Большое искусство
В Восточно-Казахстанском музее искусств проходит выставка Василия Билькова «10х15. Времена года».
Линия, форма, цвет и свет – универсальные изобразительные средства коммуникации. Говорят, что появились они в незапамятные времена, задолго до всех вербальных цивилизаций. Дети, индивидуально повторяя развитие социума, понимают язык рисунка раньше, чем начинают говорить. Уже только поэтому стоит сохранить искусство рисования, эту восхитительную моторику связи объекта, человеческого разума, глаза и рождающегося при этом образа. Здесь всё имеет значение. Свойства материала, любимого художником (кому-то – вязкая глина, кому-то бучарда и камень), настроение автора, размеры пространства, в котором он мыслит и создает свою модель. В любом виде искусства зрителя поражает прежде всего контраст. Это чувствует каждый, кто приходит в Музей искусств на выставку Василия Билькова, которую он назвал «10х15. Времена года». Рисунки, оформленные опытной рукой профессионального художника и архитектора в изысканных серых паспарту с красными визитками, за стеклом надо осматривать неспешно, не в одиночестве, но индивидуально.
В каждой картинке размером не более ладони, как в ЗD-формате, открывается для вас новое пространство. Иногда это лирический пейзаж окрестностей и видов Усть-Каменогорска, иногда – головокружительные панорамы с мельчайше проработанными деталями по методу знаменитого нидерландского художника Питера Брейгеля. Вопреки правилам академической перспективы дальние планы брейгелевских «Охотников на снегу» прописаны так же детально, как ближние первые, при этом не теряется иллюзия глубины пространства.
Такой метод, в отличие от популярного сейчас обобщенного письма, дает возможность законсервировать в формате картины огромный объём информации. В нашем регионе так работал только Габдулмади Меркасимов. В коллекции музея хранится его картина «Вид на район Стройплощадки», в которой сочетание жанров натюрморта и панорамного пейзажа с любовно-дотошным отношением к деталям дает неповторимый, ошеломляющий эффект реальности.
Такое «кино» Билькова в формате 10х15 приобретает еще большую ценность, если учесть, что большинство наших современников, живущих в симбиозе с гаджетами, уже хорошо испортили себе даже не зрение, а все нейросвязи, позволяющие видеть объем на плоскости листа. Скалистая вершина горы, заросшая травой, на которой, очевидно, расположился художник, вершины гор среднего плана с хвойными деревьями, каменистая наброска справа, извилистые берега Аюды, маленькие домики у воды (один из которых – с красной крышей), дальние горы в туманной перспективной дымке, облака – это только то, что бросается в глаза с первого взгляда на одном из форматов. Наверное, плохо, что каждому из своих маленьких шедевров Василий Бильков не дал названия. Музейные сотрудники порадовались, что не требуется этикетаж на трех языках, поэтому вам придется отыскать эту работу среди других сорока девяти, выставленных в Малом зале музея.
Искусствоведу, наверное, захочется терминологической точности. Что это? Живопись или графика – определить трудно. Первоначально автор планировал не смущать специалистов и назвать выставку «Что может карандаш», потому что техника действительно абсолютно графическая. Можно представить где, как и когда работал художник. Здесь была не мастерская живописца, заляпанная красками, пропахшая уайт-спиритом. Сюжеты, видно невооруженным глазом, пленэрные, городские, окончательно доработаны в тишине под уютным светом домашней лампы. И моторика их совершенно другая. В формате 10х15 не может осуществиться размашистый мазок кистью. Здесь живут осторожные аккуратные штрихи цветного карандаша. Однако живому цвету и свету, обилию воздуха в этих работах позавидует любой живописец. Миниатюра – редкий гость в музейных экспозициях. Способ передачи информации-эмоции, заключенной в ней, совсем иной, не такой как у большеформатных полотен. Принято считать, что пластическое искусство предлагает нам образ сиюминутного состояния пространства. Здесь нечто иное – покушение на категорию времени, наблюдения, которые похожи на репортаж о пейзажных впечатлениях,
растянувшихся на целый год. Это взгляд свидетеля, который видит, как меняется городской ландшафт. А так как свидетель профессиональный архитектор, пейзажи его автоматически приобретают историческую ценность. Архитектурные ландшафты уходят с поверхности земли, как природа и её обитатели. Архитектору хочется сохранить облик родного города. Выставка «10х15» призывает нас к этому.
Как и где рождается Большое искусство, наверняка знает только один Всевышний. Большая картина – это всегда симптом амбиций заказчика или художника. В данном случае автору было вполне достаточно пространства маленького бумажного листа, потому что заказчика у этих произведений нет. А мятежный дух художника может выражать себя и в малых формах.
В архитектуре есть такое понятие, как «градообразующий фактор». Обычно это какие-либо природные ресурсы или главное промышленное предприятие, которые стимулируют развитие всех структур города. Для Василия Билькова сама архитектура стала таким «жизнеобразующим фактором». Архитектура – царица пластических искусств, определяет практически все сферы творческой, личной и общественной жизни этого человека. Главный признак принадлежности к профессии архитектора – умение мыслить пространственными категориями, видеть панорамы, ландшафты земли с высоты птичьего полета, чувствовать силу гравитации в любом материале и конструкции. В удивительной семье Бильковых все её члены воспринимают мир именно так. Супруга художника Людмила Александровна – специалист в промышленном строительстве, дизайнер одежды, руководитель театра моды «Шанс». Его сыновья и ближайшие родственники также работают в области архитектуры и дизайна.
Истоки такого творческого союза имеют начало в детстве. Василий Витальевич родился в 1953 году в городе Алма-Ате. Мыслить пластическими образами его научил отец – участник и лауреат множества международных фотоконкурсов, по праву считающийся одним из основоположников художественной фотографии в Казахстане. Там, в Алма-Ате, была первая изостудия в Доме пионеров, потом – студенческие годы в Усть-Каменогорском строительно-дорожном институте.
Бильков имел счастье учиться у таких мастеров, как Леонид Агейкин и Валерий Раппопорт. Потом были аспирантура в Центральном институте жилища в Москве, преподавательская деятельность на кафедрах архитектуры и дизайна в вузах и детской художественной школе. И все эти годы – бесконечные проекты, макеты, живопись, графика дома и на работе.
И вдруг… Из мира больших пространств и объемов человек уходит в формат 10х15? Почему? Сейчас очевидно одно: человек этот преодолел в себе большие расстояния, чтобы выйти к людям с новыми идеями и желанием обсудить их.
Архитекторы создают облик пространства для современников и будущих поколений. Общество доверяет им. Они чувствуют себя ответственными за эту каменную летопись, которая, очевидно, переживёт многие книги, флешки и диски. Все мы – патриоты своего родного города. Эта ответственность профессионала и патриота – одна из главных причин выставки. Работает она до 10 июня 2019 года. Приглашаем всех, кто любит Большое искусство, свой город, архитектуру и рисование!
специалист экспозиционно-выставочного сектора Восточно-Казахстанского музея искусств
Фото Виктора Коржа