Официально

ОБЛАСТНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

между акиматом Восточно-Казахстанским области, областными объединениями профсоюзов (работников) и объединениями (ассоциациями, союзами) работодателей на 2021 – 2023 годы

 Мы, полномочные представители органов исполнительной власти Восточно-Казахстанской области, областных территориальных объединений профессиональных союзов и объединений (ассоциаций, союзов) работодателей, действуя на основе неукоснительного соблюдения Конституции Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан, признавая принципы:

неукоснительного соблюдения законодательства Республики Казахстан;

социальной ответственности государства, работодателей и работников, взаимного уважения и максимально возможного достижения компромисса их интересов;

социального партнерства, в том числе коллективно-договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с трудовыми отношениями, а также социально-экономических отношений, основанных на равноправном сотрудничестве;

конструктивного взаимодействия в деле обеспечения условий для достойного труда и социально-экономических интересов работников и работодателей, сохранения согласия и стабильности в обществе, руководствуясь Генеральным Соглашением, заключенным на 2021 – 2023 годы, на основании Трудового Кодекса Республики Казахстан, Закона  «О профессиональных союзах» и других нормативных правовых актов Республики Казахстан, заключили настоящее Областное Соглашение между акиматом Восточно-Казахстанским области, областными объединениями профсоюзов (работников) и объединениями (ассоциациями, союзами) работодателей на 2021 – 2023 годы (далее — Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и связанные с ними экономические отношения и совместные действия его реализации.

  1. Экономическая политика

В целях реализации мер, направленных на устойчивое экономическое и социальное развитие области, увеличение инвестиций в человеческий капитал, Стороны считают необходимым в период действия Соглашения:

1.1. Обеспечить рост объемов промышленного производства области, к концу 2023 года не менее чем на 11 %, сельскохозяйственной продукции на 17% к уровню 2021 года, за счет внедрения и освоения новых технологий, расширения ассортимента и выпуска конкурентоспособной продукции, реализации программы развития агропромышленного комплекса (акимат, работодатели).

1.2. Повышать производительность и качество труда за счет внедрения новых методов организации производства, системы менеджмента, новых технологий и техники, повышения заработной платы (Стороны).

1.3. Осуществлять меры тарифной политики, исходя из необходимости соблюдения баланса интересов между производителями товаров и услуг и потребителями (акимат, работодатели).

1.4. Способствовать проведению общественной экспертизы деятельности и инвестиционных программ субъектов естественных монополий (Стороны).

1.5. Стороны участвуют в разработке программных и стратегических планов социально-экономического развития области и выносят свои предложения на рассмотрение областной трехсторонней комиссии по социальному партнёрству (Стороны).

1.6. Мобилизовать трудовые коллективы на поддержку мер по стабилизации производства, достижение положительных финансовых результатов. Проводить работу в трудовых коллективах по укреплению дисциплины труда, повышению производительности труда и качества производимой продукции (профсоюзы работодатели).

1.7. При возникновении экономических рисков для нормальной деятельности хозяйствующих субъектов, проводить работу по заключению и мониторингу меморандумов по обеспечению трудовых прав и гарантий работников (Стороны).

1.8. Не допускать по массового высвобождения работников (более 10% от общего числа работников), за исключением экстренных ситуаций, связанных с последствиями финансово-экономических кризисов. На основе взаимных консультаций, разрабатывать программу экстренных мероприятий по трудоустройству высвобождаемых работников, с определением источников финансирования (акимат, работодатели).

*В этих целях на основании п. 4 ст. 192 Предпринимательского кодекса РК предоставить право государственным, квазигосударственным предприятиям, являющимся субъектами естественных монополий на оказание разовых услуг физическим и юридическим лицам производимые и реализуемые по роду их деятельности.

Перечень оказываемых услуг и их стоимость согласовывать с областным антимонопольным органом.

1.9. Проводить постоянные консультации, в любой форме, по регулированию трудовых правоотношений в целях повышения правовой культуры, а также неуклонного соблюдения действующего законодательства Республики Казахстан (Стороны).

1.10. Официально информировать друг друга о принимаемых решениях и нормативных актах по проблемам, включенным в Соглашение, другим социально-экономическим вопросам (Стороны).

1.11. Включать в коллегиальные органы департаментов и управлений представителей соответствующих профсоюзных органов и работодателей при рассмотрении вопросов, связанных с трудовыми отношениями и социально-экономическими вопросами (акимат).

  1. Оплата труда и уровень жизни населения

Стороны считают необходимым реализовать комплекс мер, обеспечивающих дальнейшее повышение оплаты труда и уровня жизни населения, усиление социальной поддержки населения региона. В этих целях Стороны обязуются:

2.1. Направить все усилия на ликвидацию задолженности по заработной плате  и пенсионным отчислениям в Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) (Стороны).

2.2. В целях поддержания покупательной способности денежных доходов работников, работодатель ежегодно, не позднее первого квартала, производит индексацию заработной платы в размере не ниже уровня инфляции, определенного за предшествующий год уполномоченным государственным органом Республики Казахстан. К концу 2023 года обеспечить соответствующий рост размера заработной платы по отношению к 2020 году, в реальном секторе экономики — не менее чем на 30%. Рассматривать данный вопрос ежегодно (работодатели, профсоюзы).

2.3. Ежемесячно, по мере выплаты заработной платы работникам, на основании их письменного заявления перечислять членские профсоюзные взносы через бухгалтерии на расчетные счета профсоюзных комитетов (работодатели).

2.4. Оплату трудового отпуска работникам производственной и бюджетной сферы производить в полном объеме согласно пункту 4 статьи 92 Трудового кодекса РК (акимат, работодатели).

2.5. Предоставлять в соответствии с коллективными договорами и соглашениями, дополнительные, согласно законодательству, льготы  и компенсации работникам, занятым во вредных и опасных условиях (работодатели, профсоюзы).

2.6. Рассматривать вопросы дифференциации и прозрачности заработной платы различных категорий работников, включая административно-управленческий персонал, в государственных организациях и на предприятиях с государственным участием, содействовать распространению практики раскрытия информации о заработной плате различных категорий работников, в том числе негосударственном секторе экономики (Стороны).

2.7. Работодателям при установлении системы оплаты труда и определении системы нормировании труда в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах организаций обязательно учитывать мнение представителей работников (работодатели).

2.8. Усилить государственный и общественный контроль за своевременностью выплаты заработной платы, социальными, пенсионными отчислениями и обязательным социальным медицинским страхованием (ОСМС) (акимат, профсоюзы)

2.9 Проводить консультации Сторон по вопросу о мерах по защите материальных прав работников в случае экономической несостоятельности (банкротства) организации – работодателя (Стороны).

2.10. Выплачивать пособия для оздоровления к ежегодному трудовому отпуску в размере должностного оклада всем категориям рабочих, включая работников неквалифицированного труда, состоящих в штате государственных учреждений и казенных предприятий, а также в штате государственных предприятий на праве хозяйственного ведения (акимат, работодатели).

2.11. При перезаключении (заключении) соглашений и коллективных договоров, внесении изменений и дополнений в них уровень заработной платы, социальные льготы и гарантии работников, не могут быть снижены по сравнению с существовавшими на момент перезаключения (заключения) соглашений и коллективных договоров, внесения изменений и дополнений в них (Стороны).

2.12. В случае простоя размер оплаты определяется трудовым, коллективным договорами и устанавливается:

— по причинам, не зависящим от работодателя и работника, в размере не менее пятидесяти процентов от средней заработной платы;

— по вине работодателя – в размере не менее семидесяти пяти процентов от средней заработной платы работника (работодатели).

2.13. Оплата труда за сверхурочную работу (при повременной оплате труда), в праздничные и выходные дни, в ночное время производится работодателем  не ниже чем в двойном размере исходя из дневной (часовой) ставки работника. При сдельной оплате труда доплата за работу в сверхурочное время производится работодателем в размере не ниже ста процентов от установленной дневной (часовой) ставки работника (работодатели).

2.14. Способствовать недопущению дискриминации в области оплаты труда между иностранными и отечественными работниками при выполнении аналогичных работ и соответствующей одинаковой квалификации (Стороны).

2.15. Не допускать нетрадиционных видов оплаты труда /натуроплата/ (работодатели).

III. Содействие продуктивной занятости населения и развитию человеческого капитала

Стороны, признавая необходимость обеспечение эффективного функционирования рынка труда, повышение уровня занятости населения, в целях объединения усилий по созданию новых рабочих мест, сохранению и развитию кадрового потенциала, обязуются:

3.1. Способствовать сохранению существующих и созданию новых рабочих мест, улучшению качества профессиональной подготовки и переподготовки, в том числе и безработных, в соответствии с потребностями рынка труда (акимат, работодатели).

3.2. Определять ежегодно прогнозную потребность экономики области в кадрах, в разрезе специальностей. Государственный образовательный заказ на подготовку специалистов с высшим, и техническо-профессиональном образованием формировать на основе прогнозной потребности в кадрах (акимат, работодатели).

3.2.1. Оказывать содействие предприятиям, учреждениям, организациям в постепенном переводе трудовых договоров на электронный формат (Стороны).

3.3. В целях обеспечения занятости и сокращения уровня безработицы ежегодно разрабатывать, в рамках развития территории, программы предусматривающие мероприятия по сокращению безработицы (акимат).

3.4. Ежеквартально публиковать в СМИ данные о состоянии рынка труда  и безработицы. Регулярно информировать работодателей и население области о возможностях трудоустройства и профобучения (акимат).

3.5. В условиях угрозы массового высвобождения работающих (более 10 % от числа работающих) информировать территориальный уполномоченный государственный орган по вопросам занятости населения, местный орган по инспекции труда и профсоюз не менее, чем за 2 месяца. На основе взаимных консультаций разрабатывать программу экстренных мероприятий по трудоустройству высвобождаемых работников с определением источников финансирования (Стороны).

3.6. Совместно с акиматами городов и районов, разрабатывать дорожные карты на крупных предприятиях по переподготовке сокращаемых работников и их дальнейшему трудоустройству в рамках своего предприятия (работодатели, акимат)

3.7. Осуществлять меры, направленные на обеспечение непрерывного профессионального развития работников, профессиональной подготовки и переподготовки кадров (стороны)

3.8 Работодателям, при наличии вакансий, представлять данные о потребности в кадрах в отделы занятости и социальных программ городов и районов для создания информационного банка данных (работодатели, акимат).

3.9. Учебным заведениям области всех уровней (вузы, колледжи) заключать договора с предприятиями и учреждениями о прохождении студентами бесплатной производственной практики (акимат, работодатели).

3.10. В отраслевых Соглашениях, коллективных договорах предусматривать гарантии и компенсационные выплаты, связанные с обучением, повышением квалификации работников (стороны).

3.11. В местных бюджетах предусмотреть средства на повышение квалификации работников бюджетной сферы, в соответствии с действующим законодательством (акимат).

3.12. Проводить работу, направленную на увеличение доли основной заработной платы (должностных окладов, ставок) в структуре заработной платы работников (работодатели, профсоюзы)

3.13. Предоставлять меры социальной поддержки специалистам здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, спорта и агропромышленного комплекса, прибывшим для работы и проживания в сельские населенные пункты в виде подъемного пособия и бюджетного кредита, контролировать их трудоустройство, способствовать их закреплению. Обеспечивать жильем молодых специалистов, а также высококвалифицированных специалистов, в которых ощущается острая нехватка (акимат).

3.14. Обеспечивать соблюдение законодательства о занятости населения в части защиты национального рынка труда, создавать условия для привлечения высококвалифицированной рабочей силы (акимат, работодатели).

3.15. Отдавать предпочтение казахстанским специалистам при равных условиях и предпринимать меры по постепенной замене иностранных специалистов казахстанскими специалистами (Стороны).

3.16. Предусмотреть средства в областном бюджете для направления на учебу в ВУЗы молодежи, из числа малообеспеченных семей, с последующим их трудоустройством в сельской местности (акимат).

3.17. Продолжить работу по созданию социальных рабочих мест, предназначенных для социально уязвимых слоев населения и специальных рабочих мест для инвалидов (акимат, работодатели).

3.18. Предоставлять высвобождаемым работникам возможность переобучения новым профессиям, до наступления срока расторжения трудового договора, при отсутствии такой возможности, в течение месяца, предшествующего высвобождению, возможность для поиска работы, условия и время поиска предусмотреть в коллективных договорах (акимат, работодатели).

3.19. Предоставлять бесплатные консультации и правовую помощь членам профсоюзов по вопросам занятости, трудоустройства, оплаты труда (профсоюзы).

3.20. Увольнение работника, являющегося членом профсоюза, по инициативе работодателя по пп.2) пп.3) пункта 1 ст. 52 и пп. 2 п. 1 ст. 58 Трудового кодекса Республики Казахстан производить только с согласия профсоюзного органа (работодатели, профсоюзы).

3.21. Рекомендовать включение в отраслевые и региональные Соглашения, коллективные договора положения по сохранению рабочих мест лицам предпенсионного возраста (Стороны).

  1. Безопасность, охрана и гигиена труда

Стороны Соглашения, считая сбережение человеческих ресурсов одним из главных приоритетов, рассматривая вопросы улучшения условий, гигиены и охраны труда, промышленной и экологической безопасности, обязуются:

4.1. Обеспечить организацию внутреннего контроля по безопасности и охране труда в производственных организациях в соответствии со статьями 201 и 202 Трудового кодекса Республики Казахстан. Работодатель создает службы по безопасности и охране труда при численности свыше 50 работников, до 50 работающих вводит должность специалиста по безопасности и охране труда (работодатели).

4.2. Разработать и реализовывать комплекс превентивных мероприятий по сохранению жизни и сбережению здоровья работников, включая меры профилактики, раннего выявления профессиональных заболеваний и внедрение механизмов управления профессиональными рисками в повседневную производственную практику. Повсеместно внедрять международные стандарты системы управления охраной труда СУОТ (работодатели, профсоюзы).

4.3. Широко использовать на практике совместные с контролирующими государственными органами проверки состояния условий труда, созданных для работников, промышленной и экологической безопасности в соответствии с установленными требованиями нормативных правовых актов, а также отраслевыми соглашениями, коллективными договорами (Стороны).

4.4. Развивать систему мониторинга состояния условий и охраны труда (Стороны).

4.5. На заседаниях областной трехсторонней комиссии по социальному партнерству рассматривать вопросы социально-трудовых отношений, состояния безопасности и охраны труда, производственного травматизма, профессиональной заболеваемости. По результатам обсуждения выработанные предложения направлять в уполномоченные государственные органы для рассмотрения и практической реализации (Стороны).

4.6. Проводить широкую разъяснительную работу через средства массовой информации по формированию общественного мнения о важности вопросов безопасности и гигиены труда. В этих целях ежегодно проводить областной смотр-конкурс по безопасности и охране труда с подведением итогов к 28 апреля — Всемирному дню охраны труда (Стороны).

4.7. В целях обеспечения совместных действий, направленных на соблюдение требований охраны труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работодатель по инициативе работников либо их представителей обязан создавать Производственный совет по безопасности и охране труда (работодатели).

4.8. Работнику, выполняющему функции технического инспектора по охране труда на предприятиях промышленности, в целях стимулирования и поощрения, ежемесячно производить доплату в размере, определяемом соглашением, коллективным договором или актом работодателя, но не менее минимальной месячной заработной платы, утверждаемой ежегодно на соответствующий финансовый год законом Республики Казахстан о республиканском бюджете (работодатели).

4.9. Проводить обучение технических инспекторов по вопросам безопасности и охраны труда в специализированных организациях за счет средств работодателя (работодатели).

4.10. Работодатель за счет собственных средств проводит обязательные периодические медицинские осмотры работников, подвергающихся воздействию вредных, опасных и неблагоприятных производственных факторов в порядке, установленном органами здравоохранения (работодатели).

4.11. На время прохождения, за счет средств работодателя, периодических медицинских осмотров за работниками, обязанными проходить их, сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата. В случае прохождения медицинских осмотров в выходные дни, на основании акта работодателя, работнику предоставляется другой день отдыха либо выплачивается компенсация по соглашению сторон (работодатели).

4.12. Предусмотреть в местных бюджетах средства для проведения бесплатных медосмотров работников бюджетной сферы (акимат).

4.13. Областные объединения профсоюзов (работников) имеют право осуществлять общественный контроль за соблюдением трудового законодательства на предприятиях, в организациях и учреждениях области (профсоюзы).

4.14. Проводить на предприятиях и в организациях обязательное обучение всех работников, по вопросам безопасности и охраны труда и проверку знаний по безопасности и охране труда за счет предприятия (работодатели, профсоюзы).

4.15. Акимам района в городе, города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа сообщать в обязательном порядке о фактах найма на работу без заключения трудовых договоров работников сельскохозяйственных формировании, в органы государственной инспекции труда и государственных доходов (акимат).

  1. Социальные гарантии, социальная защита 

В целях улучшения условий жизни населения, развития эффективной и устойчивой системы социального обеспечения, повышения уровня социальной защиты работающих граждан Стороны принимают на себя следующие обязательства:

5.1. Продолжить работу по обеспечению адекватной социальной защиты работающего населения в случае наступления социального риска путем:

соблюдения страховых принципов и социальной справедливости;

повышение социальной ответственности за соблюдение требований социального законодательства (своевременная и полная уплата обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, страхование работника от несчастных случаев) (Стороны).

5.2. Принимать действенные меры по улучшению качества жизни инвалидов, усилению их социальной поддержки и созданию условий для их интеграции в общество (акимат).

5.3. Осуществлять меры по реализации Концепции семейной и гендерной политики до 2030 года, направленные на:

— обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин;

— обеспечение охраны материнства и детства, социальной поддержки женщин, решение гендерных проблем в сфере социально-трудовых отношений;

— поддержку мужчин и женщин, занимающихся уходом за детьми и их воспитанием на равных правах;

— устранение неравенства в оплате труда женщин и мужчин;

— увеличение представительства женщин на уровне принятия решений.

5.4. Участвовать в реализации мероприятий, направленных на осуществление государственной молодежной политики, решение задач по обеспечению социальных прав молодежи в области труда, образования и охраны здоровья, создание условий для самореализации социально-экономических потребностей молодежи, поддержку и стимулирование позитивной общественной молодежной инициативы (Стороны).

5.5. При заключении коллективных договоров предусмотреть основные права и гарантии женщин, молодежи и лиц с ограниченными возможностями (работодатели, профсоюзы).

5.6. Хозяйствующим субъектам, принимать участие в оказании шефской помощи домам-интернатам, домам ребенка, домам для престарелых и инвалидов по территориальной принадлежности (Стороны).

5.7. Продолжить работу по сдерживанию необоснованного роста цен на основные товары первой необходимости (Акимат).

5.8. Проводить согласованную политику в области развития культуры, спорта, туризма, организации детского и семейного отдыха, а также оздоровление жителей области (Стороны).

5.9. Проводить мероприятия по разъяснению основ принципа солидарной ответственности работника, работодателя и государства за охрану здоровья населения, совместные семинары с социальными партнерами по разъяснению основ законодательства в сфере социального страхования, социального и пенсионного обеспечения (Стороны).

5.10. Рекомендовать акимам предусмотреть в бюджетах городов и районов средства для оздоровления и отдыха детей в каникулярное время, принять необходимые меры по строительству загородных детских оздоровительных лагерей во всех районах области (акимат).

5.11. При наличии экономической возможности и с учетом эпидемиологической обстановки предусмотреть в коллективных договорах выделение денежных и иных средств из фондов предприятий для организации культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий в коллективах в размере не менее 0,15% от фактически начисленной заработной платы (работодатели).

5.12. Специалистам в области здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры, спорта, ветеринарии, лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий, являющимся гражданскими служащими и работающим в сельской местности, по решению местных представительных органов за счет бюджетных средств устанавливаются повышенные не менее чем на двадцать пять процентов должностные оклады и тарифные ставки по сравнению с окладами и ставками гражданских служащих, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях

Предусмотреть установление повышенных должностных окладов и тарифных ставок, за счет местных бюджетов, всем категориям работников, входящих в состав гражданских служащих и работающих в сельской местности (акимат).

5.13. Предусмотреть в бюджетах городов и районов средства для предоставления помощи специалистам здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры и спорта, ветеринарной службы, проживающим в сельских населенных пунктах, на приобретение топлива и покрытие расходов на коммунальные услуги в следующих размерах: 2021 год – 32 662 тенге; 2022 год – 33 972 тенге; 2023 год – 35 326 тенге (акимат).

5.14. Предусмотреть выделение государственного коммунального жилья работникам бюджетной сферы (акимат).

При распределении жилья государственного коммунального жилья включать в состав жилищных комиссий представителей профсоюзов (акимат).

5.15. Предусмотреть в коллективных договорах возможность проведения мероприятий по обеспечению условий занятия физической культурой, включающие профессионально-прикладные, физкультурно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия в режиме трудового дня, организации спортивно-массовой работы выделение средств на приобретение спортивного оборудования и инвентаря (работодатели, профсоюзы).

5.16. Не допускать дискриминации работников на основании реального или предполагаемого ВИЧ статуса. На рабочих местах оформлять стенды по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД, КОВИД и иными инфекционными заболеваниями (Стороны).

5.17. При заключении областных отраслевых Соглашений, коллективных договоров предусмотреть возможность проведение обязательных профилактических осмотров для женщин, а также диспансеризации работающих женщин, выделение нуждающимся женщинам средств, для подготовки детей к школе и учреждениям дошкольного воспитания (профсоюзы, работодатели).

5.18. Содействовать совершенствованию механизма временной занятости подростков и молодежи, в том числе в структурах малого и среднего бизнеса, активизировать применение Программы «Молодёжная практика» (стороны).

5.19. Принимать меры по предупреждению негативных воздействий на окружающую среду и по повышению ответственности за состояние окружающей среды (работодатели, акимат).

5.20. Сохранить за работниками государственных предприятий на праве хозяйственного ведения (ПХВ) право на предоставление основного оплачиваемого ежегодного трудового отпуска продолжительностью не менее тридцати календарных дней с выплатой пособия на оздоровление в размере должностного оклада и установления минимальных значений должностных окладов и иных доплат не ниже соответствующих должностных окладов и доплат гражданских служащих, предусмотрев данный пункт в коллективных договорах (акимат, работодатели).

5.21. Гражданским служащим, содержащимся за счет государственного бюджета, предоставляется основной оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск продолжительностью не менее тридцати календарных дней с выплатой пособия на оздоровление в размере должностного оклада. Размер пособия на оздоровление педагогическим работникам и приравненным к ним лицам рассчитывать из их фактической учебной нагрузки на день предоставления отпуска. Лицам, работающим на условиях совместительства, пособие на оздоровление назначается и выплачивается на общих основаниях (акимат, работодатели).

5.22. Предусмотреть в коллективных договорах возможность доплаты работодателем разницы сумм, начисленной на основании средней заработной платы, за вычетом сумм, выплаченной Фондом государственного социального страхования, в период отпуска по беременности и родам женщинам (работодатели).

5.23. Работникам, осуществляющим трудовую деятельность и проживающим в зонах радиационного риска, производить ежемесячную доплату и предоставлять ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Размер ежемесячных доплат и продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска определять согласно требованиям со ст. 13 Закона Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне». Предоставление данных мер социальной поддержки населения предусмотреть в коллективных договорах с распространением на всех работников организации, вне зависимости от наличия «удостоверения пострадавшего» (работодатели, акимат).

  1. Развитие социального партнерства и социальная ответственность

6.1. Стороны признают обязательным заключение областных отраслевых, городских и районных Соглашений, коллективных договоров на предприятиях, в организациях и учреждениях всех форм собственности и обязуются оказывать всестороннее содействие коллективам, развивающим принципы социального партнерства, содействовать увеличению социального пакета для работников (Стороны).

6.2. Обязательства и гарантии, включенные в данное Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности трудящихся (Стороны).

6.3. Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, установленные в заключенном Генеральном Соглашении между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работников и республиканскими объединениями работодателей на 2021-2023 годы (Стороны).

6.4. Объединения работодателей и работников будут принимать необходимые меры для обеспечения заключения коллективных договоров не позднее марта соответствующего года (профсоюзы, работодатели).

6.5. Оказывают содействие предприятиям и организациям, действующим в системе социального партнерства области по реализации обязательств областного, отраслевых Соглашений и коллективных договоров (Стороны).

6.6. Сторонам областного 3-х стороннего Соглашения ежегодно подводят итоги по мониторингу заключения коллективных договоров, на конференциях и собраниях трудовых коллективов информировать об их исполнении (Стороны).

6.7. Оказывают практическое и методическое содействие заключению городских, районных и отраслевых Соглашений, коллективных договоров на предприятиях, организациях и учреждениях области (Стороны).

6.8. Реализовывает меры, направленные на повышение роли областной, городских и районных трехсторонних комиссий по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений в согласовании интересов Сторон и обеспечивают:

— регулярное проведение консультаций по основным направлениям социально-экономической политики;

— обязательность исполнения областного, отраслевых соглашений;

— усиление ответственности за неисполнение коллективных договоров и соглашений;

— проведение системной работы по повышению правовой грамотности сторон социального партнерства, граждан (Стороны);

6.9. Стороны обязуются:

— предпринимать все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров, противодействию правонарушениям в сфере трудовых отношений;

— проводить совместные семинары по разъяснению основ трудового законодательства, обучающие тренинги по развитию навыков умения вести переговоры и достижению консенсуса в трудовых конфликтах;

— содействовать развитию практики коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях малого и среднего бизнеса (Стороны).

 

Меры по предупреждению и предотвращению социально-трудовых конфликтов и забастовок. Содействие работодателям и представителям работников в урегулировании трудовых споров

6.10. Стороны принимают непосредственное участие в предупреждении и предотвращении социально-трудовых конфликтов и забастовок и реализуют следующий алгоритм:

— постоянный анализ и мониторинг ситуации в области защиты трудовых прав граждан;

— исполнение работодателями (имеющими задолженность по заработной плате) графиков выплаты задолженности и выполнения разработанных мероприятий;

— выработка согласованных предложений практического, организационного и законодательного характера по разрешению имеющихся и выявленных проблемных вопросов в сфере трудовых отношений;

— предупреждение трудовых конфликтов с использованием, имеющихся у сторон информационных, правовых, научных и организационных ресурсов в планировании и реализации совместных мероприятий;

— регулярное рассмотрение результатов проделанной работы на заседаниях региональных трехсторонних комиссий по социальному партнёрству и регулированию социальных и трудовых отношений и антикризисного штаба с участием государственных органов (Стороны).

6.11. В генподрядных организациях отраслей строительного комплекса и ЖКХ, совместно с подрядными и субподрядными организациями подписать единый коллективный договор для координации предписанных мер, в том числе касающихся безопасности и гигиены труда в соответствии со статьей 8 Конвенции Международной организации труда (МОТ) № 167 «О безопасности и гигиене труда в строительстве», для решения следующих задач:

— в целях формализации трудовых отношений вести учет и регистрацию трудовых договоров в подрядных и субподрядных организациях (генподрядчик);

— вести единый учет инструктажей по безопасности и охране труда, включая подрядные и субподрядные организации (генподрядчик);

— не допускать заключение с физическими лицами гражданско-правового договора, в случае наличия хотя бы одного из отличительных признаков трудового договора, согласно статье 27 Трудового кодекса Республики Казахстан (генподрядчик);

— требовать с подрядных и субподрядных организаций представления заключенного со страховой компанией договора страхования ответственности работодателя за своевременную выплату заработной платы (генподрядчик);

6.12. Проведение ежемесячных рабочих встреч представителей сторон социального партнёрства с коллективами предприятии, на которых высока вероятность создания конфликтной ситуации (Стороны).

6.13. В случае возникновения конфликта, стороны организуют немедленный выезд к месту акции протеста, выясняют причины, определяют пути урегулирования конфликта, проводят разъяснительную работу в коллективе. При необходимости, осуществляются внеплановые проверки с участием представителей органов прокуратуры. При установлении нарушений, к работодателям применяются соответствующие меры воздействия (Стороны).

Порядок формирования и деятельности Совета по вопросам предупреждения и разрешения коллективных трудовых споров

6.14. Стороны на паритетной основе формируют Совет по вопросам предупреждения и разрешения коллективных трудовых споров.

Численность и состав Совета по предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров определяется комиссией по социальному партнёрству по предложениям сторон социального партнёрства. Совет из своего состава избирает председателя Совета и секретаря Совета. Заседания Совета проводятся ежеквартально и (или) по мере необходимости (Стороны).

6.15. Решения Совета принимаются простым большинством голосов и оформляются протоколами. При равенстве голосов членов Совета, голос председателя Совета является решающим. Решения Совета доводятся до сторон трудового спора не позднее 3-х рабочих дней после заседания Совета.

6.16. При оспаривании решений Совета сторонами, либо стороной трудового спора, материалы рассмотрения спора направляются в областную 3-х стороннюю комиссию по социальному партнёрству.

6.17. Совет в своей деятельности подотчётен областной 3-х сторонней комиссии по социальному партнёрству и не реже 1-го раза в год отчитывается на заседании областной 3-х сторонней комиссии о проделанной работе.

VII. Гарантии деятельности профсоюзных организаций и профсоюзных органов на предприятиях, организациях  и учреждениях области

7.1. Соблюдать права и гарантии профсоюзов, не препятствовать созданию и функционированию профсоюзных органов в организациях, предприятиях и учреждениях независимо от форм собственности не допускать вмешательства в их деятельность (акимат, работодатели).

7.2. Предусмотреть в коллективных договорах условия для нормального функционирования профсоюзных органов, обеспечения их помещениями, мебелью, оргтехникой (работодатели).

7.3. Предусмотреть, в коллективных договорах условия о сохранении освобожденным профсоюзным работникам льгот, гарантии, доплат, действующих на предприятии (работодатели).

7.4. Работодатель, заблаговременно за 1 месяц, предоставляет информацию профсоюзным органам об изменениях условий труда и отдыха, социальных льгот и гарантий на предприятии, если трудовым, коллективным договорами не предусмотрен более длительный срок предупреждения (работодатели).

VIII. Действие Соглашения и контроль за его выполнением

С целью координации выполнения Сторонами положений данного Соглашения Стороны договорились о нижеследующем:

Стороны признают Соглашение основным документом социального партнерства, устанавливающим приоритетные направления и необходимые действия по проведению согласованной социально-экономической политики в Восточно-Казахстанской области на 2021 – 2023 годы.

8.1. По предложению одной из Сторон в Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения по взаимному согласию Сторон. Изменения и дополнения оформляются отдельными протоколами и вступают в силу со дня подписания.

8.2. Соглашение служит основой для переговоров и заключения областных отраслевых, территориальных (городских, районных) соглашений и коллективных договоров в организациях.

8.3. Обязательства Сторон по Соглашению и рекомендации (решения) Комиссии должны учитываться при заключении территориальных (городских, районных), отраслевых соглашений и коллективных договоров.

8.4. Областные соглашения на последующие годы заключается не позднее февраля соответствующего года.

8.5. Объединения работодателей и работников будут принимать необходимые меры для обеспечения заключения коллективных договоров не позднее марта соответствующего года.

8.6. Стороны разрабатывают план мероприятий по реализации принятых обязательств с указанием конкретных сроков и ответственных за исполнение членов Комиссии.

8.7. Решения Комиссии являются формой реализации настоящего Соглашения.

8.8. Контроль за ходом выполнения Соглашения осуществляется сторонами в порядке, определенном Положением об областной трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений.

8.9. Рабочая группа Комиссии готовит информацию о ходе выполнения Соглашения. Комиссия ежегодно рассматривает ход выполнения положений Соглашения.

8.10. В целях освещения деятельности областной трехсторонней комиссии и хода реализации Соглашения Стороны обеспечивают регулярную публикацию в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию социального партнерства и проблемам социально-трудовых отношений в регионе.

8.11. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует до заключения нового Соглашения.

8.12. Настоящее Соглашение распространяется на государственные органы, работников и их представителей региона, а также на всех работодателей независимо от форм собственности.

8.13. Рабочим органом (координатором) является ГУ «Управление координации занятости и социальных программ ВКО».

8.14. Стороны несут ответственность в случае невыполнения взятых на себя обязательств, предусмотренных Соглашением, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

8.15. В недельный срок после подписания Соглашения его текст без сокращения подлежит размещению на официальных сайтах акима области, акимов городов и районов, в двухнедельный срок публикуется в областных газетах «Didar» и «Рудный Алтай», официальных газетах всех городов и районов.

Совершено в городе Усть-Каменогорск «14» апреля 2021 года в 8 (восемь) экземплярах на государственном и русском языках. У каждого из участников подписания находится по одному экземпляру Соглашения.

Подписи Сторон:

 

Заместитель Акима

Восточно-Казахстанской области                                                         Ш. Буктугутов

 

 

 

Председатель 

территориального объединения 

профсоюзов «Профсоюзный Центр ВКО»                                          Т. Касымжанов

 
 

Председатель Восточноазахстанского

филиалатерриториальное объединения

профсоюзов республиканского объединения

профсоюзов «Содружество профсоюзов

Казахстана «АМАНАТ»                                                                              М. Айзенберг

 

Исполнительный директор

Республиканской ассоциации горнодобывающих

и горно-металлургических предприятий (АГМП)                               Н. Радостовец

 

Вице-президент, Генеральный  директор

ОЮЛ «Национальная Конфедерация Работодателей

(предпринимателей) Республики Казахстан                                             В. Бреусова

 

Исполняющий директор  ОО «ВКО филиала

ассоциации тововаропроизводителей «АГРО»                                       К. Арнканов

 

Председателель «ОЮЛ «Региональная

Ассоциация предприятий лесной,

деревообрабатывающей и мебельной

промышленности по ВКО»                                                                       В. Чернецкий

 

  

 

Еще новости

Back to top button