Общество

Правила бухтарминского съема

Правила  бухтарминского съема

С наступлением знойных летних деньков жизнь в областном центре меняет свой ритм. На городских улицах становится значительно меньше людей, машин. Вот она, долгожданная пора каникул, отпусков.

В это же время совершенно иную картину можно увидеть в Новой Бухтарме. Небольшой поселок будто пробуждается после зимней спячки. К центру, где в основном сосредоточены рынок, магазины, торговые ларьки, аптеки, автостоянка, то и дело подъезжают машины. Отдыхающие запасаются всем необходимым. Стараются не упустить момент и местные жители, наперебой предлагая гостям ягоды, овощи с грядки, рыбу, квас, надувные круги, мат-
расы… После вереница машин направляется на побережье. Тут за дело принимаются предприимчивые «воротилы» турис-
тического бизнеса, работники местных баз отдыха. Красочным описанием комфортных условий проживания в домах, широкого спектра предоставляемых услуг и соблазнительной ценой они пытаются заманить к себе отдыхающих.

Каково это – создавать людям летний отдых – на собственном опыте узнал журналист газеты «Рудный Алтай», став на время администратором одной из баз отдыха Бухтарминского водохранилища.

Этика администратора

Первый рабочий день начался с инструктажа. Меня ознакомили со сводом этических правил, суть которых в том, чтобы всячески угождать клиентам, мило им улыбаться, поддерживая хорошее расположение духа. Категорически запрещалось переходить на панибратство и тем более распивать с отдыхающими спиртные напитки.

Тут же меня просветили и в отношении должностных обязанностей. Я должна по телефону принимать заявки отдыхающих, бронировать дома, встречать и размещать людей, а также собирать оплату за проживание, обеспечивать сохранность денег до приезда хозяина. О наличии специализированной охраны или хотя бы сигнализации не было и речи. Что придавало моей деятельности щекочущую нервы толику риска.

И вот, когда все моменты были обговорены, акценты расставлены, я смогла неспешно оценить фронт работы. Всего следовало сдать в аренду пять домов. Пока они пустовали. Но хозяева спешили успокоить, обещая ажиотаж ближе к концу недели, выходным. Любая моя инициатива по привлечению отдыхающих приветствовалась. За это «с барского плеча» причитались бонусы – тысяча тенге за каждого нового клиента. Кроме всего, мне предстояло решить – как опередить конкурентов. По соседству с нашей базой отдыха домики в аренду сдавали еще три предпринимателя.

Интим не предлагать

Утром подскочила, как ошпаренная. Вместо будильника прозвучало громко: «Свежая выпечка, домашнее молоко, сметана, творог…». Посмотрела на часы: еще не было и восьми часов. У вагончика администрации увидела старенькую «Волгу», возле которой стояла с рупором женщина. За рулем, вероятно, сидел ее супруг.

– Отдыхающих нет? – вместо приветствия спросила местная торговка. – Жаль. А еще несколько лет назад в это же время уже весь берег шумел – такой был наплыв людей. Откуда только не ехали: со всего Казахстана, из Барнаула, Новосибирска, Томска…

«Сиди – не сиди, – размышляла я за чашкой чая, – а предпринимать что-то нужно». Написав крупными печатными буквами «Сдам домики», я крадучись, чтобы не увидели конкуренты, вышла на проезжую часть. Страшно пекло. Под ногами плавился асфальт. Как назло, не было ни дуновения ветерка. С каждой минутой мои решимость и настойчивость угасали. Впрочем, как и надежда заполучить клиента. За час моего ожидания по дороге проехала лишь ассенизаторская машина. И вот, наконец, вдали показалась белая иномарка. Словно по команде я поправила поля шляпы, смахнула со лба капельки пота, подняла над головой вывеску… О, чудо, иномарка затормозила у обочины. Несказанно счастливая, подбежала к машине. Из ее окон на меня жадно уставились несколько пар мужских глаз. Не успела произнести заученный текст, как услышала: «Девушка, нас тут неподалеку ждут друзья. Поехали с нами, приятно проведем время». Пережитый конфуз оказался, пожалуй, сильнее солнечного удара. Я бросила в сторону кусок картонной коробки и поспешила к вагончику администрации.

Вероятно, заметив на моем лице широкую гамму эмоций – страх, огорчение, разочарование – конкурент-администратор соседней базы Сергей не удержался от праздного любопытства, подошел ко мне и принялся расспрашивать, в чем дело. И тут меня прорвало…

– Те, кто уже многие годы промышляет арендой домиков на Бухтарминском водохранилище, – выдержав паузу после услышанного, сказал мужчина, – предпочитают друг с другом не враждовать, а, скорее, дружить. Иначе не выплывешь в этом бизнесе, который пребывает в активной фазе всего три месяца. К примеру, приезжает к нам семья в составе шести человек, а у нас дома только четырехместные. Вот я и направляю их к вам на базу, зная о том, что ваши домики рассчитаны на такое количество людей. Потом и ты отплачиваешь мне той же «монетой», делясь клиентами. Понимаешь, о чем я говорю?

Кому комфорт, а кому экономия

В отсутствии отдыхающих решила побаловать себя заплывом в море. Уже подходя к пляжу, заметила мужчину
респектабельной внешности. Незнакомец явно кого-то искал.

– Я могу вам помочь? – обратилась к мужчине.

– Возможно. Нам с супругой понравился двухэтажный дом – вон тот, самый крайний на берегу, – показывал он на домик нашей базы отдыха.
Этот дом был одним из дорогостоящих на базе. Вспомнив советы своего коллеги Сергея, предложила мужчине рассмотреть другие варианты на соседней базе. Незнакомца нисколько не смутила цена, он настаивал на своем. «Что ж, клиент всегда прав», – успокаивала я совесть. И когда уже несла ключи, два комплекта постельного белья в дом, заметила, что молодая женщина была в положении. Будущей мамочке требовались чистый воздух, комфортные условия проживания и покой. Наша база отдыха могла ей все это предоставить.

Довольная собой, пересчитывала первые, как мне тогда показалось легко заработанные деньги. Шальная мысль закралась в голову – а не сменить ли мне окончательно и бесповоротно профессию?

Вечером того же дня уже засомневалась в том, что это хорошая затея. У вагончика администрации остановилась красная «девятка». Супружеская чета из Риддера искала дом, чтобы с родственниками отметить чей-то юбилей и переночевать.
– Нас будет приблизительно восемь человек, – сказала женщина.

Я показала одноэтажный шестиместный дом. В нем могли бы разместиться и еще двое – переночевать на диване.
Дом, а также его стоимость супружескую пару устроили. Вопросы о дополнительной посуде и белье договорились решить уже по приезду всех предполагаемых родственников. Каково же было мое удивление, когда к домику вскоре подъехали еще две машины. В целом я насчитала 12 (!) человек.
Потом последовали бесконечные просьбы – предоставить тарелки, чашки, стулья… Тогда-то поняла, что люди решили сэкономить – ведь могли же они снять еще один дом и расположиться со всеми удобствами.

– Не переживайте, – говорила все та же женщина, рассчитываясь со мной, – наши водители переночуют в машинах.

Спасти от «газовой камеры»

В пятницу вечером вспомнила слова хозяев базы о наплыве клиентов. Раньше думала, что в очередь выстраиваются лишь за продуктами первой необходимости. Как же я заблуждалась. К вагончику администрации то и дело подъезжали автомобили. Люди просили помочь в поиске пустого домика.
Следующим утром, развешивая белье, заметила женщину. На ее лице читались усталость и нескрываемое разочарование. Фотографическая память на людей помогла мне быстро определить – она не из моих отдыхающих.

При разговоре узнала, что Наталья с мужем и сыном приехала из Новосибирска. Слабо ориентируясь на побережье Бухтарминского водохранилища, они наугад остановились на одной из отдаленных баз, в домике, напоминающем «газовую камеру».

– Всю ночь я проворочалась в страхе. В маленьком вагончике явно не хватало кислорода. Не было даже намека на «цивилизацию», – поделилась Наталья.
Отпуск российской семьи находился под угрозой срыва. В свою очередь, я могла предложить им просторный двухэтажный дом только спустя сутки… Наталья от услышанного оживилась, повеселела и согласилась ждать. День новосибирцы коротали на пляже, деликатно отказываясь от моего приглашения передохнуть и воспользоваться чайником и плитой в вагончике администрации. Ночь они провели в машине.

Спустя неделю, уезжая с нашей базы, Наталья призналась, что не зря их семья сутки пребывала в томительном ожидании. В итоге получили то, чего хотели – тихий отдых, рыбалку, полные корзины грибов.

Взгляд изнутри

Мой эксперимент подходил к концу. Пора было подводить итоги. Первое, что поняла: сезонная работа в качестве администратора базы – одна из самых низкооплачиваемых, которую можно, в принципе, успешно совмещать с бесплатным отдыхом на Бухтарминском водохранилище.
В то же время, смена профессии помогла иначе взглянуть на стоимость так называемых туристических услуг, подразумевающих прокат дома. Часто от людей приходилось слышать комментарии о дороговизне. От истинности такого суждения камня на камне не осталось, когда вникала в бухгалтерию, складывала затраты на электроэнергию, услуги мусоровоза и ассенизаторской машины, налоги.

Многих, работающих на побережье, лето до следующего сезона кормит. Как не воспользоваться такой возможностью и чуть-чуть не понаглеть?!