Общество

Мастер казахских скрипок

Мастер казахских скрипок

В Усть-Каменогорске живет человек, который стремится стать лучшим казахстанским мастером по изготовлению необычного национального инструмента – прима-кобыза. Конечно, только им одним дело не обходится, однако казахский национальный аналог скрипки стал лейтмотивом в жизни 33-летнего мастера музыкальных инструментов Петра Круча.

Родился Петр в городе Аркалыке Костанайской области. В 13 лет вместе с родителями переехал в Усть-Каменогорск. Как и все «прогрессивные» подростки того времени, стал играть на акустической гитаре во дворе, потом перешел на электрогитару. Сам Петр говорит просто: «Раньше эта субкультура была сильна». Отсюда и пошло нездоровое (в хорошем смысле слова, конечно, как бы парадоксально это ни звучало) увлечение музыкой. Энтузиаст от обывателя отличается тем, что он горит идеей – для будущего мастера недостаточно просто разучивать песни и играть их с товарищами по группе или сольно. Нет, Петра это интересовало совершенно на другом уровне.

– Тяга к созданию музыкальных инструментов начала проявляться с раннего подросткового возраста, – рассказывает Петр Круч. – В школьные годы пробовал ремонтировать и реставрировать старые гитары, а также делать первые электрогитары из того, что попадалось под руку. Получались, конечно, не самые лучшие инструменты, мягко говоря. Но в этот период я приобрел базовые навыки и общее представление о работе с деревом и музыкальной фурнитурой, которые в дальнейшем, как выяснится, окажутся весьма полезны.

Несмотря на явную склонность к музыке, в семье настроения Петра не разделяли, и он это прекрасно понимал. Отец хоть и видел увлеченность своего сына, но настоял на том, чтобы тот получил хорошую техническую специальность. В итоге со школьной скамьи Петр отправился прямиком в ВКГТУ им. Д. Серикбаева, который тогда еще именовался СДИ. Специальность – «технолог машиностроения». Последовав родительскому совету, отучился два года, но не выдержал, когда попал на первую производственную практику. Как говорит Петр, побывав в реальных рабочих условиях своей специальности, он окончательно убедился, что делает со своей жизнью что-то противоестественное. Что-то, чего делать совсем не хочет. В итоге, в СДИ он так и не доучился.

Зато тут же нашел себя в близком сердцу направлении – поступил в музыкальное училище им. братьев Абдуллиных на контрабас. Родители уже не могли пойти наперекор своему упертому сыну, и в этот раз, спустя четыре года, Петр получил корочку об окончании учебного заведения.

– Контрабас – это как «Лада»-«девятка». Постоянно что-то ломается, постоянно нужно его ремонтировать, – иронизирует Петр Круч. – Шутки шутками, но этот большой инструмент действительно требует особого внимания и ухода. Поэтому неоднократно относил его мастеру по ремонту струнных инструментов, прекрасному скрипачу Евгению Собко, который тогда еще был директором музыкальной школы № 2. Глядя на него, я сам заново увлекся ремонтом инструментов. Сейчас мы с Евгением хорошие друзья.

После окончания колледжа Петр получил грант на продолжение обучения в Казахском национальном университете искусств в Астане и сразу отправился в столицу, где провел следующие четыре года, совершенствуясь как контрабасист и приобретая неожиданные даже для себя навыки и идеи.

– В Астане устроился работать в Казахский оркестр национальных инструментов и там, поглядев, на чем играют наши кобызисты, впервые задумался: «А ведь я вполне могу сделать лучше», – говорит Петр Круч. – Вернувшись в Усть-Каменогорск, я уже знал, чем хочу заниматься.
Первый свой прима-кобыз Петр делал три месяца. Вытачивал его с помощью самых простых и доступных инструментов по ночам и в перерывах между работой в оркестре. Первые пробы были не очень удачные – инструменты выходили откровенно плохие. Но разве можно чему-то научиться, не пробуя и не ошибаясь?

Из собственных средств Петр вложился в станки и приборы для специальной обработки дерева и начал постепенно выходить на новый уровень. Друзья и знакомые отнеслись с непониманием, спрашивали: «Зачем тебе это нужно?» Однако Петр уже знал, что это – дело его жизни. Среди спецсредств по обработке музыкальных инструментов есть, к примеру, маленькие ручные рубанки длиной всего в несколько сантиметров, а также сушильная камера с ультрафиолетовым излучением. В условиях нашего сурового климата обойтись без последнего аппарата весьма сложно. Ведь там, откуда родом прообраз прима-кобыза (скрипка), в Италии, в основном мягкий климат с обилием солнца. Итальянские мастера лакируют свои инструменты и выносят их сушиться прямо на открытый воздух. В Восточном Казахстане, как в южной части Сибири, погода отнюдь не такая благосклонная. Поэтому приходится таким способом солнечные лучи «эмулировать».

Со временем у мастера появился не только опыт, хорошо набитая рука и специальные инструменты, но и подмастерья, а также компаньон в лице усть-каменогорского художника Александра Щербакова. Он помогает в декорировании инструментов.

Дерево Петр использует исключительно зарубежное: канадская ель, кавказский клен, орех, индонезийский палисандр, африканское черное дерево и другие. К сожалению, наш климат плохо влияет на качества, необходимые для изготовления музыкальных инструментов.
– Расстояние между годовыми кольцами деревьев должно быть примерно одинаковое – в таком случае его менее проблематично настроить, с ним проще работать и легче добиться необходимого результата, – поясняет Петр Круч. – У наших деревьев кольца слишком разные. Например, теплая и ранняя весна, как в этом году, даст прирост в виде большого годового кольца. А если в следующем году весной ударят заморозки – кольцо будет совсем маленькое. В итоге получается слишком неравномерное сырье.

Основная часть производства Петра Круча – прима-кобызы и шертеры ручной работы. Самый дорогой заказ был на прима-кобыз, украшенный серебром и выполненный в богатой деревянной отделке. Это был подарок одного из министров РК для своей дочери. На работу ушло полтора месяца. Как говорит сам Петр Круч, немного обидно, что в конечном итоге кобыз оказался на стене в качестве декоративного украшения интерьера. Все-таки для мастера важно, чтобы на его инструменте играли. Несколько раз брался за домбры, но получалось слишком по-авторски, слишком вольно. А ведь домбра – древний традиционный инструмент, который требует особого внимания не только к акустическим качествам, но и духовным.

– Пока что я не делаю домбры, так как для того, чтобы собирать этот инструмент, необходимо очень тонко чувствовать национальную культуру, быт и традиции, – говорит Петр Круч. – Возможно, в будущем займемся изготовлением и этих знаменитых степных инструментов.
Здесь, наверное, стоит указать, что Петр действительно интересуется казахской инструменталистикой и музыкой, владеет государственным языком на разговорном уровне и старается подойти к процессу создания национальных инструментов, учитывая весь наработанный опыт былых мастеров Казахстана.

Неожиданную популярность за рубежом получили аксессуары для духовых инструментов. В основном – деревянные кейсы для тростей ручной работы. Первую такую шкатулку Петр сделал для своего друга по училищу в качестве подарка на день рождения. Сарафанное радио заработало, и вот уже не только усть-каменогорские или даже казахстанские, но в целом музыканты со всего мира заказывают именные, как сейчас модно говорить, «кастомные» кейсы для тростей. Один из именитых заказчиков – концертмейстер духовых инструментов оркестра ее Величества королевы Великобритании Элиссон Свиндлс (Alisson Swindles).

Сегодня Петр Круч – один из нескольких мастеров в Казахстане, который обеспечивает прима-кобызами и шертерами ручной работы не только сольных исполнителей и ценителей этих инструментов, но и музыкальные школы и училища по всей республике. К сожалению, сейчас в стране буквально несколько мастеров-инструменталистов, так как старое поколение ушло, не оставив преемников, а новое только набирает обороты.
Петр Круч хочет стать одним из тех, кто поднимет планку качества национальных инструментов на принципиально новый уровень.

Прима-кобыз – разновидность кобыза, разработанная специально для выступлений в составе оркестров и других ансамблей народным артистом Казахстана Ахметом Жубановым.

Шертер — древнеказахский и древнетюркский струнный щипковый инструмент. На шертере играли так же, как и на домбре, но при этом шертер был намного меньше домбры — он имел короткий гриф без ладов и отличался более сильным звучанием.

Эдуард Кунгурцев
Фото Дмитрия Франчука

Еще новости

Back to top button