В археологическом комплексе Ак Баур Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-
заповедника, в рамках празднования Международного дня музеев, прошла экскурсия «Древнее святилище Ак Баур, как компонент культурного ландшафта».
Как многим известно, в 20 километрах от Усть-Каменогорска, буквально в двух шагах от Самарской трассы, находится уникальный памятник культуры эпохи неолита – Ак Баур, называемый также казахстанским Стоунхенджем. Проходят годы, но паломничество к древнему святилищу не иссякает, притягивая к себе все новых и новых посетителей. В этот раз в составе экскурсантов – краеведы, сотрудники музеев, студенты колледжей и вузов Усть-Каменогорска.
– Святилище Ак Баур относится к естественно саморазвивающемуся типу культурных ландшафтов, – говорит гид экскурсии, заведующая отделом комплекса «Ак Баур» Галина Петинева. – Несколько лет назад комплекс, на территории которого расположены многочисленные исторические памятники, передали в ведение музея-заповедника. Его сразу же взяли под охрану, огородили, чтобы предотвратить стихийное замусоривание.
Как рассказала Галина Геннадьевна, Ак Баур возник в природной среде, присущей степной зоне с многочисленными речками и родниками. Места эти удобны для проживания человека. Считается, что первые поселенцы появились здесь в V-VII веках до нашей эры. Единственное свидетельство подтверждения этой даты грот «Ак Баур» (в переводе с казахского – белая печень) с наскальными рисунками, выполненными охрой в эпоху неолита. Выявлены на территории святилища и захоронения эпохи бронзы, курганы раннего железного века и наскальные рисунки.
– Люди продолжают здесь жить, – говорит гид. – И памятники нужно охранять, потому что в этом районе активно ведется хозяйственная деятельность, – рядом с комплексом проходит дорога, протянута линия электропередач.
Молоко кобылицы
Чтобы показать, как справлялись со своим хозяйством жившие здесь в давние времена люди, организаторы мероприятия воссоздали небольшой кусочек ландшафта, характерного именно для кочевого скотоводства. На большой поляне установили белую юрту, неподалеку привязали домашних животных – корову с теленком, лошадь с жеребенком и козу с козлятами.
Лошадь для кочевника всегда была другом и помощником в хозяйстве. Кроме того, она давала мясо, молоко, волос для изготовления арканов. В течение веков приобрела свой законченный вид и конная упряжь. Ее элементы – уздечка, украшенная накладными бляхами, седло, стремена – были выставлены на обозрение прямо возле юрты.
Участникам экскурсии наглядно продемонстрировали, как надо доить кобылу. Оказалось, это не так-то просто. Животное, как правило, нервничает и успокоить его сложно. Поэтому доить нужно очень быстро, в течение одной-двух минут. За одно доение кобыла дает около литра молока.
Кроме лошадей кочевники разводили и мелкий рогатый скот, в основном, мясных курдючных и тонкошерстных овец, а также коз. Держали одно- и двугорбых верблюдов, коров.
После осмотра домашнего хозяйства экскурсантов пригласили в юрту, где щедро угостили кумысом с баурсаками.
Род Сагынбая и Сагыра
Недалеко от входа в святилище Галина Петинева показала участникам экскурсии могильное поле. Это небольшой участок с торчащими белыми камнями. К могильнику примыкают остатки фундамента поселения, где была найдена битая фаянсовая посуда конца XIX века. Сотрудники отдела археологии, прибегнув к помощи местных жителей, проживающих ныне в селе Сагыр, провели расследование – что это за посуда, кому она могла принадлежать в прошлом. Как оказалось, в конце XIX – начале XX веков земля у подножия горы Коржинбай принадлежала роду Сагынбая.
– Вообще здесь жили племена найманов Карашыги и Кудайназара, – уточнила Галина Петенева. – Именно к этому родоплеменному объединению относился Сагынбай со своей семьей. Он был достаточно зажиточным человеком. По архивным источникам, в хозяйстве у него насчитывалось около 600 коней, 1000 голов мелкого рогатого скота, 30 коров, несколько верблюдов. Если в XIX веке они жили в юртах, то в XX веке здесь стали строить стационарные жилища. Вот на этом месте и возник поселок из 15 дворов, в которых селились родственники Сагынбая.
Что касается территории Сагыра, которая тоже является частью святилища, то там располагались родовые угодья другого бая по имени Сагыр. Он владел речкой Сагыркой и родниками к востоку от села, был влиятельным бием – мировым судьей. Его табуны насчитывали до 800 лошадей. Разводил он также коров и овец. Это было крепкое хозяйство.
Начиная с 1896 года в долину речки Сагырки переселяют русских крестьян из Сибирской губернии. В 1898 году там обосновались 200 человек, построив 65 домов. Это сразу отразилось на ландшафте святилища. Возникло село с улицами, огородами, мельницами. Многие пастбища распахали и засеяли. Таким образом, каждый хронологический срез накладывал на святилище свой отпечаток.
Астрономические и ритуальные следы
Все в Ак Бауре переплетено воедино. Вот огромный каменный монолит, который подвергался интенсивной огненной обработке. По этому поводу очень много версий, одни говорят, что здесь совершались обряды, связанные с огнем, другие – что это плавильная печь. Кстати, одно не исключает другое. Ведь место святилища находится в Калбинском нагорье, второе название которого – Золотая Калба. Издревле мелкие речушки здесь считались золотоносными, и люди вполне могли плавить золото в чашевидных выемках на камне.
Наиболее известным местом в Ак Бауре считается площадка с нанесенной разметкой солнечных часов – «астрономическая лаборатория» с сохранившимися гранитными плитами, несущими на себе информацию астрологической сетки с правильным изображением созвездия Белой (Большой) Медведицы. По мнению ученых, люди неолита и бронзового века наблюдали Солнце и Луну.
Краевед-любитель Николай Топольняк снял четыре фильма об Ак Бауре. Он принципиально не фиксировал в них наскальные рисунки. У него своя гипотеза относительно того, что же такое Ак Баур.
– Это огромная обсерватория, с помощью которой человек высчитывал движение небесных светил, наблюдал за звездами и обладал уникальными знаниями о Вселенной, – говорит Николай Топольняк. – Если внимательно посмотреть на камни и сравнить их с другими останками, то можно убедиться, что этим расщелинам тысячи лет, но природа уже завуалировала следы деятельности человека. А созданы они только для того, чтобы фиксировать солнечный луч на мегалитической стене. Это огромный прибор, который позволял исчислять время с точностью до одних суток.
Если одни исследователи считают, что Ак Баур – самая настоящая древняя обсерватория, то другие склонны относить его к ритуальным площадкам. Кто из них прав – трудно сказать. Как говорится, сколько людей, столько и мнений.
Уши Ак Баура
Погода способствовала нашей экскурсии. Солнечный день, легкий ветерок, запах полыни и чабреца кружил голову горожан. Даже прозрачный воздух казался «вкусным», и голос экскурсовода звучал звонко и проникновенно.
– Составляющим любого культурного ландшафта всегда были природные звуки, характерные для той или иной местности, и те, которые привносим в нее мы сами, – говорит Галина Геннадьевна. – Если умолкнуть хотя бы на миг, можно услышать вокруг шелест трав, шум ветра, песню птиц и ковыля, только надо уметь все это видеть и слушать. Есть здесь одно место – «Уши Ак Баура», где слова, сказанные тихим голосом, разносятся по всей округе.
Именно на этом самом месте и состоялся импровизированный концерт самодеятельных артистов Жунуса Мергалы из села Айтыкова (Бестерек) и Ергазы Асылбаева из Сагыра (Ленинки). Их звонкие голоса звучали, словно в концертном зале. Акустика была превосходной, звуки усиливались ветром, и слушать музыку можно было повсюду.
Последним этапом путешествия в прошлое стал осмотр полукруглого пространства грота, накрытого каменной плитой с отверстием в нем в форме сердца. Его возраст несколько тысяч лет. Не каждый регион в нашей стране может похвастаться такими природными раритетами. До наших дней в гроте сохранилось около 80 рисунков: несколько изображений человека, горный козел, рисунки жилищ и повозок, разнообразные символы и знаки. Рисунки нанесены на восточную стенку грота охрой.
В нем можно загадать любое желание, но каким бы оно ни было, каждый уезжает домой со своим Ак Бауром. И в памяти нашей после таких прикосновений к прошлому очевидным остается лишь одно утверждение – как бы человек ни старался изменить мир, незыблема в нем лишь одна вещь – окружающая нас природа.
Антонина Гаврилова
Уланский район