Общество

Не житье, а Масленица!

Не житье, а Масленица!

Масленица – один из любимейших народных праздников, символизирует проводы зимы. Многонациональное население Восточного Казахстана особенно дружно и весело отмечает его.

В нашем регионе большую работу по сохранению русской культуры, языка, традиций и обычаев ведет Восточно-Казахстанское общество славянской культуры. В интервью для «Рудного Алтая» его бессменный председатель Александр Яковлев подробно рассказал о праздничных традициях.

– Мы с коллегами долгие годы по крупицам собирали и записывали ценнейшие образцы народной мудрости, особенности праздничных обычаев и ритуалов Восточного Казахстана, – говорит Александр Яковлев. – Заметили, что есть некоторые отличия в праздновании масленой недели и «Проводов зимы».

Блины – «колеса» весны

В разных уголках региона остается неизменным желание полакомиться вкуснейшими яствами перед самым строгим и длинным Великим православным постом. Неслучайно масленую неделю называют еще сыропустной или обжорной.

Правда, по словам собеседника, в пищу стараются не употреблять мясные продукты, зато в изобилии молочные, рыбные, консервированные, мучные и сладкие. Главное блюдо – блины, круглые, теплые, золотистые, как само солнышко. Как говорится, и самый хладнокровный человек любит горячие блины. А пекут их в большом количестве с разными начинками, весело приговаривая: «Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны» или «Блины – солнцу родственники». Не будем перечислять многочисленные рецепты блинчиков, скажем лишь, что у каждой хозяйки свои секреты.

Во время масленой недели принято ходить друг к другу в гости, даже если друзья и родственники живут в другой деревне или городе. А также веселиться, петь песни, участвовать в различных массовых забавах и народных гуляниях. Это прекрасная возможность «на других посмотреть и себя показать».

У молодых людей есть шанс встретить в хороводе свою вторую половинку. Народный фольклор сохранил интересное поверье: «Как на Масленицу засватают, так на Красную Горку (Пасху) выдадут».

Солярный символ счастья

Напомним, каждый из семи праздничных дней масленой недели имеет свое название и сакральное предназначение. Понедельник – «Встреча», вторник – «Заигрыш», среда – «Лакомка», четверг – «Разгуляй», пятница – «Тещины вечерки», суббота – «Золовкины посиделки», воскресенье – «Прощеный день».

О традициях празднования в селе Предгорном Глубоковского района рассказала председатель районного филиала общества славянской культуры, руководитель фольклорного народного ансамбля «Товарки» Нина Ершова.

– С первого дня «Встречи» ребята из младшей группы ансамбля «Челдонцы» поют закличные песни, – говорит Нина Ершова. – Залиты ледяные горки, установлено чучело. В игровой вторник ребятня весело катается на санках, соревнуясь, кто больше наездит километров. А во время «Лакомки» устраивают ярмарки-распродажи и фестиваль частушек. Много мероприятий мы проводим в казачьем курене-музее, который появился благодаря нашему атаману Юрию Овчинникову. Этот год для нас юбилейный: 135 лет исполняется школе, 5 лет – казачьему объединению «Станица Красноярская», а главное – 270 лет селу Предгорному, которое было основано как форпост Красноярский.

Члены общества славянской культуры говорят, что в четверг – «разгульный» или «переломный» день – было принято кататься на лошадях, украшенных лентами, вышитыми поясами. Из снега делали высокую насыпь, и удалые молодцы на скаку перепрыгивали через нее, показывая наблюдавшему за соревнованием люду свою молодецкую удаль. Также устраивали кулачные бои «стенка на стенку», строили и «завоевывали» снежные городки. Во время подобных игрищ парни нередко ломали себе руки, ребра, словом, не уходили с площади без травм. И все же люди гордились собой и были счастливы такому «исходу». Видимо, на Масленицу выходила лишняя негативная энергия, накопившаяся за зимнее время.

Последний день Масленицы – Прощеное воскресенье. Принято искренне просить прощения, раскаиваясь во всех своих прегрешениях, в том числе давних, а также прощать самому, приговаривая: «Бог простит». Это очень важное действо, без которого предстоящий пост не будет по-настоящему благодатным.

Кроме того, в воскресенье с особым размахом празднуют «Проводы зимы», не зря говорят: «Хоть себя заложи, а Масленицу проводи» или «В Прощеный день, как на Пасху, все целуются». Главное действо – сжигание чучела Масленицы в костре. Бросали в костер и колесо, которое, как и блин, является солярным знаком. Его катали по деревне или использовали в шуточных сценках.

Пепел Масленицы развеивали по полю или топили в проруби. Все мероприятия имели мистическое значение. Древние славяне были в основном земледельцами, и для них, для аграриев, было жизненно необходимо получить хороший урожай. Это обеспечивало пропитанием семью, род, общину. Было важно «задобрить» силы природы, особенно солнце – символ жизни, тепла, плодородия.

– В некоторых местах Сибирско-Алтайского региона существовали свои особенности празднования, – говорит Александр Яковлев. – К примеру, по селу ехал «масленичный поезд» из нескольких ярких повозок. В Шемонаихе впрягали и катали лодку, потому что, по легенде, солнце приплывает из-за моря на лодке. Где-то возили шкуру с огнем, что символизировало движение небесных светил и ускоряло приход весеннего тепла. А на Бухтарме ради потехи мужики катались на колесе и парили кукол или собак банными вениками. Были в ходу и другие обычаи, смысл которых заключался в отрешении от всего темного, зимнего и приветствии весны.

Хоть себя заложи, а Масленицу проводи

Широкое празднование состоится в воскресенье, 26 февраля, на территории амфитеатра в Усть-Каменогорске. Жителей областного центра ждет концерт из народных песен, танцев, шуточных сценок, конкурсов и викторин. Лучшие творческие коллективы, фольклорные ансамбли, танцевальные группы представят свое творчество.

Отметят Масленицу и в районах ВКО. По словам директора Дома дружбы Бескарагайского района Мейрамгуль Абылгазиновой, в селе Бескарагай также состоится народное торжество. В нем примут участие представители всех десяти сельских округов. Концертную программу «Широкая Масленица» готовят артисты районного Дома культуры, члены этнокультурных объединений, а также представители трудовых коллективов и разных учреждений.

Планируется яркий парад, который возглавит сказочный Емеля, сидящий на волшебной самоходной печке. За ним пойдут ряженые матрешки и ростовая кукла в виде самовара. Сотрудники детского сада «Айналайн» подарят публике танец «Золовкины посиделки», а члены славянского этнообъединения организуют масленичное застолье. Порадуют своим творчеством фольклорные группы «Деревенька моя» и «Воскресение».

– Масленицу у нас празднуют весело, а главное – всем миром, – подчеркнула председатель районного Совета общественности Кульпаш Мухамедкалиева. – Здесь не имеет значения национальность. Это особенно важно для нашей молодежи, которая перенимает традиции предков, учится уважать обычаи других этносов, укреплять дружбу. Радушием, открытостью, гостеприимством всегда отличалось казахстанское общество.

Масленое пиршество в Восточном Казахстане пройдет повсеместно с таким размахом, что потом придется долго вспоминать и говорить на прощание: «Мы Масленицу провожали, тяжело по ней вздыхали. Дорогая Масленица, воротись, до красного лета протянись».

Елена Пашке

Еще новости

Back to top button