Общество

Отстаньте от перевозчиков Судьба автобусных парков Усть-Каменогорска решится в суде

Отстаньте от перевозчиков Судьба автобусных парков Усть-Каменогорска решится в суде

Задолженность по налогам автоперевозчиков областного центра перед фискалами выросла с 4,5 до 5 млрд тенге. А вместе с долгом растет и социальная напряженность среди жителей Усть-Каменогорска. Люди переживают, что в самые морозные дни транспорт может остановиться. И виной тому станет не качество зимнего топлива, а арест счетов перевозчиков, который в один «прекрасный» день не позволит им купить солярку. В спор между владельцами автопарков и налоговиками вмешалось руководство области. По поручению акима ВКО Даниала Ахметова направлено письмо Премьер-министру РК Бакытжану Сагинтаеву.

Кто первый начал?

Напомним, год назад после проведенной проверки специалисты Департамента госдоходов по ВКО доначислили семи транспортным предприятиям Усть-Каменогорска налог и пеню в размере 4,5 млрд тенге. Имущество автоперевозчиков арестовано, они заморозили свои программы обновления парков.

Причиной конфликтной ситуации стала схема работы транспортных компаний: автопарки заключали договоры с водителями (ИП) и давали им автобусы в аренду. Таким образом удавалось сэкономить на корпоративном подоходном налоге и НДС. Экономия была значительной – до 32% от тарифа.

Специалисты Департамента госдоходов по ВКО посчитали, что использование такой схемы – это прямое уклонение от налогов. Поэтому за последние пять лет (возможный период, подлежащий проверке) налоги были пересчитаны, недостающей суммой стали 4,5 млрд тенге.

Перевозчики, естественно, были не согласны с выводами фискалов и не готовы оплатить этот счет. Да и негде им взять такую крупную сумму. Поэтому вопрос встал ребром. Дальнейшая работа транспортных компаний оказалась под большим вопросом.

По словам директора ТОО «Vosca» Каната Калелова, еще в январе 2017 года перевозчиками была направлена жалоба в вышестоящую инстанцию – Комитет госдоходов Министерства финансов РК. В этом письме бизнесмены попросили пересмотреть результаты проверки с учетом их аргументов. Именно эта жалоба позволила заморозить ситуацию на целый год.

Это все, что мы знали до вчерашнего дня.

И что теперь?

История получила продолжение после того, как в начале этой недели перевозчики, спустя год ожидания, наконец-то узнали ответ из Минфина.

По информации председателя Профсоюза работников малого и среднего бизнеса ВКО Галины Казанцевой, письмо от специалистов Комитета госдоходов Министерства финансов не дало ожидаемого результата. Оказывается, они придерживаются того же мнения, что и налоговики ВКО – перевозчики должны выплатить в бюджет 4,5 млрд тенге.

– Когда вышестоящий чин шел против нижестоящего? Свои погоны надо было сохранить. Если бы признали, что они не правы, их всех тут надо увольнять и наказывать. А их надо наказывать, потому что они действовали вне своих полномочий, – считает Галина Сергеевна.

Мало того, долг снова пересчитали. Пришли новые уведомления от налоговой службы. Теперь перевозчики должны не 4,5, а 5 миллиардов тенге. А раз препятствий для взыскивания задолженности на тот момент не было, то фискалы вправе были в любой день арестовать счета и заморозить работу перевозчиков.

Новым поводом для отсрочки этого решения мог бы стать иск в суд от имени руководителей транспортных компаний. Но подать исковое заявление при такой большой сумме взыскания не так-то просто.

– Судиться перевозчикам сложно. Чтобы подать в суд и обжаловать данные налоговые акты на сумму 4,5 млрд тенге, требуется несколько миллионов госпошлины. Такой суммой они на сегодняшний день не располагают. Поэтому судиться с налоговиками не могут. Поэтому мы считаем абсолютно несправедливым действия налоговых органов, – комментирует ситуацию директор Палаты предпринимателей ВКО Игорь Шацкий.

Немаловажно, что специалисты областной прокуратуры ВКО стоят на стороне автоперевозчиков. Когда они включились в ситуацию, то дали правовую оценку спору. Ее смысл состоит в следующем – нарушений законодательства со стороны руководства транспортных компаний в части применения схемы работы с ИП не усматривается.

Поэтому прокуратура ВКО направила протест на результаты фискальной проверки. И теперь, когда спор зашел в тупик, прокуроры подали в суд на налоговиков. Это поможет выиграть время и выяснить, на чьей стороне правда. По мнению представителей органов правопорядка, исковое заявление от их организации необходимо было сделать в интересах жителей города, дабы не оставить город без общественного транспорта.

Где выход?

– Перевозчиков сегодня поддерживают акимы ВКО и Усть-Каменогорска. Позиция их такова – если со стороны транспортных компаний нет явного нарушения законодательства, от перевозчиков уже просто пора отстать. Столько времени они работают в таком напряжении? – считает Игорь Шацкий. – Если будет угроза остановки автобусного движения в нашем городе, то, мы считаем, в этом виноваты искусственные действия Департамента госдоходов ВКО.

В областном акимате проблема находится под личным контролем Даниала Ахметова. На одном из недавних совещаний по этому вопросу он отметил несогласованные действия руководителя Департамента госдоходов по ВКО Бауыржана Айнабекова, провоцирующие социальную напряженность в обществе. Были даны конкретные поручения. Самое важное – отправить письмо на имя Премьер-министра страны Бакытжана Сагинтаева с обоснованием деструктивных действий Департамента госдоходов по ВКО.

Без решения суда конфликтная ситуация может иметь два видимых выхода. Или перевозчиков обанкротят, пустят имущество на торги в счет долгов, остановят движение автобусов. Или налоговики пересмотрят свою точку зрения.

– Работники налоговых органов говорят, что если нам сейчас это решение отменять, то необходимо наказывать кого-то из своих. Наверное, для них наказать своих гораздо хуже, чем оставить город без транспорта. По-видимому, это вопрос чести мундира. Но мы не можем его понять, ведь, в первую очередь, нужно думать о социальной стабильности общественных перевозок, – говорит директор Палаты предпринимателей ВКО.

Игорь Шацкий рассказывает, что при обсуждении этой проблемы специалисты Департамента госдоходов ВКО придерживались твердой позиции – перевозчики должны платить налоги по общеустановленному режиму (то есть без учета схемы работы с ИП, позволяющей экономить, – прим. автора).
Фискалы понимают, что это приведет к резкому увеличению тарифа. И, дабы не допустить такого резкого роста, считают возможным выплату государственных субсидий автоперевозчикам. То есть выделять из бюджета деньги ради того, чтобы эти же суммы потом «отбить» налогами.

– Мы сделали расчет, при общеустановленном режиме в год перевозчики заплатят около 500 млн тенге в виде налогов. Но чтобы компенсировать эту сумму субсидиями, нужно выделить из госказны около 700-800 млн тенге. Кто при этом друг бюджета? – рассуждает Игорь Шацкий. – Но если законодательство позволяет, не проще ли оставить все как есть?

А как у них?

В других областях страны у автоперевозчиков таких проблем с налоговиками нет. И многие также используют схему работы с ИП, не выплачивая корпоративный налог и НДС.

Теперь, когда создан прецедент, вопрос от частного может перейти к общему. Поэтому проблему важно озвучить на уровне Правительства страны. Известно, что на рассмотрение Кабмина вынесено предложение освободить всех автоперевозчиков от НДС и КПН. К слову, в других странах Евразийского экономического союза руководители компаний общественного транспорта не платят ни КПН, ни НДС.

Однако пока не внесут изменения в законодательные акты, спор налоговиков и перевозчиков Усть-Каменогорска будет рассматриваться в суде. Мы продолжим следить за развитием событий.

Ирина Осипова
Фото Дмитрия Франчука

P.S. К сожалению, оперативно получить комментарий от специалистов Департамента госдоходов по ВКО не удалось. Работа со СМИ ведется только по запросам. Ответы на вопросы нашей редакции станут поводом для продолжения темы.

Еще новости

Back to top button