Общество

Два открытия археологов

Два открытия  археологов

Экспедиции археологов в Восточно-Казахстанской области неизмеримо раздвигают горизонты наших привычных представлений о глубочайшей истории региона и республики в целом. Нынче в Зайсанском районе сделаны два неожиданных открытия, которые прольют свет на еще малоизученные или вообще пока неизвестные страницы в летописи края.

Ареал поисков

На территории Айнабулакского и Караталского сельских округов обнаружены артефакты, характерные для Афанасьевской культуры, а также представителей племени уйсун. О том, как проводились археологические раскопки, мы попросили на месте рассказать руководителя экспедиции, профессора Абдеша Толеубаева. Напомним, что он является директором Института археологии и этнологии при КазНУ имени аль-Фараби, доктором исторических наук. Он широко известен в научных кругах в связи с исследованиями Шиликтинских курганов.

Профессор сообщил, что при непосредственной поддержке главы региона Даниала Ахметова в последние годы ведутся комплексные археологические исследования на территории Восточно-Казахстанской области. В связи с чем разработана и реализуется целостная программа. Эта тематика интересна и для журналистов, которым нынче летом выпала удача, несколько раз побывать в Берельской долине, а теперь
находиться и в Зайсанской котловине.

– В рамках программной статьи Главы государства Нурсултана Назарбаева «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру», определяющей путь в будущее, все наши исследования обретают более целенаправленный характер, – говорит Абдеш Толеубаев. – Поэтому в нынешнем году мы ведем свои раскопки непосредственно на территории Зайсанского района. Начинали работу с Шиликтинской долины, где имеются элитарные памятники. Они нашими предшественниками и нами достаточно изучены в течение десятилетий. Теперь задача состояла в исследовании периферии Шиликтинской долины. В целом Зайсанской котловины и предгорий Тарбагатая, вызывающих большой интерес не только в среде ученых и специалистов.

Копаем глубже

По мнению археолога с мировым именем, до сих пор о происхождении ранней сакской культуры им ничего не было известно. Откуда она берет начало, каким образом пришла сюда Шиликтинская культура? Чтобы ответить на животрепещущие вопросы, экспедиция археологов нынче начала раскопки в предгорьях Саура. Они проводятся на территории Айнабулакского сельского округа, имеющего многочисленные свидетельства и памятники истории.

– Всего мы запаспортизировали, как говорится, более 500 отдельных памятников и одновременно проводили раскопки на четырех курганах, – продолжает профессор. – Вначале они не отличались от сакских или ранних сакских памятников истории. Однако позднее, в процессе раскопок мы обнаружили, что это вовсе не сакского, а более раннего периода.

Возникает вопрос, по каким важнейшим признакам делаются такие предположения? Абдеш Толеубаев, в свою очередь, приводит несколько аргументов, о которых надо рассказать читателям «Рудного Алтая» чуть поподробнее.

По его словам, памятники Афанасьевской культуры, во-первых, располагаются обычно в предгорьях, на склонах гор. В большинстве своем подобные памятники представляют собой земляные курганы. Над ними еще есть каменные наброски, под которыми обычно обнаруживаются каменные ограды. Внутри них, как правило, встречаются захоронения. Об их особенностях маститый археолог говорит с увлечением и глубоким знанием предмета продолжающегося разговора.

В те времена останки человека в захоронении обычно размещали в положении лежащего на спине. Здесь нет ничего удивительного, казалось бы. Важное тут в другом.

– Хоронили его головой на запад, юго-запад и с приподнятыми ногами в коленях, – подчеркивает Абдеш Толеубаев. – То есть точно такой обряд захоронения мы обнаружили в Айнабулаке, а также здесь, в одном из курганов неподалеку от села Улкен Каратал.

По его информации, у представителей Афанасьевской культуры определенная часть останков обязательно засыпается охрой. Это своебразный мировоззренческий ритуал, который означает, что человек продолжает жить. Красная охра является как бы символом жизни.

Другие признаки

Археолог в последующем также отмечает, что в Афанасьевских могильниках обязательным атрибутом являются вазочки-курительницы. В других памятниках истории и культуры они не встречаются. Поскольку предназначались только для ритуалов, в других целях не использовались. Именно такая ваза и обнаружена в исследуемом кургане, что находится в Зайсанском районе.

Кроме того, в захоронениях Афанасьевской культуры обычно встречаются медные обоюдоострые ножи. Точно такой артефакт найден в ходе Айнабулакских раскопок.

В качестве дополнительного аргумента приводится обнаружение каменных орудий труда. В то время они еще продолжали широко использоваться. Вот такие важные признаки Афанасьевской культуры найдены в курганах, на которых работали члены археологической экспедиции.

– В Айнабулакском сельском округе исследуемые курганы мы уже закрыли, – сообщает профессор. – Показ поэтому проводим сегодня здесь, на примере кургана, находящегося в Караталском сельском округе. Вообще Афанасьевская культура считается энеолитической. Она впервые открыта в Хакассии неподалеку от Абакана (Российская Федерация). От названия соответствующей местности потом все и пошло. По названию первого памятника получено позднее определение Афанасьевской культуры. Это энеолитическая медно-каменная культура.

То есть начало металлической эры еще тогда, на территории уже современного Казахстана и всей Евразии. Хронологические рамки культуры: XXV-XVIII века до нашей эры. То есть примерно 4,5 тысячи лет тому назад. Это нижняя дата. Верхней датой является XVIII век. Иными словами, 3800 лет тому назад.

Археолог обращает наше внимание на положение ног погребенного человека в захоронении. Они завалились в одну сторону под отчетливо видным углом. Сразу можно определить, что нижние конечности скорчены в коленях.

Объекты для изучения

Собеседник сообщает, что сейчас вместе с коллегами взято много материалов для анализа. Будут произведены радиокарбонные, дендрохронологические и другие виды исследований. По антропологическим признакам, в частности по зубам, можно определить уже более точное время захоронения усопшего, сооружения самого кургана.

На территории Айнабулакского и Караталского сельского округов археологическая экспедиция работает уже около 65 дней. В ее составе трудятся преподаватели, магистранты, студенты разных университетов страны. Костяк составляют ученые и студенты КазНУ имени аль-Фараби. Им помогают представители университетов имени Джансугурова из Талдыкоргана, ВКГУ имени С. Аманжолова, университета имени Шакарима из Семея, будущие геодезисты и другие энтузиасты. В общей сложности раскопки в Зайсанском районе ведутся на протяжении последних 14 лет.

Помогают ли в поисках прогнозы ученых?

– Конечно, интуиция и прогнозы основываются на нашем опыте и наших знаниях, – признается Абдеш Толеубаев. – Мы уже предполагали, что возможно будут найдены ранние скифские и ранние сакские памятники. Но, нет! Оказалось, что Афанасьевские. Они в основном отличаются во внутренней структуре. В сопровождающем инвентаре. Ранее имелись отдельные признаки. Каменные кольцевые ограды. Они обычно встречаются в ранних сакских памятниках. Пока не дошли до артефактов, не установили обряд захоронения, мы еще не могли все точно сказать.

В следующем году архео-логи расширят раскопки на Афанасьевских могильниках. Это интересная тема и факт, новое слово, можно сказать, в казахстанской археологии.

– Прежде наш наставник Абдыманап Медеуович Оразбаев открыл на территории Катон-Карагайского района, в местности Черновая, один или два кургана, очень схожие с памятниками Афанасьевской культуры, – вспоминает археолог. – Однако тогда он не был до конца убежден, потому что артефактов доказательных имелось мало. Сейчас мы здесь уже по 12 признакам определили, что они относятся к тому периоду.

Профессор показывает круглодонную керамическую посуду типа вазы с елочно-гребенчатым орнаментом. По его словам, это явный признак Афанасьевской культуры. Медные ножи и украшения. Тогда еще не было бронзы, тем более железа. Вазочка-курительница тоже сделана из керамики, по своей форме при взгляде со стороны она напоминает нечто, имеющее звериный стиль и образ.

Еще одна находка

В нынешнем сезоне работа идет к концу. Раскопаны и изучены в двух разных местах четыре и три кургана. В общей сложности их получается семь. Причем, в седьмом по счету сделано еще одно интересное открытие. Впервые в Восточно-Казахстанской области, в частности на территории Зай-санского района, обнаружено захоронение, характерное по ряду признаков для представителей племени уйсун. В общем потоке истории они относятся к одному из периодов позднее саков.

– Уйсунские захоронения обычно имеют своебразный подбой, человека укладывают в нишу головой на запад, – поясняет Абдеш Толеубаев. – Рядом с ним обычно кладут железный нож, а также некоторые кости животных. Они как раз обнаружены здесь. Вообще об их присутствии в предгорьях Тарбагатая (на территории Зайсанского и Тарбагатайского районов) я высказывал предположение еще несколько лет тому назад. Однако многие ученые, которые определили северо-восточную границу уйсуней по линии Балхаш – Иссык-Куль, не хотели со мной соглашаться.

По твердому убеждению авторитетного профессора археологические исследования нынешнего года доказали присутствие здесь уйсунских памятников.

– Сейчас мы по китайским источникам получили точные сведения, что уйсуни где-то во втором веке до нашей эры жили на территории Черного Иртыша, – сказал Абдеш Толеубаев. – То есть обитали в предгорьях Тарбагатая.

Общеизвестно, что история, как и любая другая сфера науки, на веру ничего не принимает. Нужны неоспоримые доказательства. В этом отношении для археологов истина всегда является предметной. Ученым предстоит глубокий анализ, изучение найденных артефактов, чтобы сделать окончательные научные выводы. Возможно, мы станем свидетелями очередных сенсаций. Время покажет.

Меир Токобаев
Фото Виталия Иванова

Зайсанский район

Еще новости

Back to top button