Общество

А нам летать охота…

А нам летать охота…

Последние две недели одной из самых горячо обсуждаемых тем стал скандал вокруг отечественного авиаперевозчика Air Astana. Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики возбудил дело об административном правонарушении в отношении авиакомпании. Специалисты утверждают, что с момента отмены ценового регулирования стоимости авиабилетов «средний чек» на полеты для казахстанцев вырос на 30-40, а по некоторым направлениям и вовсе на 70 процентов.

В свою очередь представители авиакомпании не согласны с таким решением, поскольку считают, что процесс тарифообразования совершенно прозрачен и цены на билеты повысились не более чем на 22 процента по внутренним направлениям. Вызвано это девальвацией тенге, а также решением антимонопольного комитета об отмене регулирования стоимости авиабилетов. Получается какой-то замкнутый круг: вначале орган по регулированию естественных монополий отпускает цены в свободное плавание, а потом начинает «предъявлять» авиаперевозчику претензии, потому что он повышает стоимость услуг. И ситуация вокруг Air Astana далеко не единственный пример. Вспомнить хотя бы ситуацию на бензиновом рынке, когда вначале антимонопольный комитет отменил предельные цены на определенные марки топлива, а потом обвинил поставщиков в ценовом сговоре и создании искусственного дефицита. Вопрос в другом. Почему от подобных действий страдают рядовые казахстанцы, которым с каждым годом становится все дороже летать не только за пределы Казахстана, но и внутри страны?

Монополия поневоле

Строго говоря, авиакомпанию Air Astana нельзя назвать монополистом на перевозки внутри Казахстана. Кроме нее в республике летают еще SCAT и Bek Air. И надо отметить, что цены на перелеты, предположим, из Усть-Каменогорска в Астану или Алматы у них существенно ниже, чем у главного авиаперевозчика страны.

Мы поинтересовались у директора одного из туристических агентств в областном центре, кого люди выбирают чаще для перемещения по республике.

– В основном, конечно, пассажиры выбирают авиакомпании с более низкими тарифами, – рассказал Денис Кочнев. – Особенно те, кому по долгу службы или по семейным обстоятельствам приходится летать часто. И здесь Air Astana явно проигрывает, поскольку объективно у них самые высокие цены на авиабилеты. Жители Усть-Каменогорска, как говорится, голосуют рублем, и голос этот явно не в пользу Air Astana. Со своей стороны могу добавить, что эта авиакомпания порой не оставляет людям выбора. Поскольку между некоторыми городами Казахстана курсируют только ее самолеты.

А вот если речь заходит о международных перелетах, то здесь ситуация выглядит несколько иначе. И вот почему. Такие авиакомпании, как SCAT и Bek Air, не стремятся развивать свою сеть перелетов между странами. У последней вообще нет международных направлений, а у «Ската» перечень городов вне Казахстана, куда летают их самолеты, в разы меньше, чем у Air Astana. А это значит, что, если человеку нужно улететь из Алматы в Ташкент или Дубай, он должен воспользоваться либо чартером, на которые зачастую нет билетов в свободной продаже, либо услугами тех, кого называют главным авиаперевозчиком страны.

– Здесь возникает интересная ситуация, – говорит Денис Кочнев. – Air Astana как бы становится монополистом, но не по своей вине.

Авиакомпания не несет ответственности за то, что другие перевозчики не хотят открывать для себя новые направления. Одним из самых популярных направлений в этом году является Тбилиси. Туда летают регулярные рейсы авиакомпании SCAT, у пассажиров есть выбор. А вот если речь заходит о других городах… То выбора уже не остается. Но это только если говорить о казахстанских перевозчиках. На «небесном рынке» свои услуги предоставляет множество иностранных авиакомпаний как из ближнего, так и из дальнего зарубежья. Потребитель сам выбирает, кому отдать свое предпочтение и деньги.

Есть еще один момент, связанный с деятельностью авиакомпании Air Astana. Цены на билеты, указанные на официальном сайте, зачастую отличаются от их стоимости в кассах. Как пояснил Денис Кочнев, это часто используемая уловка – вначале показать одну цифру, а позже озвучить совершенно другую, мотивировав это тем, что пока пассажир ехал, к примеру, из дома до авиакассы, дешевые билеты уже закончились.

Полет нормальный?

Не так давно, будучи в отпуске, я решила слетать к Каспийскому морю. Воспользовалась услугами авиакомпании Air Astana. Самолет, следующий рейсом Алматы – Актау, должен был взлететь ровно в полночь. Однако ни в 00.20, ни в 00.40 лайнер не поднялся в воздух. При этом пассажирам никто не посчитал нужным объяснить, почему мы до сих пор стоим, хотя уже должны были набрать высоту. Через 45 минут ожидания улыбчивая стюардесса сообщила, что нам следует пройти в зал вылета алматинского аэропорта, где, по логике, пассажирам можно было пояснить причины задержки рейса. Однако в зале нас встретило лишь световое табло, которое сухо сообщало, что вылет откладывается до двух часов ночи. Честно говоря, когда самолет наконец-то взлетел, мне, да и многим другим пассажирам, было не по себе. К слову, извинений от представителей авиакомпании мы так и не услышали. Лишь дежурное «спасибо, что выбрали Air Astana».

И если бы мой случай был единичным, все легко можно было бы списать на какую-то форс-мажорную ситуацию. Пожать плечами и подумать: ну, всякое бывает. Но есть цифры, которые озвучивает транспортная прокуратура РК, и они доказывают, что задержка рейса – это, скорее, тенденция, чем исключение из правил.

Только за два года контролирующий орган насчитал у отечественных авиаперевозчиков более девяти тысяч (!!!) задержек рейсов. Не нужно быть математиком, чтобы понять – это означает, что каждый день вовремя не поднимались в воздух 12 самолетов.

– Действительно, ситуация такова, что задержки рейсов случаются регулярно, – говорит Денис Кочнев. – Особенно «популярно» это у авиакомпании SCAT – там такие случаи уже стали притчей во языцех. Буквально недавно одному из наших клиентов рейс не просто задержали, а перенесли. Причем деньги за билет вернули на банковскую карту только через пять дней. А еще нередки случаи утери багажа, невозврата денег и плохого обслуживания на борту. Обо всех фактах мы узнаем из первых уст, поскольку часто претензии клиентов приходится выслушивать именно нам.

Понятно, что если вы не летите транзитом, то вылет не вовремя может вызвать у вас лишь раздражение. А вот если стыковка между рейсами маленькая, как было опять же у меня, когда я летела обратно из Актау в Алматы и из южной столицы в Усть-Каменогорск… Оставалось только надеяться на то, что все будет нормально, и я успею с самолета на самолет. А ведь кто-то может не возвращаться из отпуска, а лететь на важное мероприятие или, к примеру, на операцию. Кто тогда будет возмещать ущерб, причиненный в результате опоздания? Вопрос остается открытым. Потому что сотрудники авиакомпании пока не хотят даже объяснить пассажирам причину задержки рейса.

Платите и летите

В 2016 году авиабилеты в Казахстане подорожали на 40 процентов. По словам начальника управления по надзору за законностью в социально-экономической сфере Главной транспортной прокуратуры РК Алмаса Аманова, по отдельным маршрутам стоимость билетов возросла до 77 процентов. Это касается не только авиакомпании Air Astana, но и других «небесных перевозчиков».

– Комитет начал антимонопольное расследование в отношении компании «Эйр Астана», – заявил министр национальной экономики Куандык Бишимбаев. – Если будут выявлены факты недобросовестной конкуренции или факты завышения цен, то мы примем меры.

Кроме того, комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции заявил, что проверяющих попросту не пустили в офис компании. А это, разу-меется, рождает подозрения. Между тем президент авиакомпании Питер Фостер в интервью республиканским СМИ заявил, что представители антимонопольного ведомства находились в офисе «Эйр Астаны» 20 сентября и 3 октября 2016 года.

– Если есть факт сговора между авиакомпаниями или фиксирование уровня тарифов, со своей стороны могу заверить, что в «Эйр Астане» никто такими действиями не занимался, – прокомментировал ситуацию Питер Фостер. – У нас есть четкие правила по соблюдению законодательства и нет никаких нарушений. Наша авиакомпания осуществляет свою деятельность открыто и прозрачно.

Авиакомпания обратилась в Генеральную прокуратуру РК, чтобы прекратить нарушения своих законных прав.

Очевидно, что прежде, чем компетентные органы докопаются до истины, пройдет время. А до выяснения причин такого роста цен на авиабилеты, а также установления или неустановления фактов ценового сговора или недобросовестной конкуренции пассажирам остается только надеяться, что их деньги действительно уходят на то, чтобы полеты были безопасными и комфортными. И продолжать покупать билеты по тем ценам, которые уже больше года (регулирование стоимости отменили 5 октября 2015 года – прим. авт.) устанавливают сами авиаперевозчики. Иными словами: платить и лететь. Или выбирать другой вид транспорта, чтобы попасть из точки А в точку Б.

Серафима Березовская

Еще новости

Back to top button