ЛИЦО из телевизора
Доверяете ли вы газетам, телевидению, радио? Всю ли информацию воспринимаете за чистую монету? И интересует ли вас, как отличить достоверный и качественный материал от провокационных статей? Как проверять данные и доверять журналистам? Профессиональными секретами делится российский телеведущий, продюсер, сценарист и режиссер Алексей Пивоваров.
Личность москвича Алексея Пивоварова известна на всем постсоветском пространстве, особенно зрителям телеканала НТВ. По мнению телеведущего, многие попадают в журналистику случайно и остаются в ней надолго, но к самому Пивоварову это не относится. Его можно назвать уникальным самородком в медийном пространстве. Несмотря на то, что он не из династии журналистов и не был ничьим протеже, ему удалось добиться хороших результатов на профессиональном поприще. Внештатный корреспондент, а после ведущий радиопрограммы «Пионерская зорька» детской редакции Всесоюзного радио вырос до продюсера и режиссера. Сегодня он работает над несколькими документальными фильмами. И это, как признается Алексей Пивоваров, ему нравится.
– Традиционной журналистикой не занимаюсь уже почти два года, – говорит собеседник. – Больше внимания уделяю смежным ей отраслям. Казахстан давно стал для меня гаванью восточного гостеприимства. Был в Астане, Семее, Караганде. В вашей стране живут добрые и отрытые люди.
Человек-проект
Алексей Пивоваров родился в обычной московской семье 43 года назад. Увлекаться журналистикой стал еще со школьной скамьи. Умение писать неплохие тексты, хорошая дикция выделили его из числа одноклассников. Он создавал классную, после – школьную газеты. В четырнадцать лет мальчик стал внештатным корреспондентом радиопрограммы «Пионерская зорька», а позже – ее ведущим. Три года его голос звучал на волнах радиостанции «Максимум». На протяжении последующих 20 лет (начиная с 1993 года) судьба молодого и энергичного парня была связана с телеканалом НТВ. Алексей готовил информационные сюжеты для программ «Намедни», «Неполитические новости», «Сегодня», «Итоги». Вел несколько экстренных выпусков в дни теракта на Дубровке («Норд-Ост», 2002 год).
– Мне не приходилось делать репортажи из «горячих» точек, мест террористических атак, – признается Алексей Пивоваров, – но, даже находясь на значительном расстоянии от места событий, чувствуешь боль, сострадание и сопереживание.
Два года назад телеведущий полностью посвятил себя кинопроизводству. Алексей Пивоваров – автор нескольких документальных фильмов, отмеченных наградами различных фестивалей. Премия «Ника» за картину «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова» 2009 года стала для Пивоварова настоящей неожиданностью.
– Фильм про Ржев оказался этапным в профессиональной деятельности, поскольку именно с него начался мой путь в документалистику, – вспоминает собеседник. – После него я принял участие в съемках еще нескольких картин о Великой Отечественной войне. Сегодня нередки дискуссии о цене победы, поэтому нужно уметь анализировать и фильтровать информацию. Это же относится и к материалам СМИ. Не следует наивно верить и доверять одному конкретному источнику. По одной теме нужно штудировать разные сайты, газеты, телеканалы.
Аналитический склад ума, интеллект, эрудиция неоднократно позволяли добиться успехов самому Пивоварову. Первой престижной его наградой стала статуэтка «Золотой орел» конкурса ТЭФИ за репортаж «Кровь с молоком» для программы «Намедни». Через два года за весомый вклад в развитие журналистики и многолетнюю плодотворную работу Пивоварова наградили медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени, а через четыре года он стал призером конкурса «Человек года» журнала «GQ» в номинации «Лицо из телевизора». За фильм «Брест. Крепость героев» он удостоен приза X Всероссийского конкурса «Патриот России-2011».
Журналист создал проект, рассчитанный на широкую аудиторию – тележурнал «Авиаторы», где стал и автором сюжетов, и ведущим. Там не было ни едкого политического юмора, ни иносказаний – в простой и увлекательной форме Пивоваров рассказывал о тех вещах, на которые сам смотрел с восхищением, и обо всем, что связано с полетами – грандиозных проектах, крупных и необычных аэропортах мира, современных авиашоу, скандалы в авиабизнесе, звездных пассажирах и владельцах авиалайнеров. Программа имела большой успех и просуществовала пять лет: последний выпуск вышел в июле 2011 года. С 2010 года Алексей Пивоваров вел авторскую программу о самых богатых людях России «Капитал.ру». В 2012 году он дважды выходил в эфир в передачах «Разговор с Дмитрием Медведевым».
– Считаю себя человеком-проектом, то есть существую в рамках определенных программ, – говорит медийщик. – В настоящее время занимаюсь
производством документальных фильмов для российских телеканалов и художественным кино. В производстве находятся одновременно пятнадцать работ.
– Если бы Вам предложили принять учас-тие в казахстанском проекте, переехать сюда, согласились бы поменять Москву на Астану?
– Все зависит от конкретного случая. Если бы это был долгосрочный проект, требующий моего постоянного пребывания, то, наверное, да, если нет – то регулярно прилетал бы сюда.
– На съемочных площадках нередки курьезные случаи. Расскажите о таковых из своей профессиональной практики.
– Честно, не могу вспомнить ни одного забавного или странного случая. Всегда придерживаюсь мнения: если что-то пошло не так, значит либо ты, либо кто-то другой сработал не по «уставу». Я всегда был и останусь перфекционистом – человеком, стремящимся к совершенству. Отклонения от плана и норм лично для меня – признак непрофессионализма.
Грань допустимого
Несмотря на то, что в последнее время Алексей Пивоваров отошел от журналисти ки, его опыт позволяет сделать некоторые умозаключения относительно этой отрасли. По его мнению, в наше время информационных войн нужно не забывать о главном – ответственности перед зрителем, читателем, радиослушателем.
– Практика показывает, что профессиональные и этичес-кие нормы, разработанные для журналистской братии, в современное время нужны как никогда, – говорит собеседник. – Понятно, что нельзя показывать растерзанные тела, убийства, акты насилия. Однако проблема больше в том, что под маской нравственности, борьбы за этические правила очень часто скрывается обычная цензура, которая не позволяет корреспонденту показать ту или иную новость. Качественная журналистика не может существовать в условиях искусственного ограничения и контроля.
При этом, как заметил собеседник, любому журналисту очень важно определить границы своих компромиссов, потому что в этой профессии они, хоть и нечасто, но встречаются. Главное – запоминать такие моменты, отчеканивать в голове.
– Никогда не давайте себя обмануть, ввести в заблуждение, – рекомендует эксперт. – Да, это нелегко, особенно молодым, наивным коллегам, но благодаря таким незамысловатым правилам проще жить и работать.
При этом Алексей Пивоваров призывает «зеленых» товарищей по цеху больше уделять внимания качественному контенту, не гонясь за сиюминутностью и желтизной. Да, скандальные издания имеют более высокий рейтинг по сравнению с газетами и телевидением, которые подают проверенную, официальную информацию. Но это не повод уходить в «желтизну».
– Большинство современных СМИ сегодня имеют мобильную версию, – заметил он. – В выигрыше остается тот, кто успевает реагировать на технологические изменения, и оперативно передать информацию. Ведь нынешние читатели и зрители предпочитают потреблять информацию в телефонах и социальных сетях. Для качественных медиа ключевое слово – фактчекинг, ответственность за каждый факт, приведенный в заметке, статье или репортаже. Примеры изданий, придерживающихся такого правила, – «Нью-Йорк Таймс», «Ведомости». Журналистика, основанная на фактах, никуда не денется, потому что все равно ей будут доверять больше.
– Многих молодых журналистов волнует вопрос, как научиться писать хорошие, качественные тексты?
– Можно ли научиться водить машину или управлять воздушным судном без инструктора? Увы, нет. То же самое в журналистике. Для того чтобы писать хорошие тексты, нужен наставник. Если вы нашли такового – вам повезло, если нет – ищите.
Сегодня у российского телеведущего, режиссера, сценариста растет сын. Алексей признается, что не хотел бы, чтобы ребенок пошел по его стопам.
– Современная журналис-тика трудна тем, что порой вынужден делать то, что не считаешь правильным, иногда приходится идти против своей воли и принципов, а это не есть хорошо, – поясняет собеседник. – Если сын спросит совета относительно выбора будущей профессии, конечно, порекомендую ему избрать другую стезю. Однако конечное решение останется за ним.