра Исаева
Фото Гылымбека Сабитова

Еще новости

Back to top button