Политика

Шантаж не пройдет!

Забастовкой начали эту неделю автоперевозчики Усть-Каменогорска. 12 мая, начиная с 10 часов утра, автобусное движение в областном центре встало. Лишь в вечерний час-пик пассажирский автотранспорт вновь вышел на линию. Руководители транспортных предприятий требуют повышения стоимости проезда. Аким Восточно-Казахстанской области Бердыбек САПАРБАЕВ заявил, что оснований для поднятия тарифа нет, и давлением на власти перевозчики ничего не добьются.

Шантаж не пройдет!На заседании областного акимата 13 мая глава региона дал свою оценку ситуации.

– Мы никому не дадим нарушать закон, не позволим не выполнять договорные условия конкурсов и ухудшать транспортное обеспечение жителей Усть-Каменогорска. Некоторые руководители транспортных предприятий, таких как ТОО «Рост» и ТОО «Vosca», давят на акимат, чтобы в ущерб жителям города мы согласились на повышение тарифа.
Этого не будет, – заявил в ходе недавнего аппаратного совещания Бердыбек САПАРБАЕВ. – Сегодня оснований для повышения тарифа нет. Во-первых, предложение акимата областного центра о повышении билета в автобусе до 75 тенге не поддержали депутаты городского маслихата. Во-вторых, до 1 июня в стране действует мораторий на повышение тарифов. Никому не разрешено останавливать городской транспорт. Будем принимать, согласно законодательству, жесткие меры.

Аким Восточно-Казахстанской области поручил прокуратуре дать правовую оценку действиям руководителей транспортных компаний.

Как это было

Напомним, транспортный коллапс в Усть-Каменогорске произошел 12 мая. Регулярность движения автобусов в межпиковое время была снижена на 90 процентов. По данным на 11.40, из 322 автобусов с дистанции сошли 212 машин.
По информации начальника Центра управления пассажирскими перевозками Усть-Каменогорска Владимира Панкова, минимальное количество вышедших на линию автобусов было зафиксировано в понедельник в 14.00. Тогда по улицам областного центра двигалось всего 32 автобуса. Примерно к 17.00 пассажирский транспорт возобновил движение по маршрутам.

Горожане, которым было необходимо уехать из одного конца города в другой, оказались фактически в безвыходной ситуации. Если одни шли пешком, то другие готовы были спорить и ругаться за места в редких автобусах и маршрутных такси. В обед на крупных автобусных остановках скапливалось по несколько десятков человек. Тяжело пришлось школьникам и студентам, которые пользуются общественным транспортом именно в дневное время. В общем, без опозданий на работу и учебу в этот день не обошлось.

13 мая ситуация изменилась в лучшую сторону, однако о должной регулярности движения можно было только мечтать. Днем автобусы ходили, но меньше положенного.

К слову, это уже второй демарш автоперевозчиков Усть-Каменогорска. 14 апреля руководители транспортных предприятий выпустили на линии только 50 процентов автобусов и выступили с аналогичными требованиями о поднятии цены на проезд. Тогда перевозчики просили увеличить тариф до 75 тенге. Теперь же, согласно выступлениям глав предприятий в СМИ, это требование уже не актуально. По их мнению, билет в автобусах Усть-Каменогорска должен стоить 85 тенге.

Расчеты ведутся

Чтобы дать ответы на все вопросы журналистов, в понедельник, 12 мая, в информационном центре ВКО был организован брифинг заместителя акима Усть-Каменогорска Максута Исахова. Он является председателем рабочей группы городского акимата, которая рассматривает предложение перевозчиков о новом тарифе.

– Перевозчики обратились в акимат по поводу изменения цены еще в прошлом году. Осенью была создана рабочая группа из специалистов акимата, общественных организаций, предпринимателей, самих перевозчиков. Чтобы посчитать себестоимость проезда с минимальной рентабельностью 10 процентов, нами проделана огромная работа, – сказал Максут Исахов. – Мы проводили расчеты по данным трех предприятий, которые перевозят до 60 процентов пассажиров – это ТОО «Vosca», ТОО «Вебас» и ТОО «Рост». По всем трем компаниям получились разные цифры. В итоге мы вышли на среднюю цифру 75 тенге.

Расчеты велись действительно долго – с осени прошлого года до марта этого. Проблема в том, что много вопросов возникало у общественников, входящих в группу. На все необходимо было найти ответы. Например, только по предложениям объединения «Поколение» комиссия собиралась 7-8 раз. После того как работа была завершена, данные представили перед депутатами маслихата Усть-Каменогорска. После долгих обсуждений темы депутаты все-таки не утвердили решение о повышении тарифа и вернули вопрос на доработку. По мнению народных избранников, в расчет необходимо брать информацию всех транспортных компаний, а не только трех самых крупных. По словам Максута Исахова, работа будет закончена до следующей сессии городского маслихата, которая пройдет в июле.

– Нельзя говорить, что работа пассажирского транспорта 12 мая была полностью парализована. Около 37-40 процентов пассажирского потока взяли на себя трамваи. ТОО «Усть-Каменогорский трамвайный парк» работает в прежнем режиме.
Мы обратились к руководству и попросили максимально увеличить количество вагонов в этот день, – сказал заместитель акима Усть-Каменогорска. – Письмо перевозчиков оперативно было направлено в прокуратуру. Мы знаем отношение правоохранительных органов к данной проблеме. Некоторое время назад на совещании прокурор Восточно-Казахстанской области Багбан Таимбетов четко дал понять – ни в коем случае нельзя допустить остановки общест-венного транспорта. Теперь действиям перевозчиков дадут правовую оценку.

– Будет ли пересчитывать тариф ваша рабочая группа, исходя из новых наценок на дизельное топливо? – задали вопрос журналисты господину Исахову.

– Могу сказать, что топливо – это не основная часть затрат перевозчиков. Больше всего расходов приходится на фонд заработной платы, амортизацию автопарка. В настоящее время средняя зарплата водителя в Усть-Каменогорске составляет 96 тысяч тенге, кондуктора – 56-58 тысяч тенге. В смете топливо по значимости занимает 3-4 место. Когда мы делали расчет, то учитывали среднюю цену на солярку – 115 тенге. До конца мая мы завершим работу по новым расчетам, – подчеркнул заместитель акима города.

Варианты решения проблемы

По словам Максута Исахова, вариант решения проблемы в городском акимате есть. К сожалению, пока не завершатся переговоры с бастующими перевозчиками, и оно (решение) не будет принято окончательно, информацию общественности не огласят.

Сами же перевозчики считают, что одним их выходов может стать субсидирование транспортных предприятий из городского бюджета. По словам заместителя акима, правовых оснований для перечисления бюджетных средств предпринимателям нет. Единственная возможность – признать какие-либо маршруты социально значимыми. Официально таковых в Усть-Каменогорске нет.

Другой вариант, который давно обсуждается в акимате – это разработка новой маршрутной сети Усть-Каменогорска.
Новую схему в экспериментальном порядке разработали студенты ВКГТУ имени Д. Серикбаева. Ее суть заключается в том, чтобы разделить длинные маршруты на более короткие. Например, из одного маршрута длиной в 10 километров сделать два по пять километров. Это позволит перевозчикам снизить свои затраты, однако не уменьшит финансовую нагрузку на пассажиров. Горожанам, которые регулярно ездят из дома на работу, придется делать пересадку, а значит – платить больше, чем сейчас.

И крайний вариант, который теоретически может быть применен в этой ситуации – это расторжение договоров с транспортными компаниями. По словам Максута Исахова, основания для расторжения по инициативе заказчика (то есть акимата) могут быть в случае, если среднемесячная регулярность перевозок составляет ниже 85 процентов. Даже с учетом апрельской и майской акций протеста пока о такой низкой общей регулярности речи не идет. Расторгнуть договор по собственной инициативе перевозчик может. Но о своих намерениях он должен предупредить акимат минимум за 45 дней. Считаем важным добавить, что пока о категорическом отказе работать автоперевозчики не заявляли.

Льготы на проезд остаются

Для решения социальных аспектов городских пассажирских перевозок акимат принимает возможные меры. Например, выделяются средства на компенсацию 50 процентов стоимости проездных билетов для студентов. По словам Максута Исахова, в прошлом году около 150 миллионов было выделено на проезд лиц старше 70 лет. В этом году, согласно новому постановлению Правительства об оказании социальной помощи, введены новые правила. Для пожилых граждан, имеющих доход ниже 40 тысяч тенге, предусматривается адресная социальная помощь. Этой категории пенсионеров выделяется по 12 тысяч тенге в качестве компенсации.

На момент выхода газеты никаких кардинальных решений принято не было. Рабочая группа продолжит расчеты по возможному новому тарифу. Следите за информацией в нашей газете.
Ирина Осипова

Это интересно

А как у них? В свете возможного повышения тарифа многих восточноказахстанцев интересует, какова стоимость проезда в автобусах в других городах страны. Итак, один из самых низких тарифов в Актау – 40 тенге. В Семее, Уральске, Костанае, Петропавловске цена такая же, как в Усть-Каменогорске, 60 тенге. В Астане билет на автобус стоит 60-65 тенге. В Алматы, Караганде поездка в городском транспорте стоит дороже всего – 80 тенге.

Еще новости

Back to top button