Общество

Здесь время замедляет ход

Здесь время замедляет ход

Часы в виде кулона, браслета, фонаря, книжки и даже зажигалки – это и многое другое можно было увидеть на выставке «Тик-так», организованной работниками краеведческого общества «Прииртышье» в Семее.

Школьники Семея не впервые в гостях у краеведов. На этот раз вниманию ребят было представлено около ста экземпляров самых разнообразных часов.

– Каждая выставка преследует вполне определенную цель: показывая ребятам те или иные предметы – фарфоровые статуэтки, светильники или, как сегодня, часовые механизмы, мы делаем акцент на том, что все они собраны в нашем родном городе, – говорит член краеведческого общества «Прииртышье» Павел Жуков. – Казалось бы, привычные в своей повседневности вещи не представляют особого интереса. Однако, если взглянуть на них под другим углом, открывается огромный удивительный мир, новые знания и, в конечном итоге, любовь к родной стороне.

Не только дети, но и взрослые посетители выставки с удивлением узнали, что первые часы изобрели более 5,5 тысячи лет назад в Египте. Это были солнечные часы, самые знаменитые из которых до сих можно увидеть на одной из площадей Рима. В течение трех тысяч лет человечество пользовалось водяными часами. Они были широко распространены в Древней Греции, Египте, Риме, на Востоке, в том числе в Китае. Именно отсюда и произошли такие выражения, как «время течет» или «время протекает».

– Также в глубокой древности использовались и так называемые огненные часы, – продолжает рассказ Ольга Исаева. – Самые простейшие из них представляли собой обычную большую свечу, на восковой части которой нанесены специальные отметины, отмеряющие определенное время. А на фитиль свечи прикреплялся металлический шарик, который после полного ее сгорания, падал в чашку и тем самым служил свое-
образным будильником.

С историей возникновения еще одних интересных часов ребята могли познакомиться, глядя на привычные песочные часы, которые до сих пор применяют медики. Оказывается, далеко не каждый песок можно в них использовать. В древности в качестве этой сыпучей субстанции применяли мелко перемолотый черный мрамор, который после просеивания через мелкое сито кипятили в вине и только после просушки закладывали в стеклянные колбы.

И все же нашим современникам ближе и понятнее часы механические и электронные. На выставке можно было увидеть знаменитые часы с кукушкой, настенные часы с боем и множество вариантов самых разных будильников. Есть здесь и любопытные часы. К примеру, из Германии Павел Жуков привез наручные часы с четырьмя отдельными циферблатами. Два из них отмеряют время в разных часовых поясах, третий измеряет температуру воздуха, а четвертый представляет собой компас.

Большая редкость сегодня – карманные часы. Так, всего 20 экземпляров наградных часов изготовлены для поощрения лучших представителей противопожарной охраны ВКО. Именно такими часами, украшенными Гербом Казахстана с одной стороны, пожарной машиной и фигурой пожарного – с другой, отмечен ветеран противопожарной службы Семея Александр Рыков. Прекрасные карманные часы с инкрустацией ему вручали от имени Президента Казахстана в честь 65-летия Великой Победы.

Девочкам очень понравились часы, выполненные в виде женских украшений: кулонов, браслетов, колец. Кстати, мужские часы тоже нередко представляют собой изящные аксессуары, исполненные в виде зажигалки или браслета. Коллекция настольных часов, собранных краеведами Семея, может украсить интерьер в доме. К ним относятся часы-парусник, часы со слонами, каминные часы.

Екатерина Гуляева

Фото автора

Семей

Еще новости

Культура

Здесь время замедляет ход

Здесь время замедляет ход

В археологическом комплексе Ак Баур Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-
заповедника, в рамках празднования Международного дня музеев, прошла экскурсия «Древнее святилище Ак Баур, как компонент культурного ландшафта».

Как многим известно, в 20 километрах от Усть-Каменогорска, буквально в двух шагах от Самарской трассы, находится уникальный памятник культуры эпохи неолита – Ак Баур, называемый также казахстанским Стоунхенджем. Проходят годы, но паломничество к древнему святилищу не иссякает, притягивая к себе все новых и новых посетителей. В этот раз в составе экскурсантов – краеведы, сотрудники музеев, студенты колледжей и вузов Усть-Каменогорска.

– Святилище Ак Баур относится к естественно саморазвивающемуся типу культурных ландшафтов, – говорит гид экскурсии, заведующая отделом комплекса «Ак Баур» Галина Петинева. – Несколько лет назад комплекс, на территории которого расположены многочисленные исторические памятники, передали в ведение музея-заповедника. Его сразу же взяли под охрану, огородили, чтобы предотвратить стихийное замусоривание.

Как рассказала Галина Геннадьевна, Ак Баур возник в природной среде, присущей степной зоне с многочисленными речками и родниками. Места эти удобны для проживания человека. Считается, что первые поселенцы появились здесь в V-VII веках до нашей эры. Единственное свидетельство подтверждения этой даты грот «Ак Баур» (в переводе с казахского – белая печень) с наскальными рисунками, выполненными охрой в эпоху неолита. Выявлены на территории святилища и захоронения эпохи бронзы, курганы раннего железного века и наскальные рисунки.

– Люди продолжают здесь жить, – говорит гид. – И памятники нужно охранять, потому что в этом районе активно ведется хозяйственная деятельность, – рядом с комплексом проходит дорога, протянута линия электропередач.

Молоко кобылицы

Чтобы показать, как справлялись со своим хозяйством жившие здесь в давние времена люди, организаторы мероприятия воссоздали небольшой кусочек ландшафта, характерного именно для кочевого скотоводства. На большой поляне установили белую юрту, неподалеку привязали домашних животных – корову с теленком, лошадь с жеребенком и козу с козлятами.

Лошадь для кочевника всегда была другом и помощником в хозяйстве. Кроме того, она давала мясо, молоко, волос для изготовления арканов. В течение веков приобрела свой законченный вид и конная упряжь. Ее элементы – уздечка, украшенная накладными бляхами, седло, стремена – были выставлены на обозрение прямо возле юрты.

Участникам экскурсии наглядно продемонстрировали, как надо доить кобылу. Оказалось, это не так-то просто. Животное, как правило, нервничает и успокоить его сложно. Поэтому доить нужно очень быстро, в течение одной-двух минут. За одно доение кобыла дает около литра молока.

Кроме лошадей кочевники разводили и мелкий рогатый скот, в основном, мясных курдючных и тонкошерстных овец, а также коз. Держали одно- и двугорбых верблюдов, коров.

После осмотра домашнего хозяйства экскурсантов пригласили в юрту, где щедро угостили кумысом с баурсаками.

Род Сагынбая и Сагыра

Недалеко от входа в святилище Галина Петинева показала участникам экскурсии могильное поле. Это небольшой участок с торчащими белыми камнями. К могильнику примыкают остатки фундамента поселения, где была найдена битая фаянсовая посуда конца XIX века. Сотрудники отдела археологии, прибегнув к помощи местных жителей, проживающих ныне в селе Сагыр, провели расследование – что это за посуда, кому она могла принадлежать в прошлом. Как оказалось, в конце XIX – начале XX веков земля у подножия горы Коржинбай принадлежала роду Сагынбая.

– Вообще здесь жили племена найманов Карашыги и Кудайназара, – уточнила Галина Петенева. – Именно к этому родоплеменному объединению относился Сагынбай со своей семьей. Он был достаточно зажиточным человеком. По архивным источникам, в хозяйстве у него насчитывалось около 600 коней, 1000 голов мелкого рогатого скота, 30 коров, несколько верблюдов. Если в XIX веке они жили в юртах, то в XX веке здесь стали строить стационарные жилища. Вот на этом месте и возник поселок из 15 дворов, в которых селились родственники Сагынбая.

Что касается территории Сагыра, которая тоже является частью святилища, то там располагались родовые угодья другого бая по имени Сагыр. Он владел речкой Сагыркой и родниками к востоку от села, был влиятельным бием – мировым судьей. Его табуны насчитывали до 800 лошадей. Разводил он также коров и овец. Это было крепкое хозяйство.

Начиная с 1896 года в долину речки Сагырки переселяют русских крестьян из Сибирской губернии. В 1898 году там обосновались 200 человек, построив 65 домов. Это сразу отразилось на ландшафте святилища. Возникло село с улицами, огородами, мельницами. Многие пастбища распахали и засеяли. Таким образом, каждый хронологический срез накладывал на святилище свой отпечаток.

Астрономические и ритуальные следы

Все в Ак Бауре переплетено воедино. Вот огромный каменный монолит, который подвергался интенсивной огненной обработке. По этому поводу очень много версий, одни говорят, что здесь совершались обряды, связанные с огнем, другие – что это плавильная печь. Кстати, одно не исключает другое. Ведь место святилища находится в Калбинском нагорье, второе название которого – Золотая Калба. Издревле мелкие речушки здесь считались золотоносными, и люди вполне могли плавить золото в чашевидных выемках на камне.

Наиболее известным местом в Ак Бауре считается площадка с нанесенной разметкой солнечных часов – «астрономическая лаборатория» с сохранившимися гранитными плитами, несущими на себе информацию астрологической сетки с правильным изображением созвездия Белой (Большой) Медведицы. По мнению ученых, люди неолита и бронзового века наблюдали Солнце и Луну.

Краевед-любитель Николай Топольняк снял четыре фильма об Ак Бауре. Он принципиально не фиксировал в них наскальные рисунки. У него своя гипотеза относительно того, что же такое Ак Баур.

– Это огромная обсерватория, с помощью которой человек высчитывал движение небесных светил, наблюдал за звездами и обладал уникальными знаниями о Вселенной, – говорит Николай Топольняк. – Если внимательно посмотреть на камни и сравнить их с другими останками, то можно убедиться, что этим расщелинам тысячи лет, но природа уже завуалировала следы деятельности человека. А созданы они только для того, чтобы фиксировать солнечный луч на мегалитической стене. Это огромный прибор, который позволял исчислять время с точностью до одних суток.

Если одни исследователи считают, что Ак Баур – самая настоящая древняя обсерватория, то другие склонны относить его к ритуальным площадкам. Кто из них прав – трудно сказать. Как говорится, сколько людей, столько и мнений.

Уши Ак Баура

Погода способствовала нашей экскурсии. Солнечный день, легкий ветерок, запах полыни и чабреца кружил голову горожан. Даже прозрачный воздух казался «вкусным», и голос экскурсовода звучал звонко и проникновенно.

– Составляющим любого культурного ландшафта всегда были природные звуки, характерные для той или иной местности, и те, которые привносим в нее мы сами, – говорит Галина Геннадьевна. – Если умолкнуть хотя бы на миг, можно услышать вокруг шелест трав, шум ветра, песню птиц и ковыля, только надо уметь все это видеть и слушать. Есть здесь одно место – «Уши Ак Баура», где слова, сказанные тихим голосом, разносятся по всей округе.

Именно на этом самом месте и состоялся импровизированный концерт самодеятельных артистов Жунуса Мергалы из села Айтыкова (Бестерек) и Ергазы Асылбаева из Сагыра (Ленинки). Их звонкие голоса звучали, словно в концертном зале. Акустика была превосходной, звуки усиливались ветром, и слушать музыку можно было повсюду.

Последним этапом путешествия в прошлое стал осмотр полукруглого пространства грота, накрытого каменной плитой с отверстием в нем в форме сердца. Его возраст несколько тысяч лет. Не каждый регион в нашей стране может похвастаться такими природными раритетами. До наших дней в гроте сохранилось около 80 рисунков: несколько изображений человека, горный козел, рисунки жилищ и повозок, разнообразные символы и знаки. Рисунки нанесены на восточную стенку грота охрой.

В нем можно загадать любое желание, но каким бы оно ни было, каждый уезжает домой со своим Ак Бауром. И в памяти нашей после таких прикосновений к прошлому очевидным остается лишь одно утверждение – как бы человек ни старался изменить мир, незыблема в нем лишь одна вещь – окружающая нас природа.

Антонина Гаврилова

Уланский район

Еще новости

Back to top button