Культура

История одного художника

Все началось полвека назад в маленьком поселке Урыль, недалеко от Рахмановских ключей. Морозным декабрьским вечером семнадцатилетняя Юленька родила двойню – Юру и Валеру. Оба мальчика росли непохожими друг на друга и, безусловно, талантливыми. Но подробнее хочу рассказать об одном из них. Позже вы поймете, почему именно о нем.

История одного художникаВалерий Ельников – художник. Сейчас, как и в молодости, он много пишет. Не боится экспериментировать. Некоторые его работы выставляются в местном музее искусств. Трудно поверить, что этот устремленный мужчина 17 лет не брал в руки кисти. Чтобы понять, насколько интересны его работы, – их нужно видеть, а чтобы понять, насколько непростой это человек, с ним конечно же нужно поговорить.

Валерий оказался весьма самокритичным. То и дело поправлял меня, говоря, что называть его работы «картинами», неверно.

– Это этюды, – уточнял он. – С их помощью и пишется непосредственно сама картина.

Еще настаивал на том, что не считает себя профессиональным художником.

В свое время наш герой окончил народный университет искусств, работал в художественных мастерских, занимался оформительской деятельностью, его рукой были написаны многие афиши для кинотеатра «Юбилейный». Конечно, с «развалом» Советского Союза и появлением компьютерных технологий профессия оформителя стала почти невостребованной, и многим художникам пришлось сменить сферу деятельности.

– Полагаю, не у меня одного были такие нелегкие времена, – вспоминает Валерий. – Прокормить семью с двумя маленькими детьми с помощью кистей и красок не представлялось возможным. В начале 90-х из благоустроенной квартиры в Усть-Каменогорске мы переехали в маленький поселок в Зыряновском районе. Решили с женой, что на свежем воздухе детям расти будет лучше.

Пока жена осваивала премудрости земледелия, Валерий устроился в автобазу. Вакантным было только место сварщика. Позже пытался наладить свое производство. Чего только не придумывал – от мотоциклетных шлемов до дизайнерских люстр. В общем, творческий подход выручал во все времена, и безусловно помог и его семье тогда выжить.

– Вы прожили в поселке Октябрьский двенадцать лет и вновь вернулись в Усть-Каменогорск. Почему?

– Снова дети. Для них в деревне было мало перспектив. Старший сын поступил в городской колледж. Хотелось жить рядом. И ностальгия… Так и не стал нам поселок по-настоящему родным. Это было начало моего 17-летнего творческого перерыва.

– А как вы вообще начали рисовать?

– Рисовал в детстве много, везде и все подряд. Хотелось передать свое видение мира – это самое главное для меня. Убежден, что при желании всему можно научиться, в том числе и рисованию. А если есть задатки плюс образование, шансы добиться чего-либо удваиваются.

…Маленькому Валере было около семи лет, когда его родители после нескольких переездов по стране решили обосноваться в Усть-Каменогорске на Гавани. Этот район во все времена имел дурную славу, и он еще сыграет свою роль со знаком минус в этой истории, но позже. Сначала же наш герой, как и все мальчишки его возраста, играл и веселился. Весной занимался «укрощением» льдин на Ульбе, летом – наращивал на коже бронзовый загар, осенью – мастерил самодельные петарды, зимой – лыжные прогулки, сани, коньки.

– Подростком вы зарабатывали своим умением рисовать?

– Не без этого. В годы моей юности было мало печатной продукции, и все, что я изображал на бумаге, привлекало внимание. Особенно пользовались спросом среди сверстников различные плакаты, шаржи и даже копии денежных купюр. Было весело наблюдать за реакцией непосвященных…

А потом была встреча с будущей женой Ольгой, рождение детей Вячеслава и Людмилы, политические передряги, переезды, многократная смена профессий и страшный диагноз. В шестнадцать лет в жестокой драке на гаванском мосту Валерий был тяжело ранен. Перенес операцию по удалению почки и при переливании крови был заражен самым сложным в обнаружении и лечении первым генотипом гепатита «С». Он передается только с большим количеством крови. Много лет вирус спал. Проявился только в 43 года.

– Конечно, это заболевание сильно изменило мою жизнь, – рассказывает Валерий. – Первым делом навсегда отказался от сигарет и алкоголя. Помимо этого – диета и лечение. Сейчас прохожу курс химиотерапии. Процедура не из приятных. Хотя эта болезнь пока неизлечима полностью, придерживаясь всех врачебных рекомендаций, можно прожить долгую и насыщенную жизнь. Я рад и благодарен, что все мои родные поддерживают меня, помогают и всегда подбадривают. Несколько лет свыкался с мыслями, привыкал к новой жизни и лишь в 2009 году вновь открыл этюдник и снова захотел писать.

По словам Валерия Валентиновича, когда он рисует – мысленно забывается. Это возвращает его в детство и юность, придает силы и лечит душу.

– Если бы вам представилась возможность вернуться в прошлое, что бы хотели изменить?

– Мне сразу вспоминается притча о человеке, которому дали такой шанс. Он исправил все свои прошлые ошибки, при этом сделал в два раза больше новых. Поэтому не хочу ничего кардинально менять.

– Над чем вы работаете сейчас?

– Пишу полноценную картину. Вынашивал идею, можно сказать, с детства. На переднем плане старый дедуля и его внучка, примеряющая большое не по размеру дедовское охотничье обмундирование. С первого взгляда невозможно понять, где они находятся – в избе или на улице, время года весна или осень, тепло или холодно. Будто размыты границы реальности. Мне хочется видеть, как у человека, глядя на мои работы, меняется настроение, он начинает рассуждать и задумываться. Надеюсь, что задача выполнима, и у меня получится воплотить идею в полной мере.

Далее Валерий поясняет, что именно в этой картине будут использованы сразу несколько стилей. Академический, когда краски смешиваются не только на палитре, но и на холсте, что придает изображению натуралистичность. И стиль импрессионизма, который наоборот избегает всяких подробностей. Своего рода – сочетание не сочетаемого.

Художник в последнее время увлекся техникой пуантилизм, что буквально переводится как «точечность». Это манера письма раздельными мазками. Ради оптического эффекта краски наоборот не смешиваются, подразумевается смешение на сетчатке глаза зрителя. Интересный эффект достигается если смотреть на расстоянии. Валерий называет это направление – «дистанционная живопись».

– А вообще, – говорит он, – рисовать можно по-разному, неважно акварелью или углем, на асфальте или листе ватмана, ваше творчество может кому-то нравиться, а кому-то нет. Но если это доставляет истинное удовольствие – значит, стоит этим заниматься.

…Мы еще долго разговаривали на разные темы. И я увидела в этом человеке не только талантливого художника, но и отчасти философа, изобретателя, прекрасного семьянина и пример для подражания. Пример того, как справляться с трудностями, преодолевать недуги, не оставаться равнодушным и не изменять своим принципам. Пример настоящего мужчины.

Р.S. Признаюсь, сначала хотела утаить от вас, уважаемые читатели, один факт. Но все тайное всегда становится явным. Валерий Ельников – мой родной папа. Я этим горжусь и не вижу причин скрывать этот факт. За время работы журналистом мне приходилось писать о многих незаурядных личностях и увы не всегда столь талантливых. Поэтому работа над этим материалом была для меня не только честью, но и большой ответственностью. Недавно папе исполнилось 50 лет. Пусть эта статья, которую я уже давно планировала написать, будет моим поздравлением с его юбилеем. А закончить хочу словами Людвига Бетховена: «Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо». Думаю, он говорил именно о таком человеке, как мой отец.

Людмила Евженкова

Еще новости

Back to top button