Не работа, а золото!
Данил Резников занимается редким и красивым ремеслом. В его руках дорогие металлы обретают причудливую форму, драгоценные камни сверкают еще ярче. Несмотря на юный возраст, Данилу-мастера можно назвать профессионалом своего дела. В 21 год молодой ювелир может дать фору многим опытным и дипломированным специалистам.
Как признался Данил, у него не было желания в детстве стать космонавтом, пожарным или полицейским, как мечтают многие мальчишки.
– Если честно, я до девятого класса вообще не представлял, чем займусь в жизни, – говорит он. – А потом меня как будто осенило: шел мимо магазина «Янтарь», где сейчас располагается салон «Казахювелир». И ни с того ни с сего решил туда зайти. Меня просто… потянуло в это место. Зашел, посмотрел на драгоценности – глаза разбегаются. Подошел к мастеру, который над чем-то колдовал в своей маленькой кабинке, и сказал ему, что хочу заниматься ювелирным делом. К моему удивлению, он согласился взять меня к себе учеником. Может быть, потому, что никто до меня столь непредсказуемо и «нагло» себя не вел, – улыбается Данил.
Кстати, еще в детстве Данил начал постигать таинства искусства превращения металла в драгоценные изделия. Когда был совсем маленьким, будущий ювелир любил возиться с мелкими блестящими и яркими деталями от машинок и прочих мальчишеских игрушек, ему всегда было интересно устройство разных механизмов.
– Я не считаю, что ювелирное дело – это работа, – признается Данил. – Скорее можно назвать это занятие моим хобби, которое приносит доход. Я увлекаюсь очередным заказом и могу просидеть над новым изделием день и ночь, придумывая, как его сделать еще красивее. В неделю примерно пять украшений получается. Долго я учился управляться с инструментами. Их у ювелира, как у хирурга, – несколько десятков, а то и больше. В процессе работы уже не глядя берешь нужный предмет. Кстати, некоторые инструменты даже внешне похожи на хирургические – пинцет, например. Сложностей во время обучения, конечно, было много. Но любопытство и целеустремленность взяли верх. И сейчас, если берусь за что-то, то пока своего не добьюсь, не успокоюсь. Вот, к примеру, целых полгода учился вставлять камни в изделие. Исколол все пальцы, но все равно своего добился. А первая цепочка, которую я попытался запаять, вообще после моих долгих неумелых манипуляций превратилась в комок серебра. Но это было семь лет назад.
Больше всего молодому мастеру нравится изготавливать мужские печатки. Хотя сам он украшения не любит и не носит, принимает только подарки от родных.
– Сапожник без сапог, – смеется ювелир. – На самом деле не пользуюсь ими, потому что мешают при работе, да и украшать себя этими перстнями и цепочками, словно напоказ, как-то странно. Пусть люди на витрину смотрят.
Данил признается, что рисовать не умеет, и даже на металле гравировка выходит не очень. Зато другие элементы ювелирного дела он изучил и освоил почти досконально.
– Хотя, – говорит он, – это такое ремесло, в котором учиться не перестаешь никогда. – Этим мне ювелирное дело и понравилось. Каждый день ты приобретаешь новые навыки, до этого тебе неведомые. Когда клиенты приносят образцы, фото разных изделий, которые хотели бы увидеть в моем исполнении, я сразу предупреждаю, что точного сходства не будет. Ведь каждое колечко, сережка, кулончик – маленькое произведение искусства, а значит, в нем есть индивидуальность автора.
Данил признается, что клиенты бывают разные: капризные, покладистые, фантазеры. Любят заказывать атрибутику из любимых фильмов.
– Чаще всего ко мне приходили с просьбой сделать крест, как у Вин Дизеля в фильме «Форсаж». Думал даже, отдельную линию этих крестов выпущу, так много было заказов, – смеется собеседник. – Вообще, для меня нет неинтересных изделий. Будь то простое обручальное колечко или сложный кулон, мне нравится любая работа. Иногда бывает, что делаю что-то для себя, это у ремесленников называется «побаловаться». Сделал из серебра Байтерек высотой десять сантиметров. А потом что-то понадобилось, не хватало кусочка металла, и я его сплавил. Знакомые просто ужаснулись. Говорят, как ты можешь, это же такая красота. А для нас, ювелиров, это нормально, мы металл не жалеем, это все равно как краска для художника. Если где-то понадобился кусочек золота, например, на сережку, мастер машинально снимает с себя цепочку, начинает тут же ее плавить. Потому что в процессе работы для тебя важен только результат. Потом этот мастер запросто сможет себе еще одну цепочку сделать, проблем нет. Интересно, что все, кто заходит в мастерскую, я имею в виду посторонних людей, почему-то боятся летящей золотой стружки, оплавленного металла, атмосферы лихорадочной деятельности, как в маленькой кузнице. А я чувствую себя здесь, как рыба в воде. Мне все это очень нравится.
Данил рассказывает, что раньше любое ювелирное украшение, особенно золотое, было дефицитом. К любому изделию относились как к великой ценности и носили колечко или цепочку бережно, годами, передавали эти украшения в наследство детям и внукам.
– Но сегодня люди заметно устали от однообразной «штамповки», и все чаще хотят что-то свое, особенное, и часто неаккуратны с драгоценностями. Это заметно по большому потоку посетителей, желающих починить то или иное изделие. Приходят иногда со своим материалом. Приносят даже золотые коронки. Бывает, что несут камни, которые получили в подарок или откуда-то привезли. Мне нравится, когда клиент появляется у меня со своими идеями, которые долго вынашивает, сочиняет, рисует эскизы. Это выдает творческих людей, с ними проще договориться, понять, чего же они хотят, в отличие от тех, кто совершенно не знает, зачем пришел в мастерскую. Кстати, отремонтировать можно практически все, вопрос только в цене и в том, стоит ли браться за такую работу. В большей степени это зависит от квалификации мастера. В одной мастерской могут сказать, что ничего сделать невозможно, а в другой мастер возьмется за этот заказ. Даже пустотелые цепочки вполне чинятся, хотя в магазинах и интернете обычно предупреждают, что они ремонту не подлежат.
Эту фразу Данил взял за правило, девиз своей жизни. По природе натура увлекающаяся, парень просто заинтересовался, как можно сделать кольцо, и вот он уже на пороге ювелирной мастерской. Она ему – как дом родной. Все разложено по полочкам, под рукой каталог драгоценностей, в котором клиенты могут выбрать изделие на любой вкус и цвет. Бывает, когда драгоценности делаются с маленькими механизмами, тогда процесс работы над ними превращается в головоломку.
– Я помню, как мы трудились над драгоценной шпилькой для волос в китайском стиле, – говорит Данил. – К ней приделывались маленькие детали в виде пропеллеров, которые должны были крутиться. Попотели изрядно над этой штучкой. Еще как-то делал печатку мужскую с короной, которая должна была вращаться. Ювелирное дело – это скорее не ремесло, а искусство. Ведь, например, чинить обувь – это тоже весьма трудное и ответственное дело. Но из поношенной обуви уже не получится произведение искусства, это лишь ремонт уже готовой вещи, а если делаешь какую-нибудь брошь с драгоценными камнями, зависит от тебя – станет ли она предметом восхищения или со временем затеряется в чьей-то шкатулке. Искусство – это всегда прогресс.
По мнению Данила, в Усть-Каменогорске достаточно ювелирных мастерских, но о художниках, которые там работают, как правило, ничего не известно.
– Сейчас время брендов, – рассуждает парень. – Все знают, что такое украшения от «Тиффани», «Диор». Но кто исполняет эти шедевры? Кто днями и ночами микроскопическими пинцетами и паяльничками, иголочками и прочими инструментами из кусочка драгоценного металла создает произведение искусства?
Имена таких художников не на слуху, а жаль. Вот Фаберже – известная личность. Его работами восхищались первые лица многих стран. Но можно ли так сразу, не задумываясь, назвать еще кого-то? Нет. Вот это печально. Кроме того, у нас нет ни специализированных курсов для ювелиров, ни профильных классов в колледжах, словом, ничего нет. То есть, захочешь ты научиться сложному кропотливому делу – ищи выходы сам.
В нашем городе около десятка ювелирных мастерских. Но конкурентной борьбы между ними нет, уверяет наш герой. Даже существует что-то вроде поддержки друг друга.
– Могут позвонить из другой мастерской, рассказать, что вот к вам послали клиента с заказом на кулончик, на сумму меньше такой-то не соглашайтесь, – говорит ювелир. – А вообще, в условиях нынешнего кризиса клиентов поубавилось. Хотя запросы возросли. Всем нужно изделие из двух граммов золота, а выглядело чтобы… на миллион. Но такие заказы даже подзадоривают, азарт просыпается. Думаешь, а почему бы и нет, неужели не смогу подковать эту «золотую блоху»?
На вопрос о том, много ли получает «хирург по золоту», Данил отвечает, что любая копейка, заработанная в любимом деле, – это невероятное счастье.
– На самом деле, не так много, как думает большинство, – говорит мастер. – Если говорить о выручке, конечно, больше дохода приносят заказы на изготовление драгоценностей. Хотя… в большинстве случаев люди приходят, чтобы починить какую-то памятную вещь. Это недорого, но поскольку возникает большой поток посетителей, в результате доход увеличивается.
Ювелир живет не только своей работой. В свободное время он любит отдыхать на природе, читать книги, заниматься спортом.
– Ночные клубы я как-то обхожу стороной, – улыбается Данил. – Мне по душе спокойный отдых. Чтение – одно из любимых занятий и не только специализированной литературы, но и чего-то для души. Чем больше знаешь, тем больше можешь. В детстве я шесть лет занимался хоккеем, теперь хожу в тренажерный зал. Когда появилось любимое дело, практически ни на что не хватало времени. Даже… на школу. Поэтому я остался в десятом классе на второй год. Но не подумайте, что из-за тупости или лености. Дело в том, что как придешь на уроки, из мастерской звонят: «Ты что, какая школа? Бегом доделывай сережку!». Но я сильно не переживал, школу закончил нормально, а теперь всего себя могу отдать любимому делу. О дальнейшей учебе пока не задумываюсь. Буду оттачивать мастерство ювелира.
По словам скромного парня, девушки в основном смотрят на украшения, а не на их изготовителя. Но когда появится дама сердца, Данил обещает на свою свадьбу лично создать самые красивые обручальные кольца.